В. 4. ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА (предмет, функции, отрасли педагогики). ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПЕДАГОГИКИ
Формы посижения бытия:мифологическая, религиозная, художественная, научная форма.
Педагогика — это наука.
"Наука — сфера человеческой деятельности , направленной на выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о действительности. Основой этой деятельности является сбор научных фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и, на этой базе, синтез новых научных знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи и, как следствие, — прогнозировать. Те естественнонаучные теории и гипотезы, которые подтверждаются фактами или опытами, формулируются в виде законов природы или общества.".
Особенности науки как формы постижения бытия:
ñ познание мира в его объективном существовании
ñ опытная достоверность
ñ логическая обоснованность
ñ наличие предмета и объекта
ñ всеобщность выводов
ñ рационально-теоретический способ постижения бытия
ñ наличие системы методов исследования
ñ систематизированное знание
ñ наличие категориального аппарата: словесно-понятийная форма категорий, принципов, концепций, теорий
Педагогика как наука последовательно воспринимала и аккумулировала все достижения мифологической, религиозной и художественной форм постижения бытия, обобщая опыт практики воспитания.
Она развивается как теоретическаяобласть, но одновременно представляет собой некоторую область педагогического искусства: знание, в полной мере отвечающее критериям научного, может быть получено лишь в результате живой практики воспитания и обучения, в общении с участниками педагогического процесса, в анализе продуктивной и творческой деятельности детей.
Определение: педагогика – (греч. paidagogike от pais (paidos) – дитя , ago – веду) – наука о воспитании, обучении и образовании детей и взрослых.
Источники развития педагогики:
А. Многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике;
Б. философские, обществоведческие, педагогические и психологические труды,
В. текущая мировая и отечественная практика воспитания;
Г. данные специально организованных педагогических исследований;
Д. опыт педагогов-новаторов, предлагающих оригинальные идеи, новые подходы, технологии воспитания в современных быстроизменяющихся условиях.
СУЩЕСТВУЮТ РАЗНЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ОБЪЕКТА И ПРЕДМЕТА ПЕДАГОГИКИ. МЫ ИСХОДИМ ИЗ ТОГО, ЧТО
ОБЪЕКТ педагогики – это явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества.
ПРЕДМЕТ педагогики– целенаправленный целостный педагогический процесс.
ФУНКЦИИ педагогической науки –
*Общетеоретическая – анализ закономерностей педагогического процесса.
*Прогностическая. практическая, преобразовательная.
*Прикладная – разработка новых методов, технологий…
Другой вариант –
*описание педагогических явлений,
*их объяснение и, наконец,
*преобразование педагогической действительности.
СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК.
Общие основы педагогики (предмет, методология педагогического исследования, цель и структура целостного процесса образования);
теория обучения или дидактика (закономерности процесса обучения);
частные дидактики (методики обучения тому или иному предмету);
теория воспитания (закономерности процесса воспитания);
управление образовательными системами (теоретические основы педагогического менеджмента), история педагогики (история образования)
ОТРАСЛИ ПЕДАГОГИКИ.
Возрастная педагогика:
ñ преддошкольная педагогика (до 3-х лет);
ñ дошкольная педагогика,
ñ педагогика школы,
ñ андрогогика - обучение и воспитание взрослых.
Специальная педагогика
ñ сурдопедагогика,
ñ тифлопедагогика,
ñ олигофренопедагогика,
ñ логопедия.
Другие отрасли:
ñ военная педагогика,
ñ спортивная педагогика,
ñ театральная педагогика,
ñ музейная педагогика,
ñ производственная педагогика,
ñ педагогика исправительно-трудовых учреждений (пенитенциарная педагогика, педагогика перевоспитания правонарушителей).
СВЯЗЬ ПЕДАГОГИКИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ.
Связь с философией - философия образования.
С психологией – педагогическая психология.
С социологией - социология образования.
С экономикой - экономика образования.
С культурологией – педагогическая аксиология.
С этикой — нравственное воспитание.
С естественными науками естественнонаучная база педагогики и психологии.
С физиологией - возрастная физиология.
С гигиеной школьная гигиена.
С медициной - коррекционная педагогика.
С этнографией и фольклористикой – народная педагогика.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПЕДАГОГИКИ.
ОБРАЗОВАНИЕ.
Образование – общественно значимое благо, под которым понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, семьи, общества, государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций, определенных объема и сложности /ИЗ ПРОЕКТА ЗАКОНА ОБ ОБРАЗОВАНИИ/
Образование – (калька с немецкого слова Bildung; Bild – образ) обретение совершенного образа, Божьего образа. В рус. яз.: Н.И.Новиков, журналист и просветитель, 2 пол. 18 века.
Образование – в современных европейских и североамериканских психолого-педагогических науках – education. Термин, объединяющий понятия «педагогика», «образование», «воспитание». Смысл: самосовершенствование, самодвижение на пути к знанию.
Образование – путь и результат обучения. (советская педагогика середины 20 века).
Современная педагогическая теория рассматривает, по меньшей мере, четыре аспекта содержательной трактовки образования: образование как ценность, как система, как процесс и как результат. (Б.С.Гершунский).
а. Образование как ценность: государственная ценность, общественная ценность, ценность личности.
б. Образование как система: Закон об Образовании»: «Система образования в Российской федерации представляет собой совокупность взаимодействующих: преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов…; сети реализующих их образовательных учреждений…; органов управления образованием…»
в. Образование как процесс: «Закон РФ об образовании»: «Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся установленных государством образовательных уровней (цензов)». Образование как процесс предполагает качественные изменения, движение от незнания к знанию, от неумения к мастерству, от непросвещенности к культуре.
г. Образование как результат: фиксирует уровень присвоения личностью ценностей, которые реализует процесс образования. «Лестница» образовательных результатов: «Грамотность» - стартовый уровень образования. Грамотность чтения, математическая грамотность и естественнонаучная грамотность. «Компетентность» - способность человека накапливать, интегрировать знания и опыт, переносить и использовать их в различных жизненных ситуациях. «Образованность» - характеризует широкий кругозор личности в различных областях жизни, природы, общества, человека. /Голованова/.
ВОСПИТАНИЕ –
Воспитание может трактоваться в нескольких смыслах:
ñ воспитание в широком социальном смысле — воздействие общества на человека в целом; фактически отождествление воспитания с социализацией; (совокупность воздействий всех общественных институтов, обеспечивающих передачу из поколения в поколение накопленного социально-культурного опыта, нравственных норм и ценностей.) Воспитание – это процесс целенаправленной контролируемой социализации (посредством семейного, религиозного, школьного воспитания)...
ñ воспитание в широком педагогическом смысле — целенаправленное воспитание, осуществляемое системой учебно-воспитательных учреждений;
ñ воспитание в узком педагогическом смысле — воспитательная работа, целью которой является формирование у детей системы определенных качеств, взглядов, убеждений, отношений;
ñ воспитание в еще более узком значении — решение конкретных воспитательных задач (например, воспитание определенного качества и т.д.)
Воспитание – творческий целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников по созданию оптимальных условий организации освоения социально-культурных ценностей общества и как следствие – развитие их индивидуальности, самореализация личности /Маленкова/.
Воспитание – процесс целенаправленного влияния, целью которого выступает усвоение ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей /Смирнов С.А./.
Воспитание – это целенаправленная и взаимосвязанная деятельность воспитателей и воспитанников, их отношения в процессе этой деятельности, способствующей формированию и развитию личности и коллективов /Н.И.Болдырев/.
Воспитание есть воздействие на сердце тех, кого мы воспитываем /Л.Н.Толстой/.
Воспитание есть усвоение общезначимого социального опыта /Ю.К.Бабанский/.
Воспитание – это целенаправленное управление процессом развития личности /Х.Й.Лийметс/.
Воспитание – процесс подготовки людей к трудовой и иной полезной деятельности в обществе, к выполнению многообразных социальных функций /пед. словарь 1988г./.
Воспитание – это формирование личности как творца своей жизни и своей судьбы.
Воспитание во всех проявлениях служит формированию нравственности. Суть воспитания – формирование отношений к окружающему миру (Маленкова).
ОБУЧЕНИЕ – специфический процесс познания, управляемый педагогом. /В.А.Сластенин/.
Обучение – целенаправленный процесс организации учебной деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками, компетенциями, приобретению опыта деятельности, развитию способностей /ПРОЕКТ ЗАКОНА ОБ ОБРАЗОВАНИИ/
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ –
- особый вид социальной деятельности, целью которой является передача от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта,создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе. /Сластенин В.А./
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС –
- специально организованное целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников с использованием средств воспитания и обучения, направленное на решение развивающих и образовательных задач. /Сластенин/.
Из других наук:
РАЗВИТИЕ – процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека...
ФОРМИРОВАНИЕ – процесс становления личности человека...
СОЦИАЛИЗАЦИЯ – усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта.