Советский период развития института приемной семьи
В России издавна было принято брать детей-сирот на воспитание в семьи. Так, в начале XIX в. только в Петербурге было зарегистрировано около восемнадцати тысяч таких семей, в которых содержалось более двадцати тысяч детей, лишившихся родительского попечения. За это семьям выплачивались деньги из казны[11]. Долгое время такая форма устройства детей называлась патронатом. Еще в период царствования Екатерины II были предприняты первые попытки правового регулирования патроната.
В основе патронирования лежал договор о передаче ребенка в чужую семью на добровольных началах. Патронатный воспитатель получал определенное вознаграждение.
После Октябрьской революции 1917 г. о патронате как правовой форме устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на какое-то время забыли. Однако уже в 1928 г. вновь обратились к патронату. ВЦИК и СНК РСФСР приняли 28 мая 1928 г. Постановление «О порядке и условиях передачи воспитанников детских домов и других несовершеннолетних трудящимся в городах и рабочих поселках»[12], в соответствии с которым на основании договора дети-сироты передавались в приемные семьи. Эти отношения также основывались на возмездных началах - содержание детей осуществлялось за счет местных средств.
Другой нормативный акт - Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 1 апреля 1936 г. «О порядке передачи детей на воспитание (патронат) в семьи трудящихся» определил исследуемые отношения как патронат. Получив законодательное название «патронат», этот институт в своей сути не претерпел изменений. Также с помощью патроната решалась проблема воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, в другой семье. Впоследствии опять институт патроната был предан забвению. И вновь к нему обратились лишь в 1987 г., когда ЦК КПСС и Совет Министров СССР в своем Постановлении от 31 июля 1987 г. N 872 «О мерах по коренному улучшению воспитания, обучения и материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» поставили задачу осуществить поиск оптимальной формы воспитания, содержания и обучения детей-сирот.
Согласно постановлению Совмина РСФСР от 14 ноября 1987 г. N 401 «О мерах по коренному улучшению воспитания, обучения и материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»[13] на Министерство просвещения СССР и Госстрой СССР была возложена обязанность разработать проект и осуществить строительство опытного детского дома семейного типа. Такие дома были созданы и функционировали, но с введением в действие СК РФ (с 1 марта 1996 г.) более не могли создаваться, так как Кодекс четко установил новый перечень форм устройства детей. Ранее учрежденные детские дома семейного типа существуют и по сей день, и многие из них в приемные семьи так и не преобразованы.
После введения в действие Семейного кодекса РФ возник вопрос о том, как поступить с ранее созданными домами.
При создании правовой модели приемной семьи законодатель использовал лучший опыт в вопросах устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Приемная семья, с одной стороны, имеет все признаки семьи, т.к. это общность совместно проживающих лиц, объединенных правами и обязанностями, она предусмотрена семейным законодательством, а с другой стороны, имеет только ей присущие особенности. Они будут нами определены при исследовании субъектного состава, предмета, содержания договора о приемной семье. Следует отметить, что СК не содержит определения понятия «приемная семья».
Письмом Минобразования РФ от 30 января 1997 г. органам опеки и попечительства было рекомендовано проявить к детским домам семейного типа «особое внимание и бережное отношение и предоставить родителям-воспитателям возможность самим определить дальнейший статус: преобразовать детский дом семейного типа в малокомплектный детский дом с соответствующим штатом сотрудников или - в приемную семью». В конце 2000 г. в России существовало 383 приемные семьи вместе с неупраздненными детскими домами семейного типа. «Бережное» отношение к детским домам семейного типа проявилось в том, что они были реанимированы» Федеральным законом от 2 января 2000 г. путем включения таких домов в список учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей, о чем уже было сказано выше.
Сегодня правовые положения о приемной семье закреплены в главе 21 СК.
В различных регионах России приемные семьи распространены по-разному. В республике Коми в целях наиболее полного урегулирования вопросов деятельности приемной семьи был принят Закон от 15 ноября 2001г. «О приемной семье», определяющий порядок заключения договора, исполнения обязанностей приемными родителями, а также контроля за их действиями. По заявлению прокурора республики этот акт оспаривался как противоречащий федеральному законодательству, однако судебные инстанции это заявление не удовлетворили. Чтобы избежать повторения таких ситуаций, республиканский законодательный орган внес в Государственную Думу РФ законопроект об изменении ст. 151 СК РФ и предоставлении субъектам РФ возможности принимать законы о приемной семье[14].
Как видно из изложенного правой институт приемной семьи как совокупность норм права на сегодняшний день имеет место только в главе 21 СК.
На настоящий момент на рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания находится проект федерального закона «Об опеке и попечительстве». Избранный Президент России Д.А. Медведев дал указание как можно скорее принять это закон.
12 апреля 2008 г. в интервью телеканалу Вести Председатель комитета Государственной Думы П.В. Крашенинников сообщил, что данный закон будет принят в ближайшие дни.
Итак, подведем итоги работы.
В процессе становления и развития института приемной семьи в России выделяется 5 этапов, на каждом из которых он приобретал качественные характеристики. Первый этап (1797-1864 гг.) связан с деятельностью Московского и Санкт-Петербургского воспитательных домов, которые передавали основную часть выявленных ими детей-сирот на воспитание в крестьянские семьи до достижения совершеннолетия с условием выплаты вознаграждения приемным родителям («патронаж»). Становление рассматриваемой формы воспитания произошло в ходе закономерного развития государственной политики в области общественного призрения и является результатом сочетания идеи целенаправленной защиты детей-сирот с необходимостью обеспечить им возможность семейного воспитания. Эмпирическим путем в конце XVIII в. было установлено, что содержание сирот в закрытых учреждениях приводит к отрицательным воспитательным результатам.
Развитие ребенка с первых дней жизни в деревенской атмосфере в условиях характерного патриархального семейного уклада с непосредственным участием в сельскохозяйственном труде служило залогом формирования всесторонне развитой личности и социальной адаптации приемных детей в самостоятельной жизни. Несмотря на то, что система патронажа применялась только в рамках деятельности столичных воспитательных домов, исключительное положение, которое занимали в стране эти учреждения, позволяло им выявлять и устраивать в семьи на воспитание десятки тысяч детей-сирот. Второй этап (1864-1917 гг.) характеризуется тем, что в большинстве регионов Российской империи приютско-патронажная система стала преобладающей формой воспитания, которая позволяла устроить в семьи практически всех детей, лишенных родителей. Это было связано с активной деятельностью земств в области призрения. В начале XX в. возросло внимание ученых различных отраслей знания к проблеме воспитания бесприютных детей, что способствовало обобщению накопленного положительного и отрицательного опыта в этой сфере, устранению отдельных недостатков, присущих патронажу на данном этапе. Отечественные педагоги единодушно подчеркивали педагогическое значение семейного воспитания, вплотную подходили к исследованию проблем воспитания детей в приемных семьях. Это свидетельствовало о значительном научном и практическом потенциале развития и совершенствования рассматриваемого института воспитания, который остался нереализованным в результате свершившейся революции. Третий этап продолжался с 1924 по 1969 годы. Советское государство восприняло модель дореволюционного патронажа, значительно усовершенствовало ее за счет детальной правовой регламентации, которая содержала в себе весомый педагогический потенциал. Были расширены категории и возраст детей, которые могли быть переданы в семьи (деревенские и городские), допускалось создание приемных семей на короткий срок. Существовал отбор приемных родителей, контроль за ходом воспитания приемных детей. До середины 1950-х годов патронат являлся одним из ведущих институтов семейного воспитания детей-сирот. В последующие годы преобладание принципа приоритета общественных форм воспитания над семейными привело к тому, что процесс воспитания детей в патронатных семьях остался неизученным в педагогике. Специфика патроната, как самостоятельной формы семейного воспитания, не учитывалась в педагогической практике. В 1969 г. патронат был упразднен. Четвертый этап продолжался с 1988 по 1996 годы. Обострение проблемы социального сиротства, объективные научные данные о незаменимости семейного воспитания, о необходимости воссоздания родительских отношений детям-сиротам для полноценного формирования их личностей привели к появлению «детских домов семейного типа». Эта форма воспитания по многим признакам копировала институт патроната, но без учета накопленного опыта, что порождало массу психолого-педагогических и правовых проблем в практике воспитания приемных детей. С 1 марта 1996 г. вступил в силу СК РФ, по-новому урегулировавший изучаемую форму воспитания. Это явилось переходом к современному, пятому этапу развития института приемной семьи. Возможность создания приемной семьи на любой срок с учетом интересов граждан, право выбора числа принимаемых в семью детей, установление прав и обязанностей приемных родителей на основе договора, возмездность труда родителей создают условия для предоставления всем детям-сиротам опыта семейной жизни. Законодательство предоставляет широкие возможности для проведения психолого-педагогической работы с приемными семьями.
В ходе развития рассматриваемой формы воспитания был накоплен богатый положительный опыт, который необходимо учитывать и творчески использовать в современных условиях. Дореволюционная система патронажа была сильна сочетанием семейного воспитания с трудовым, что достигалось передачей детей-сирот в крестьянские семьи. Позитивное значение имело следующее: активизация деятельности общественных организаций и церкви в области воспитания детей-сирот; предоставление широких возможностей для развития региональной системы детского призрения; научное обсуждение возникавших проблем в этой сфере на общероссийских съездах и конференциях; материальная поддержка усыновления и поощрение семей за хорошее воспитание и содержание приемных детей; использование патронажной платы не только в качестве вознаграждения за труд приемных родителей, но и как средства государственной поддержки института приемной семьи, способа привлечения граждан к принятию детей на воспитание, повышения ответственности приемных родителей за результаты воспитания приемных детей. В советский период государственная система защиты сирот позволяла ликвидировать проблему беспризорности, вести пропаганду среди населения, направленную на расширение практики воспитания приемных детей, обеспечивать трудоустройство выпускников патронатных семей.
Заключение
На основании проделанной работы сделаем ряд основных выводов.
Приемная семья в широком смысле - это семья, образованная в результате принятия на воспитание супругами или отдельными лицами, не состоящими в браке, ребенка (детей), оставшегося без попечения родителей. Социальная работа с приемными семьями направлена на оказание помощи в решении проблем посредством оказания необходимых услуг и консультаций в правовой, медицинской, педагогической сферах.
Опека над несовершеннолетними своими корнями уходит далеко вглубь истории. Потребность в ней существовала во все времена, даже в эпоху господства большой патриархальной семьи. И всегда она связана с заменой родительской власти. Именно этот мотив, это обоснование и это оправдание учреждения опеки и проявляются у всех народов. Но первоначально опека возникает не столько по соображениям нравственного порядка - позаботиться о сироте, сколько ради соблюдения интересов его родственников - претендентов на имущество в случае смерти малолетнего. На первом этапе приемной семьи в современном понимании не существовало. Беспризорных детей либо отдавали в монастырь, либо воспитывали в домах как дешевую рабочую силу. Отдельные исторические личности (как то Борис Годунов, Василий Шуйский) уделяли большое внимание благотворительности, раздавали еду детям – сиротам, старались обеспечить условия для образования и получения профессии. Однако все эти меры явно недостаточны.
Петровские преобразования в начале XVIII века существенно изменяют систему защиты и помощи нуждающихся. В обществе изменяется подход к человеку. Не оставил без внимания Петр I и вопросы, касающиеся родительской власти, на неограниченность которой он также обратил свое внимание, подтвердив их право употреблять против непокорных детей домашние исправительные меры. Реформаторская деятельность Петра I была связана и с положением детей, оказавшихся в бедственном положении, без семьи, без средств к существованию. Осуществлялась она по двум основным направлениям. Первое составляли меры, направленные на устройство детей, оказавшихся «ненужными» в государственные учреждения. Второе заключалось в борьбе с нищенством несовершеннолетних. Вопросы помещения детей в приемные семьи из духовно-церковного русла перешли в сферу гражданского права. Впервые опека стала особым государственным учреждением с властью, контролирующей деятельность опекунов.
Следующий этап развития – реформы Екатерины Второй. При Екатерине II российское законодательство по-прежнему не давало перечня ограничений родительской власти на случай злоупотребления ею. Екатерина II уделила большое внимание институту приемной семьи, считая, что подобной семье детям будет лучше, чем в домах терпимости. Но и эта гуманная идея полностью подчинялась принципу сословности. Заметное место в деятельности Екатерины II занимает создание специальных учреждений для оставшихся без семьи, брошенных детей.
После Октябрьской революции 1917 г. о патронате как правовой форме устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на какое-то время забыли. Однако уже в 1928 г. вновь обратились к патронату. При создании правовой модели приемной семьи законодатель использовал лучший опыт в вопросах устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Приемная семья, с одной стороны, имеет все признаки семьи, т.к. это общность совместно проживающих лиц, объединенных правами и обязанностями, она предусмотрена семейным законодательством, а с другой стороны, имеет только ей присущие особенности.
В ходе развития рассматриваемой формы воспитания был накоплен богатый положительный опыт, который необходимо учитывать и творчески использовать в современных условиях. Дореволюционная система патронажа была сильна сочетанием семейного воспитания с трудовым, что достигалось передачей детей-сирот в крестьянские семьи. Позитивное значение имело следующее: активизация деятельности общественных организаций и церкви в области воспитания детей-сирот; предоставление широких возможностей для развития региональной системы детского призрения; научное обсуждение возникавших проблем в этой сфере на общероссийских съездах и конференциях; материальная поддержка усыновления и поощрение семей за хорошее воспитание и содержание приемных детей; использование патронажной платы не только в качестве вознаграждения за труд приемных родителей, но и как средства государственной поддержки института приемной семьи, способа привлечения граждан к принятию детей на воспитание, повышения ответственности приемных родителей за результаты воспитания приемных детей. В советский период государственная система защиты сирот позволяла ликвидировать проблему беспризорности, вести пропаганду среди населения, направленную на расширение практики воспитания приемных детей, обеспечивать трудоустройство выпускников патронатных семей.
Список литературы
1. Антокольская, М.В. Семейное право: учебное пособие. – изд.2-е, перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2002.- 336с. [Текст]
2. Антонов, А.И. Микросоциология семьи / А.И.Антонов. – М.: Издательский дом «Nota Bene», 1998. – 360 с. [Текст]
3. Антонов, А.И. Судьба семьи в России XXI века: размышления о семейной политике, о возможности противодействия упадку семьи и депопуляции / А.И.Иванов, С.А.Сорокин . – М.: Издательский дом «Грааль», 2000. – 60 с. [Текст]
4. Алёшина, Ю.Е. Цели развития семьи: исследования и проблемы // Вестник Московского университета. – 2005, № 5.- с.7-9 [Текст]
5. Артамонова, О.Л. Предметно-пространственная среда: её роль в развитии личности / О.Л.Артамонова // Дошкольное воспитание. – 2000. - № 4. – с. 37. [Текст]
6. Архангельский, В.Н. К вопросу о семейной политике и социальной поддержке семей в РФ // Семья в России. – 1994, № 1. – с.13-14 [Текст]
7. Беспалов, Ю.Ф. Защита гражданских и семейных прав ребёнка в Российской Федерации: учебно-практическое пособие. – М.: «Ось-89», 2004.- 192с. [Текст]
8. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики: учебное пособие. – Екатеринбург, 1992. – 74с. [Текст]
9. Богачёва, Н.В. Родительство как фактор устойчивости семьи в современном российском обществе / Н.В.Богачёва. – Казань, 2005.- 176 с. [Текст]
10. Барнз, Д.Г. Социальная работа с семьями в Англии / Д.Г.Барнз. – М., 1993. – 136 с. [Текст]
11. Воронина, З.И. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей: автореф. дис. канд. юрид. наук / Воронина Зоя Ивановна. – СПб., 1993. – с.13. [Текст]
12. Гуслова, М.Н. Теория и методика социальной работы: учебник / М.Н. Гуслова.- М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 360 с. [Текст]
13. Глисков, А.Г. Права и обязанности несовершеннолетних (комментарии к законодательству о правах несовершеннолетних и защите этих прав) // А.Г.Глисков, А.И. Забейворота, О.В.Самолюк: под. ред .С.Н. Бабурина. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.- 634с. [Текст]
14. Гуров, В.Н.Социальная работа образовательных учреждений с семьёй: методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2006. – 320с. [Текст]
15.Гуров, В.Н. Социальные службы и семья: методическое пособие. – Ставрополь, 2000. – 119 с. [Текст]
16. Гуров, В.Н.К вопросу о технологии социальной работы с семьёй // Социальная защита семьи : современная ситуация, проблемы, пути решения. – М., 2001. – 226 с. [Текст]
17. Гуслякова, Л.Г. Основы теории социальной работы / Л.Г. Гуслякова, Е.И. Холостова. – М., 1997. – 187 с. [Текст]
18. Данилина, Т.А. Проблема защиты прав ребёнка в семье // «Управление ДОУ» 2005, № 5. - с. 83-91[Текст]
19. Дружинин, В.Н. Психология семьи : 3-е изд. – СПб.: Питер, 2007. – 176с. [Текст]
20. Джаримова, Х.А. Социальная депривация детей-сирот: автореф.дис… . к.с.н./ Джаримова Х.А. – Майкоп., 2002. – с.11. [Текст]
21. Доэл, М. Практика социальной работы / М.Доэл, С.Шалдоу. – пер. с англ.яз. под ред. Б.Ю.Шапиро. – М., 2000. – 237 с. [Текст]
22. Добреньков , В.И. Социология: учебное пособие. – М., 2001. – 148 с. [Текст]
23. Евдокимова, Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 96с. [Текст]
24. Зарецкий, В.К. Пути решения проблемы сиротства в России / В.К.Зарецкий, М.О.Дубровская, В.Н.Ослов.- М.: ТЦ Сфера, 2002. – 128 с. [Текст]
25. Карпова, Г.А. Педагогическая диагностика семьи: пособие.- Екатеринбург, 1995. – 35с. [Текст]
26. Карцева, Л.В. Психология и педагогика социальной работы с семьёй: учебное пособие. – М.: «Дашков и К», 2007. – 224с. [Текст]
27. Карцева, Л.В. Социология семьи: учебное пособие. – Казань , 2003. – 186 с. [Текст]
28. Карцева, Л.В. Российская семья на рубеже двух веков / Л.В.Карцева. – Казань, 2001. – 198 с. [Текст]
29. Карцева, Л.В. Теория и практика социальной работы: методические рекомендации. – Казань, 2005. – 85 с. [Текст]
30. Калиниченко, В.А. Социально-педагогическая работа с опекунскими семьями / В.А.Калиниченко // Социальная педагогика. – 2006. - № 3.- с. 99. [Текст]
31. Конвенция ООН «О правах ребёнка»: принята и провозглашена Генеральной ассамблеей ООН 20.11.1989 г. // Дошкольное воспитание . – 2004. - № 7. – с. 20- 34. [Текст]
32. Концепция содержания непрерывного образования // Обруч.- 2004. - № 3. с. 3-9. [Текст]
33. Концепция предупреждения социального сиротства и развития образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / под науч. ред.Л.М. Шинициной. – СПб., 2000. – с.34. [Текст]
34. Кузьмин, А.И. Социальные и демографические проблемы семьи / А.И.Кузьмин. – Екатеринбург: Академкнига, 2002. – 65 с. [Текст]
35. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание / Т.А. Куликова. – М.: Академия» 2000. – 232 с. [Текст]
36. Мацковский, М.С. Социология семьи: проблемы, теории, методологии, методики / М.С. Мацковский. – М., 1999. – 168 с. [Текст]
37. Мудрик А. B . Социaльная педагогика : yчебник для студ . высш. yчеб . заведений / А . B . Мудрик. - 6-e изд., перераб . и доп . - M. Издательский центр «Академия», 2007 . - 224 c. [Текст]
38. О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей: Федеральный закон от 16.04.2001 г. № 44-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2001. № 17. Ст. 1643. [Текст]
39. О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Постановление Правительства РФ от 20.06.1992 г. № 409. [Текст]
40. О положении детей в Российской Федерации. 2003: Государственный доклад. М.: 2004. с.44. [Текст]
41. Основысоциальной работы: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н.Ф.Басов, В.М.Басова, О.Н.Бессонова и др.; Под ред. Н.Ф.Басова. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 288с. [Текст]
42. Осадчая Г.И. Социология социальной сферы: учебное пособие. – М.: Академпроект, 2003. – 254 с. [Текст]
43. Панов, А.М. Состояние и перспективы формирования социальной работы с семьёй и детьми в РФ: пособие. - М.: 1995.- 120с. [Текст]
44. Поддубная, Т.Н. Управление системой социальной защиты детства / Т.Н.Поддубная. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 290с. [Текст]
45. Савватеева Т. Родные среди чужих и чужие среди родных // Российская газета. 1995. 11 января. [Текст]
46. Соловцова, И. А. Социальная педагогика: учебник для ст-тов пед. вузов / И. А. Соловцова, Н. М. Борытко; под ред. Н.М. Борытко. — Волгоград: Изд-во ВГИПКРО, 2006.— 40 с. (Сер. «Гуманитарная педагогика». Вып. 8). [Текст]
47. Социальная защита семьи, материнства и детства: учебное пособие / под ред. Л.И. Савинова. – Саранск: Изд-во Мордов. Университета, 2004.- 78 с. [Текст]
48. Социальная работа: теория и практика: учебное пособие / отв. ред. д.и.н., проф. Е.И.Холостова, д.и.н., проф. А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2004.- 427с. [Текст]
49. Социально-педагогическая деятельность с семьёй: материалы международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 2006г./ Уральский государственный педагогический университет; сост. и общ. ред. И.А.Ахьямовой. – Екатеринбург, 2007. – 111с. [Текст]
50. Социальная работа / под. ред. проф. В.И.Курбатова. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 576с. [Текст]
51. Социальнаяработа: Российский энциклопедический словарь / под ред. И.Жукова. – М., 1997. – 367 с. [Текст]
52. Социально-психологическая работа с семьёй / сост. Л.Б.Шнейдер: в 2ч. – М.: Издательство НПО, 2004.- 728с. [Текст]
53. Теория и практика социальной работы: сборник научно-методических работ по итогам Всероссийкого конкурса выпускных квалификационных
работ/ Урал. гос. пед. ун-т; под ред. Б.М.Игошева, И.А.Ларионовой, В.В.Байлука, А.Е.Авдюковой. – Екатеринбург, 2006. – 213с. [Текст]
54. Тебенёва, Т.Н. Педагогическое сопровождение семейного воспитания / «Управление ДОУ» № 6, 2005; с. 91-100 [Текст]
55. Технологии социальной работы / под. ред. проф. Е.И.Холостовой. – М. ИНФРА – М, 2001. – 388с. [Текст]
56. Холостова, Е.И. Социальная работа с семьёй: учебное пособие. – М.: «Дашков и К», 2007.- 212с. [Текст]
57. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы М.: Гуманит. изд. центр ВЛА ДОС, 2001. [Текст]
58. Шульга, Т.И.Методика работы с детьми «группы риска» / Т.И.Шульга, В.Слот, Х.Спаниярд. – М., 1999. – 86 с. [Текст]
59. Чупрова, М.П. Дети-сироты: психологические особенности развития / М.П.Чупрова // Дошкольное воспитание. – 2006. - № 6. – с.11-15. [Текст]
60. Щелина, Т.Т. Опыт организации волонтёрской деятельности по оказанию помощи детям – сиротам // Вестник психосоциальной и коррекционно- реабилитационной работы, 2003, № 4 – с. 64-76. [Текст]
61. Яркина, Т.Ф. Социальная работа и социальная педагогика в контексте международного сотрудничества / Т.Ф. Яркина. – М., 1998. – 62 с. [Текст]
[1] Соловцова, И. А. Социальная педагогика: учебник для ст-тов пед. вузов / И. А. Соловцова, Н. М. Борытко; под ред. Н.М. Борытко. — Волгоград: Изд-во ВГИПКРО, 2006.— 40 с. (Сер. «Гуманитарная педагогика». Вып. 8). – с. 25
[2] Мудрик А. B . Социaльная педагогика : yчебник для студ . высш. yчеб . заведений / А . B . Мудрик. - 6-e изд., перераб . и доп . - M. Издательский центр «Академия», 2007 . - 224 c . – с. 95
[3] Холостова, Е.И. Социальная работа с семьёй: учебное пособие. – М.: «Дашков и К», 2007.- 212с.
[4] Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание / Т.А. Куликова. – М.: Академия» 2000. – 232 с.
[5] Тебенёва, Т.Н. Педагогическое сопровождение семейного воспитания / «Управление ДОУ» № 6, 2005; с. 91-100
[6] Социальная защита семьи, материнства и детства: учебное пособие / под ред. Л.И. Савинова. – Саранск: Изд-во Мордов. Университета, 2004.- 78 с.
[7] Холостова, Е.И. Социальная работа с семьёй: учебное пособие. – М.: «Дашков и К», 2007.- 212с.
[8] Социально-психологическая работа с семьёй / сост. Л.Б.Шнейдер: в 2ч. – М.: Издательство НПО, 2004.- 728с.
[9] Холостова, Е.И. Социальная работа с семьёй: учебное пособие. – М.: «Дашков и К», 2007.- 212с.
[10] Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы М.: Гуманит. изд. центр ВЛА ДОС, 2001. —432с.
[11] Савватеева Т. Родные среди чужих и чужие среди родных // Российская газета. 1995. 11 января.
[12] Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 28 мая 1928 г. «О порядке и условиях передачи воспитанников детских домов и других несовершеннолетних трудящимся в городах и рабочих поселках» // СУ РСФСР. 1928. N 64. Ст. 462.
[13] Постановление Совмина РСФСР от 14 ноября 1987 г. N 401 «О мерах по коренному улучшению воспитания, обучения и материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»//Свод законов РСФСР. Т. 3. С. 326-1.
[14] Проект Федерального закона N 223001-3 «О внесении изменения в статью 151 Семейного кодекса Российской Федерации». // СПС «Гарант»