И интеграции детей с нарушениями интеллектуального развития в обществе
В настоящее время одной из главных задач, стоящих перед педагогическим коллективом специальной (коррекционной) школы VIII вида, является проблема адаптации и интеграции выпускника в обществе.
Под адаптацией подразумевается создание таких условий, к которым индивидуум достаточно свободно, без особых усилий может приспособиться.
Нарушение интеллекта в большинстве случаев сочетается с нарушениями двигательной сферы. Вот почему подбор адекватных средств физической культуры с целью корректировки этих нарушений — необходимое условие социализации.
Можно выделить три основных направления адаптивной физической культуры.
Адаптивное физическое воспитание и образование предполагает использование физических упражнений как системы специальной деятельности, в том числе и трудовой; включение подростков с нарушениями интеллекта, особенно детей-сирот, в самостоятельную жизнь; овладение детьми двигательными умениями и навыками; развитие у них организационных умений и навыков воспитание положительного отношения к занятиям физическими упражнениями, играм.
Адаптивная физкультура развивает у школьников с интеллектуальной недостаточностью способность общаться с окружающими людьми, предоставляет возможность активного движения и отдыха не только на уроках физической культуры, но и во внеклассной и внешкольной работе (дополнительное образование).
В Москве среди учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида проводятся специальные комплексные спартакиады «Надежда» с включением видов спорта по программе специального олимпийского и параолимпийского движения.
Адаптивный спорт для детей с нарушениями интеллекта должен рассматриваться в системе коррекционного обучения не только как подготовка к соревнованиям и участие в них, но прежде всего как реабилитационно-оздоровительные и коррекционно-развивающие мероприятия.
При организации занятий спортом необходимо исходить из возможностей каждого конкретного спортсмена-инвалида.
Главный девиз специальных Олимпиад — «Участие, радость от участия».
Более сильные спортсмены (учащиеся от восьми лет и более) могут стать членами сборных команд (гимнастика, легкая атлетика, плавание, настольный тенис, игры — баскетбол, волейбол, хоккей на полу и др.) и выступать в своей категории на Параолимпийских играх (легкая умственная отсталость — дебильность — IQ = 50 — 69) и специальной Олимпиаде (умеренная умственная отсталость — имбицильность — IQ = 35—49).
Физическая реабилитация как направление лечебно-оздоровительного и восстановительного характера в системе специального коррекционного обучения получила широкое применение в силу того, что основной дефект в большинстве случаев сопровождается сопутствующими заболеваниями, о чем было сказано ранее. При этом физическая реабилитация играет роль лечебного фактора и проводится с учетом заболевания.
В качестве вторичных нарушений в двигательной сфере детей с нарушением интеллекта выступают нарушения физического развития (нарушение осанки, деформация стоп, изменения в суставах и т.д.). Кроме того, учащиеся могут в процессе занятий в мастерских, на уроках физической культуры получить травму. Физическая реабилитация способствует восстановлению нарушенных функций. Оправдавшим себя видом физической реабилитации является курс ЛФК. Это специальные занятия, отличающиеся от уроков задачами лечебного характера и соответствующей им структурой (Н.В.Астафьев, 1998; А. С. Самыличева, 1999). Около 36% учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида нуждаются в ЛФК.
Итак, физическое воспитание в специальной коррекционной школе носит коррекционно-развивающий характер и является важнейшим адаптивно-реабилитационным средством.
Вопросы и задания
1, Какой подход лежит в основе распределения учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида на группы?
2. Перечислите группы по уровню физического развития учащихся.
3. Охарактеризуйте средства коррекционно-развивающей системы физического воспитания.
4. Какие задачи решает физическое воспитание?
5. В чем преимущество урока физической культуры? Охарактеризуйте части урока.
6. На что направлены занятия ритмикой?
7. Какие виды адаптивной физической культуры вам знакомы?
8. Перечислите самые распространенные формы занятий адаптивной физической культурой.
9. Что такое «физическая реабилитация»? На что она направлена?
10. Что вкладывается в понятия «сопутствующие состояния» и «сопутствующие заболевания»?
Рекомендуемая литература
Астафьев Н. В. Концепция дополнительного образования умственно отсталых школьников / Н.В.Астафьев, А.С.Самыличев. — Омск, 1997.
Блюмина М. Г. Клиника и этиология умственной отсталости // Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / М. Г. Блюмина; под ред. В.В.Воронковой, 1994.
Вайзман Н. П. Психомоторика умственно отсталых детей / Н. П. Вайз-ман. — М., 1997.
Дмитриев А. А. Коррекция двигательных нарушений у учащихся вспомогательной школы средствами физического воспитания / А.А.Дмитриев. — Красноярск,1987.
Козленке Н.А. Физическое воспитание учащихся вспомогательной школы / Н.А. Козленке. — Киев, 1988.
Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика / Е. М. Мастюкова. — М., 1997.
Мозговой В. М. Развитие двигательных возможностей учащихся кор-рекционной школы в процессе физического воспитания / В. М. Мозговой. — М., 2001.
Рубцова Н. О. Организация и методика физического воспитания инвалидов с нарушениями интеллекта: учебное пособие / Н.О.Рубцова. — М., 1995.
Черник Е. С. Физическая культура во вспомогательной школе: учебное пособие / Е. С. Черник. — М., 1997.
Шапкова Л. В. Средства адаптивной физической культуры. Методические рекомендации / Л. В. Шапкова. — М., 2001.
Глава 11