Вопрос Характеристика различных организационных форм (моделей) дошкольного образования
Вариативные модели организации дошкольного образования
Целью образовательной политики государства в области дошкольного образования является реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование. Реализация поставленной цели решается в рамках следующих приоритетных направлений: доступность дошкольного образования: развитие вариативных форм дошкольного образования; развитие инклюзивного, интегративного и специального дошкольного образования: обеспечение доступности образования и определение образовательных маршрутов для детей с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями; психолого-педагогическая поддержка семьи: оказание помощи родителям, воспитывающим детей в семье. Что такое вариативные формы дошкольного образования? Вариативные формы дошкольного образования — это структурные подразделения государственных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования. Вариативные формы дошкольного образования создаются с целью увеличения охвата детей дошкольным образованием и создания равных стартовых возможностей при поступлении детей в школу. Вариативные формы дошкольного образования предусматривают разный режим пребывания детей, как с нормой развития, так и с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями. Какие существуют виды вариативных форм дошкольного образования? К вариативным формам дошкольного образования для детей относятся: группа кратковременного пребывания; центр игровой поддержки ребенка; консультативный пункт; служба ранней помощи; лекотека; семейный детский сад. Расскажем о них подробнее... Группы кратковременного пребывания (ГКП) — вариативная форма дошкольного образования, являющаяся структурным подразделением образовательного учреждения, реализующего программы дошкольного образования, которая создается для детей раннего и дошкольного возраста с целью обеспечения их всестороннего развития и формирования у них основ школьного обучения, оказание консультативно-методической поддержки их родителям (или законным представителям) в организации воспитания и обучения ребенка, его социальной адаптации и формировании предпосылок учебной деятельности. В настоящее время к ГКП относятся: «Адаптационная группа» — для детей от 2 месяцев до 3 лет, которая имеет целью обеспечение ранней социализации детей и адаптации их к поступлению в ДОУ; «Группа развития» — для детей от 3 до 7 лет, преследующая цель всестороннего развития детей, их социализации в коллективе сверстников и взрослых; группа «Играя, обучаюсь» — для детей от 1,5 до 7 лет, обеспечивающая освоение ребенком социального опыта, общения со сверстниками и взрослыми в совместной игровой деятельности, формирование основ готовности к школьному обучению; группа «Будущий первоклассник» — для детей 5-6 лет, цель которой состоит в подготовке детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению; «Группа для детей, у которых русский язык не является родным» — для детей от 3 до 7 лет, нацеленной на адаптацию нерусского ребенка в новой для него русскоязычной среде, на овладение им навыками русской речи, формирование его готовности к школьному обучению; «Группа вечернего пребывания, выходного и праздничного дня» — для детей от 2 до 7 лет, цель которой заключается в оказании помощи родителям в вопросах воспитания и обучения детей, организации присмотра и ухода за детьми; «Группа для детей с отклонениями в развитии» — для детей от 2 лет до 7 лет, направленная на оказание систематической психолого-медико-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии, их воспитания и обучения, консультативно-методическую поддержку родителей. группа «Особый ребенок» — для детей от 2 лет до 7 лет, направлена на оказание систематической психолого-медико-педагогической помощи детям-инвалидам, формирование предпосылок учебной деятельности, социальную адаптацию, содействие родителям в организации воспитания и обучения детей. Центр игровой поддержки ребенка (ЦИПР) создается с целью организации психолого- педагогической деятельности, направленной на всестороннее развитие детей в возрасте от 6 месяцев до 3 лет на основе современных методов организации игровой деятельности, использования в практике воспитания современных игровых технологий и адаптации ребенка к поступлению в ДОУ. Основные задачи ЦИПР: оказание содействия в социализации детей раннего дошкольного возраста на основе организации игровой деятельности; разработка индивидуальных программ игровой поддержки и организация психолого- педагогического сопровождения ребенка; обучение родителей и специалистов ДОУ способам применения различных игровых средств обучения: организация на их основе развивающих игр и игрового взаимодействия с детьми; консультирование родителей по созданию развивающей среды в условиях семейного воспитания, формированию оптимального состава игровых средств обучения, правилам их выбора; ознакомление родителей и специалистов ДОУ с современными видами игровых средств обучения. Консультативный пункт (КП) — для детей в возрасте от 1 года до 7 лет, воспитывающихся в условиях семьи, создается с целью обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания; оказание психолого-педагогической помощи родителям; поддержка всестороннего развития личности детей, не посещающих образовательные учреждения. Основные задачи КП: оказание консультативной помощи родителям по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста; оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста; проведение комплексной профилактики различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей; оказание всесторонней помощи родителям и детям 5-6 лет, в обеспечении равных стартовых возможностей при поступлении в школу; обеспечение взаимодействия между государственным образовательным учреждением, реализующим общеобразовательную программу дошкольного образования, и другими организациями социальной и медицинской поддержки детей и родителей. Семейный детский сад (СДС) создается с целью обеспечения всестороннего развития детей от 1 года до 7 лет, реализацией на практике индивидуального подхода в воспитании ребенка, расширения форм дошкольного образования для детей с проблемами в здоровье и развитии, поддержки многодетных семей и предоставления многодетным родителям возможности трудоустройства. На должность воспитателя СДС назначается родитель многодетной семьи, в которой он создается. В случае если в многодетной семье имеется один или двое детей дошкольного возраста, организация семейного детского сада допускается при условии приема детей дошкольного возраста из других многодетных семей. Этапы создания семейного детского сада: 1. выявление потребности в услугах семейного детского сада на микроучастке. 2. изучение нормативной базы. 3. изучение опыта работы. 4. подбор кандидатов на должность воспитателя. 5. ознакомление с условиями семьи. 6. ознакомление воспитателя семейного детского сада с педагогическим процессом в ДОУ. 7. методическое обеспечение семейного детского сада. 8. консультации специалистов о возрастных особенностях. 9. обеспечение воспитателя практическим материалом. 10. мастер – классы, дни открытых дверей. 11. включение воспитателя семейного детского сада в педагогический процесс. Служба ранней помощи (СРП) создается для детей от 2-х месяцев до 4-х лет с выявленными нарушениями развития (или риском нарушения), не посещающих образовательные учреждения. Целью СРП является организованная психолого-педагогическая и социальная поддержка семьи, имеющей ребенка с выявленными нарушениями развития (риском нарушения), не посещающего образовательное учреждение, подбор адекватных способов взаимодействия с ребенком, его воспитания и обучения, коррекция отклонений в развитии. Основные задачи СРП: проведение психолого-педагогического обследования детей с нарушениями развития (риском нарушения) и их семей; оказание комплексной коррекционно-развивающей помощи детям с нарушениями развития (риском нарушения) и психолого-педагогическая поддержка их семьям; осуществление работы по адаптации, социализации и интеграции детей с нарушениями развития (риском нарушения); включение родителей в процесс воспитания и обучения ребенка; определение дальнейшего образовательного маршрута ребенка. Лекотека создается с целью обеспечения психолого-педагогического сопровождения детей от 2-х месяцев до 7 лет с нарушениями развития для социализации, формирования предпосылок учебной деятельности, поддержки развития личности ребенка и оказания психолого-педагогической помощи родителям. Основные задачи: реализация образовательной программы, разрабатываемой исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников; проведение психопрофилактики, психотерапии и психокоррекции средствами игры у детей от 2 месяцев до 7 лет с нарушениями развития; обучение родителей, специалистов государственных образовательных учреждений методам игрового взаимодействия с детьми, имеющими нарушения в развитии; проведение психопрофилактической и психокоррекционной работы с членами семьи ребенка от 2 месяцев до 7 лет с нарушением развития; психолого-педагогическое обследование детей от 2 месяцев до 7 лет с нарушениями развития при наличии согласия родителей; помощь родителям в подборе адекватных средств общения с ребенком; подбор индивидуальных техник формирования предпосылок учебной деятельности ребенка; поддержка инициатив родителей в организации программ взаимодействия семей. Работа вариативных форм дошкольного образования обеспечена рядом документов, которые разрабатываются на основе ФЗ «Об образовании», ФЗ « Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, приказ Министерства образования от 16.06.98 № 1578 «О платных дополнительных образовательных услугах, оказываемых государственными и муниципальными дошкольными образовательными учреждениями», письмо Минобразования от 16.12.98 № 01-50-205 « О недопустимости установления платы за образовательные услуги, оказываемые государственными и муниципальными дошкольными образовательными учреждениями в рамках основных образовательных программ, письмо Минобразования от 10.04.2000 № 106/ 23-16 « О направлении Программы развития новых форм российского дошкольного образования в современных социально – экономических условиях», письмо Минобразования от 07.06.94 « О реализации прав детей при приеме в дошкольные и общеобразовательные учреждения», письмо Минобразования от 22.07.97 № 990 « О подготовке детей к школе». В дошкольном образовательном учреждении, открывающем вариативную форму должна быть создана нормативно – правовая база, разработанная на основе Типового положения о дошкольном образовательном учреждении и соответствуют перечню документации: 1. Положение. 2. Приказ учредителя от открытии на базе конкретного дошкольного образовательного учреждения вариативной формы. 3. Устав дошкольного образовательного учреждения, в котором указываются конкретные образовательные услуги, предоставляемые учреждением в разделе «Образовательная деятельность» ( как в пределах выделенных бюджетных ассигнований для детей и родителей, так и при реализации дополнительных образовательных услуг, предоставляемых детям дошкольного возраста и родителям за плату) с полным их перечнем. 4. Договор с родителями, желающими пользоваться услугами . 5. Смета расходов на содержание ребенка. 6. Штатное расписание. 7. Должностные инструкции. 8. Дополнительные соглашения ( или трудовые договора ) с работниками по оказанию услуг. 9. Приказ по дошкольному образовательному учреждению о создании вариативной формы. 10. Режим дня и распорядок организации жизнедеятельности детей. 12.Образовательная программа
ТИПОВОЙ МАКЕТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ВАРИАТИВНЫХ ФОРМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Элемент структуры модели вариативной формы Описание содержания Паспорт модели вариативной формы дошкольного образования Наименование вариативных форм дошкольного образования Заказчик вариативных форм дошкольного образования (заказчиком может выступать муниципальный орган образования. Разработчики вариативных форм дошкольного образования (разработчиком могут выступатьобразовательное учреждение, физические лица). Исполнители вариативных форм дошкольного образования образовательные учреждения разных уровней и видов. Сроки функционирования вариативных форм дошкольного образования Нормативно- правовые основы создания вариативной формы дошкольного образования Федеральный уровень: Региональный уровень: Муниципальный уровень: Анализ и оценка социально – экономической ситуации существующей в сфере дошкольного образования (города, сельского округа, района, области). Анализ и оценка существующей ситуации в сфере дошкольного образования на муниципальном уровне. Анализ состояния дошкольного образования должен исходить из понимания дошкольного образования как особой системы. Количественно-качественные показатели группируются в четыре блока: – «Обеспечение государственной гарантии на общедоступность дошкольного образования, удовлетворение потребности населения в дошкольных образовательных услугах»; - «Условия содержания и образования детей» ( конкретно по детскому саду) - «Кадровый потенциал» ( конкретно по детскому саду) - «Финансирование и хозяйственная деятельность» ( конкретно по детскому саду) С целью выявления основных тенденций (позитивных и негативных), ключевых проблем, потенциальных возможностей, скрытых ресурсов анализ состояния системы дошкольного образования в регионе (муниципальном образовании) необходимо провести с учетом показателей последних 3-4 лет. Анализ состояния системы дошкольного образования целесообразно завершить оценкой степени ее эффективности, т.е. оценкой достигнутого на «фоне» необходимого состояния системы. Стратегия и основные направления создания вариативной формы. В этом разделе определяются цели (что), ценностные ориентиры (ради чего) и основные способы (как) реализации вариативных моделей дошкольного образования. Целями создания вариативных форм могут быть: -обеспечить условия для реализации конституционного права граждан на доступное и бесплатное дошкольного образования; - задавать и реализовывать высокие стандарты качества в сфере дошкольного образования, которые будут отвечать развивающимся интересам родителей и детей; - способствовать реализации преемственности в содержании и технологиях образования между дошкольным учреждением и школой в интересах ребенка, семьи, общества и государства; - обеспечивать равные стартовые возможности детей для обучения в начальной школе; - обеспечивать профессиональный рост управленческих и педагогических кадров, способных осуществлять качественное дошкольное образование. Направления развития дошкольного образования вытекают из анализа и оценки состояния системы дошкольного образования: – реализация комплекса мер по обеспечению государственной гарантии на общедоступность дошкольного образования, удовлетворения потребности населения в дошкольных образовательных услугах; - совершенствование условий содержания и образования детей; - развитие кадрового потенциала дошкольного образования (подготовка педагогических кадров, повышение квалификации, совершенствование механизмов аттестации); - совершенствование финансовой и хозяйственной деятельности дошкольных образовательных учреждений (внедрение новых финансово-экономических механизмов, стимулирующих повышение качества и эффективности деятельности ДОУ); -обеспечение качества дошкольного образования (достижение необходимого уровня развития детей). Задачи создания вариативной формы. Задачи формулируются в соответствии с основными направлениями и приоритетами образовательной политики в стране с учетом региональной образовательной политики. Задачи должны формулироваться с учетом следующих особенностей: - реалистичность – соответствие ресурсным возможностям территории; - конкретность – соответствие исключительно данному региональному (муниципальному) образованию; -специфичность – основанность на характерных (уникальных) особенностях региона (муниципального образования); -действенность – направленность на совершение определенных действий, проявление активности, мотивацию всех субъектов стратегического планирования. Задачи программы развития дошкольного образования (должны соотноситься с результатами, заявленными в стратегии): -обеспечить увеличение охвата детей дошкольным образованием в муниципальном образовании; - создать условия для обеспечения прозрачности для граждан и общественности комплектования дошкольных образовательных учреждений; - обеспечить увеличение охвата детей 5-7 лет предшкольным образованием; - создать систему мониторинга здоровья детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения; - обеспечить открытость для всех граждан и общественных организации информации о деятельности системы дошкольного образования; - обеспечить возможность освоения детьми родного языка и культуры (для поликультурных регионов); - обеспечить возможность освоения русского языка для детей мигрантов, представителей коренных этнических групп территорий - обеспечить создание системы психолого-педагогического сопровождения и помощи семьям, имеющим детей до 1 года и до 3 лет; - обеспечить повышение профессионального уровня специалистов системы дошкольного образования; - обеспечить реализацию дошкольными образовательными учреждениями просветительских, творческих, досуговых программ для семей. Система мероприятий как совокупность институционал ьных и правовых преобразовани й. Система мероприятий обеспечивает организацию вариативных моделей дошкольного образования в целом. Понятие системы предполагает, что мероприятия взаимосвязаны между собой и их совместная реализация дает системный эффект, который не будет достигнут при их раздельной реализации. Эффективность реализации организационных мероприятий следует оценивать по степени их влияния на процессы в дошкольном образовании региона и как следствие в других важных социальных сферах Группировка программных мероприятий должна соответствовать структуре поставленных целей и задач программы. Каждое мероприятие характеризуется: -целью; -планом действий по достижению заданной цели по годам создания вариативных форм дошкольного образования; -объемом и источниками финансирования; -показателями эффективности; -результатами реализации с точки зрения обеспечения потребностей населения. Исходя из анализа состояния дошкольного образования в регионе (муниципальном образовании), разработчики ранжируют проблемы, определяют очередность и последовательность их решения. При планировании мероприятий целесообразно сгруппировать их в некие подпрограммы, подразумевая направленность ряда мероприятий на достижение одной конкретной цели. Планируемые результаты реализации вариативной формы дошкольного образования Результаты реализации вариативной формы дошкольного образования должны быть соотнесены с целями и задачами. Результаты могут быть детализированы в более конкретном варианте. В ходе выполнения мероприятий ожидается: - обеспечение конституционного права граждан на доступное дошкольное образование - сокращение очерёдности в дошкольных образовательных учреждениях; - создание новых видов дошкольных учреждений (создание альтернативных форм дошкольного образования), позволяющих эффективно использовать все виды ресурсов; - удовлетворенность населения и начальной школы качеством дошкольного образования - формирование качественной системы дошкольного образования; - обеспечение в дошкольных образовательных учреждениях условий, отвечающих современным требованиям к образовательному процессу, в том числе в части сохранения и укрепления здоровья воспитанников; - использование новых информационных сервисов, систем и технологий обучения, электронных образовательных ресурсов нового поколения в работе с родителями; - внедрение информационно-коммуникационных технологий в процесс управления дошкольным образованием; - привлечение в отрасль высококвалифицированных кадров, а также молодых специалистов. -обеспечение прозрачности комплектования дошкольных государственных образовательных учреждений для населения; -увеличение охваченности разными формами дошкольного образования всех нуждающиеся детей в возрасте от 3 до 7 лет; проживающих в регионе; -предоставление возможности получения услуг по консультированию и психолого-педагогической помощи детям всех нуждающихся семей с детьми в возрасте от 1 года, до 3 лет; - включение дошкольных государственных образовательных учреждений в систему мониторинга здоровья детей, реализация дошкольными государственными образовательными учреждениями современных здоровьесохраняющих технологий; -обеспечение информацией о своей деятельности и качестве образовательных услуг всеми дошкольными государственными образовательными учреждения общественных организаций и граждан; -создание в дошкольных государственных образовательных учреждениях органа самоуправления, реализующего государственно-общественный характер управления и участвующего в решении вопросов стратегического управления, финансово- хозяйственной деятельности дошкольного образовательного учреждения; -предоставление возможности обучения русскому языку как неродному всем нуждающимся детям дошкольного возраста; -создание информационно-коммуникационной среды, обеспечивающей родителям возможность повысить свою компетентность в вопросах развития и воспитания детей. Ресурсное обеспечение Этот раздел должен включать описание прогнозируемого объема финансирования на весь период реализации вариативных моделей дошкольного образования с указанием источников средств. Объем расходов на выполнение подпрограмм или мероприятий развития вариативных моделей дошкольного образования ежегодно уточняются в процессе исполнения бюджета и при формировании бюджета региона (муниципального образования) на очередной финансовый год. Помимо финансовых ресурсов необходимо учитывать кадровые, научно-методические, информационные ресурсы. Управление проектом Органом, создаваемым с целью управления проектом организации вариативной формы дошкольного образования, в том числе с привлечением организации вариативной формы дошкольного образования. общественности, может являться научно-координационный совет. В системе управления могут быть созданы рабочие группы и рабочие комиссии. Целевые индикаторы и показатели социально- педагогически х и экономических эффектов реализации вариативных форм В качестве целевых индикаторов организации вариативных моделей дошкольного образования выступают: 1.Удельный вес детей в возрасте от 1 года до 3 лет, имеющих доступ к различным формам медико-психологической и педагогической помощи, в общей численности детей в возрасте от 1 года до 3 лет; 2. Удельный вес дошкольных государственных образовательных учреждений, использующих систему мониторинга здоровья воспитанников, в общем числе дошкольных государственных образовательных учреждений; 3. Удельный вес детей дошкольного возраста, охваченных разными формами дошкольного образования в общей численности детей дошкольного возраста в регионе (муниципальном образовании); 4. Удельный вес дошкольных государственных образовательных учреждений, в которых созданы необходимые условия для организации образовательного процесса в соответствии с современными требованиями, в общем числе дошкольных государственных образовательных учреждений 5. Удельный вес детей 5-7 лет, охваченных предшкольной подготовкой в общей численности детей этой возрастной группы 6. Удельный вес специалистов системы дошкольного образования, имеющих высшее профильное образование и высшую квалификационную категорию в общей численности педагогических работников; 7. Удельный вес негосударственных дошкольных образовательных учреждений в общем числе дошкольных образовательных учреждений в регионе. Остановимся подробнее на основных направлениях и мероприятиях создания вариативных форм: 1 этап – подготовительный 1. Изучение спроса родителей на данный вид услуги – анкетирование, соц.опрос, рекламные акции через средства массовой информации. 2. Подготовка нормативно – правовой базы: - лицензирование дополнительной образовательной программы; - внесение изменений в Устав; - разработка Положения о …..; - разработка формы договора с родителями; - разработка формы договора с сотрудниками; - разработка должностной инструкции. 3. Разработка Образовательной программы. 4. Подбор необходимого оборудования и создания условий в детском саду - подбор помещений, кадров, оснащение среды. 5. Налаживание контактов с соц. партнерами – поликлиника и т.п. 6. Комплектование группы. 2 этап – основной 1. Приказ о открытии вариативной формы в детском саду, утверждение Положения, режима работы. 2. Заключение договоров. 3. Пополнение развивающей среды 4. Открытие и работа группы 5. Запуск и апробация различных форм работы с детьми и родителями 6. Анкетирование родителей. 3 этап – обобщающий 1. Подведение практических итогов реализации проекта, опрос удовлетворенности. 2. Оформление окончательной модели.