Тема 11. Формирование педагогической культуры родителей
Вопросы и задания к изучению темы:
1.Раскройте содержание понятий « педагогическая культура», « педагогическая культура родителей».
2.Укажите основные направления работы ДОУ по формированию у родителей педагогических знаний и опыта воспитания ребенка.
3.Дайте характеристику основным методам и формам работы ДОУ с семьей по решению задач формирования педагогической культуры.
4. Проанализируйте опыт решения задач формирования педагогической культуры родителей по социальному развитию детей дошкольного возраста
( Коломийченко Л.В., Оглезнева О.В.).
Примечание: В анализе следует отразить направление работы, в рамках которого решаются задачи формирования педагогической культуры родителей, какие компоненты педагогической культуры формируются, какова последовательность работы с родителями, какие методы и формы работы используются, в какой степени задачи, содержание и методы работы соответствуют друг другу, в какой степени используется опыт воспитания родителей, активные формы и методы работы с ними?
Во второй части занятия проводится презентация и защита проектов по различным направлениям работы педагогов с родителями. Для разработки проекта студенты объединяются в подгрупп по 8 человек. Из числа студентов группы выбираются эксперты ( 3-4 человека). Каждая из подгрупп работает над одной из проектных тем и готовит его презентацию и защиту ( 10-15 минут). После презентации организуется обсуждение проекта и его оценка ( экспертами). Группе экспертов необходимо подготовить к занятию критерии анализа и оценки проектов .
Примерная тематика проектов:
« Воспитываем гражданина»
«Скоро в школу»
« Играем вместе»
«Читаем всей семьей»
Требования к оформлению проекта:
-тема и вид проекта;
-обоснование актуальности (значимости) темы и содержания проекта с точки зрения значимости для его участников;
-цель и задачи;
-сроки реализации;
-участники проекта;
-возможные риски и пути их устранения;
-ожидаемые результаты
-этапы реализации проекта( подготовительный, основной, обобщающий)
-стратегия реализации проекта:
мероприятие | цель | результат | сроки |
1 год реализации проекта | |||
….. | |||
Торой год реализации проекта….и т.д. | |||
С примером проекта можно познакомиться в пособии А.А. Майер и др. «555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада» / М.6 ТЦ « сфера», 2011.-С.102-108, 113-114.
Литература
Основная
Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учеб пособ для студ сред пед учеб завед/ С.А. Козлова, Т.А. Куликова - М.: Академия, 1998.- С 361-372.
Дополнительная
Арнаутова Е. Педагог и семья. / Е. Арнаутова -М.: Карапуз , 2002.
Загик Л.В.Воспитатели и родители. Из опыта работы. / Сост. Л.В. Загик, В.М. Иванова / Л.В. загик.-М. Просвещение , 1985.
Маркова Т.А. Детский сад и семья. / Под ред. Т.А. Марковой / Т.А. Маркова -М.: Просвещение , 1986.
Зверева О.Л. Школа родителей./ О.Л. Зверева // Дошкольное воспитание.-1994.- №3.
Неретина Н.Б. Педагогическое просвещение родителей или школа для мам/ Н.Б. Неретина // Управление дошкольным учреждением.-2003.- №3.
Для анализа педагогического опыта:
Коломийченко Л.В. Формирование психолого-педагогической компетентности родителей по социальному развитию детей дошкольного возраста./ Л.В. Коломийченко, О.В. Оглезнева –Добрянка, 2005.
Содержание лабораторных работ (лабораторный практикум)
№ и название разделов и тем | Цель и содержание лабораторной работы | Результаты лабораторной работы |
Лабораторная работа №1: | ||
Педагогическая культура и профессиональная компетентность педагога | Закрепить представления о сущности, структуре и содержании пед. культуры и проф компетентности, развивать диагностические умения, способствовать осознанию значимости развития собственной пед культуры и проф компетентности 1. Раскройте, в чем состоит содержание понятий «культура», «общая культура личности», «педагогическая культура», « компетентность», «профессиональная компетентность», «профессиональная компетентность педагога». Укажите, в чем состоит взаимосвязь этих понятий. 2. Раскройте структуру общей и педагогической культуры учителя, содержание каждого компонента. 3. Раскройте пути формирования педагогической культуры учителя. 4. Раскройте структуру и содержание профессиональной компетентности учителя, пути ее формирования. 5. Раскройте взаимосвязь педагогической культуры и профессиональной компетентности учителя. | Блок-схема «Профессиональная компетентность», «Педагогическая культура» |
Лабораторная работа №2 | ||
Нормативно-правовая база образования в РФ | Сформировать умение анализировать и сопоставлять нормативно-правовые документы, устанавливать преемственность между ними.
| Карта-схема «Нормативно-правовая база образования2 |
Методы и средства образовательного процесса | Развивать умения обозначать методы, средства в образовательном процессе, определять их целесообразность и педагогическую ценность
| Анализ фрагментов видеозаписей |
Технологии обучения
6.1. Технологии аудиторной работы:
Традиционные технологии:
· академические лекции,
· установочные и обобщающие лекции,
· семинарские занятия,
· практические занятия,
· лабораторные занятия.
Технологии проблемного обучения:
· проблемные лекции,
· лекция с заранее запланированными ошибками
· выступление с докладом, сообщением по реферату,
· разбор конкретных ситуаций.
· рецензирование студентами работ друг друга;
· экспертные оценки проектов группами студентов.
Технологии формирования научно-исследовательской деятельности:
· практические занятия,
· лабораторные работы,
Интерактивные и активные технологии:
· деловая игра,
· ролевая игра,
· разбор педагогических ситуаций,
· мозговой штурм,
· дискуссия.
6.2. Технологии внеаудиторной работы:
Традиционные технологии:
· конспектирование литературы.
· подготовка к коллоквиуму, собеседованию по теме,
· реферирование
· подготовка реферата и доклада.
Технологии формирования научно-исследовательской деятельности:
· написание эссе и иные творческие работы.
· подготовка презентаций проектов или научно-исследовательских проблем.
· поиск и создание базы данных материалов, размещенных в сети Интернет.
Занятия лекционного типа составляют 40 % от аудиторных занятий Занятия, проводимые в интерактивных формах, составляют 20 % аудиторных занятий
7. Структура и содержание самостоятельной работы студентов
7.1. Структура и трудоемкость самостоятельной (обязательной) работы студентов
№ раздела дисциплины | Наименование раздела дисциплины | Виды самостоятельной работы | Общая трудоемкость (ак. час. / зач. ед.) | ||||||||||
Исследовательско-творческая деятельность | Эссе | Составление аналитических таблиц | Реферирование | Аннотирование | Конспектирование | Подготовка к семинарским занятиям | Подготовка с лабораторным занятиям | Подготовка к контрольным работам | Подготовка к коллоквиуму | ||||
1. | 1.Общая педагогика | Д | Д | Д | Д | О | оО | ||||||
2. | 2. История педагогики | о | |||||||||||
3.Основы дошкольной педагогики | Д | Д | Д | Д | О | О | О | ||||||
4. Социальная педагогика | |||||||||||||
План-график самостоятельной работы студентов
№ п/п | Виды самостоятельной работы | Раздел дисциплины курса | Сроки (неделя семестра) | Форма контроля | ||
Обязат. | Допол. | |||||
1. | Подготовка к семинарскому занятию | Педагогическая профессия в современном обществе | 1 неделя | Семинар Конкурс эссе, презентация плана, проверочная работа | ||
Подготовка к проверочной и контрольной работе | ||||||
Эссе | ||||||
Cоставление плана самообразования | ||||||
Подготовка к семинарскому занятию | Педагогика как наука | 3-5 неделя | Семинар Контрольная работа Проверка и обсуждение со студентами материалов | |||
Подготовка к контрольной работе | ||||||
Составление словаря | ||||||
Составление схем-таблиц | ||||||
Подготовка к семинарскому занятию | Образование как фактор развития личности и общества | 6-8 неделя | Семинар, Лабораторная работа, Взаимопроверка и аннотирование рефератов | |||
Подготовка к лабораторной работе | ||||||
Реферат | ||||||
Подготовка к семинарскому занятию | Теория и методика обучения | 9-11 неделя | Проверка, защита продуктов творческой работы, тестирование, | |||
Подготовка к лабораторной работе | ||||||
Выполнение практического и творческого задания | ||||||
Работа с кейс-материалами | ||||||
Подготовка к семинарскому занятию | Теория и методика воспитания | 12-14 неделя | Дискуссионные качели, спич | |||
Аннотирование литературы | ||||||
Работа с кейс-материалами | ||||||
Подготовка к семинарскому занятию | История педагогики | 15-16 неделя | Семинар проверочная работа, взаимопроверка аналитических карт | |||
Подготовка к проверочной и контрольной работе | ||||||
Заполнение аналитической карты | ||||||
Работа с источниками | ||||||
Подготовка к семинарскому занятию | Дошкольная педагогика как наука об образовании человека на этапе дошкольного детства | Семинар, взаимопроверка аналитических карт | ||||
Заполнение аналитической карты | ||||||
Подготовка к семинарскому занятию | Дошкольное образование в системе образования Российской Федерации. | Семинар, отчет о выполнении задания | ||||
Выполнение практического и творческого задания | ||||||
Эссе | ||||||
Подготовка к семинарскому занятию | Теоретические и содержательные основы образовательного процесса в ДОУ | Семинар, представление аналитических таблиц, сравнительный анализ | ||||
Заполнение аналитической таблицы | ||||||
Анализ нормативных актов | ||||||
Подготовка к семинарскому занятию | Организационно-методические основы образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении | Семинар, презентация творческого продукта, спич | ||||
Выполнение практического и творческого задания | ||||||
Работа с источниками | ||||||
Подготовка к семинарскому занятию | Образование и развитие ребенка дошкольного возраста в разных видах деятельности | Семинар, конкурс рецензий, презентация творческого продукта | ||||
Рецензирование | ||||||
Выполнение практического и творческого задания | ||||||
Подготовка к семинарскому занятию | Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения, семьи и школы | |||||
Выполнение практического и творческого задания | ||||||
Заполнение аналитической таблицы | ||||||