Тема 2. Педагогические системы и педагогические технологии. Цели изучения темы
1. Сориентировать студентов в системе знаний о педагогических системах и педагогических технологиях.
2. Помочь обучающимся уяснить сущность понятия «педагогический процесс как система».
3. Обосновать сущность, структуру и назначение педагогических технологий в реализации профессиональной деятельности будущих учителей
4. Оказать помощь студентам в развитии профессиональной компетентности в сфере педагогических знаний и их применения в практике обучения и воспитания.
В результате изучения темы обучающиеся должны:
знать:структуру и компонентный состав целостных педагогических систем; сущность педагогического процесса как системы; сущность, назначение, функции, содержательную характеристику и структуру педагогической технологии;
уметь:самостоятельно раскрывать сущность педагогического процесса как системы, ее субъектов и объектов; обосновывать состав, структуру и основные функции педагогической технологии; осуществлять проектирование педагогических технологий; организовывать образовательный процесс и прогнозировать его результат;
иметь представление:о сущности и содержании системного подхода к социально-педагогическим явлениям; о педагогической системе профессионального образования будущих учителей.
Лекционный этап обучения
Метод обучения— проблемная лекция.
Семантические единицы,усвоение которых предусматривается в рамках изучения темы: педагогическая система; педагогический процесс как система, его основные задачи и структурные компоненты; педагогическая технология; признаки и функции педагогической технологии.
Вид создаваемой коммуникативной ситуации:фронтальная.
Средства обучения:фондовая лекция по данной теме, ДК (ЭКЛ, ЭРП, ЭАСиНП).
Материальное обеспечение:выставка литературы, панель для демонстрации компьютерных слайдов, экран.
Вопросы лекции.
1. Понятие о педагогических системах. Педагогический процесс как
система.
2. Педагогическая технология: сущность, содержательная характеристика и структура.
Проблемные вопросы,выносимые для обсуждения на лекционный этап обучения.
1. В чем различие между педагогической и непедагогическими системами?
2. Как вы считаете, в чем заключается качественное своеобразие педагогических систем?
3. Исходя из сущностных признаков педагогической технологии обоснуйте возможность существования технологий обучения, технологий
воспитания и технологий образования.
Задания на самостоятельную подготовку к семинару.Изучить рекомендуемую по теме литературу и уяснить роль и место педагогики в жизненном самоопределении человека, понять особенности предмета и объекта педагогики как науки.
2. Уяснить содержание понятий: педагогика, предмет и объект педагогики как науки, педагогическая деятельность, педагогический процесс и его закономерности, обучение, воспитание, образование, самовоспитание.
3. Подготовить сообщения на темы «Развитие педагогической мысли
в России (начало XVIII - конец XIX в.)» и «Педагогическая система А.С. Макаренко».
Проблемные вопросы для подготовки к семинарскому занятию.
1. Изучив темы №№ 1—2, попытайтесь самостоятельно выразить сущность и содержание системы профессионального обучения и воспитания студентов в современных условиях.
2. Продумайте и схематично изобразите в конспекте организационную
структуру педагогической системы средней школы. Будьте готовы на семинаре обосновать ее целостность, а также взаимосвязь и взаимодействие составных компонентов в целях решения задач обучения и воспитания детей.
Рекомендуемая литература
1.Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. - М., 1993.
2.Подласый И.П. Педагогика: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Просвещение: Изд. центр Владос, 1996.
3.Педагогика. Учебное пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Российское педагогическое агентство, 1996.