Научное исследование в педагогике. Логика педагогического исследования. Общая характеристика методов научно-педагогического исследования
Методология – учение о принципах построения, формах и способах организации научно-познавательной деятельности.
Виды методологии: 1) дескриптивная м. – методология, описывающая структуру научного знания, его закономерности 2) прескриптивная м. – методология, предписывающая, регулирующая деятельность (рекомендации, правила).
Теоретическая сторона методологии устанавливает, на каких идеях других наук строится педагогическое исследование, а нормативная сторона методологии рассматривает систему методов и приемов научно-педагогического исследования.
Структура методологического знания:
- философский уровень (общие принципы познания, основные категории)
а) аксеологический (ценностный) подход (анализ приоритетных ценностей в образовании и воспитании человека)
б) культурологический подход (основы культуры, составляющие ядро содержания образования: культура деятельности, мышления, поведения, общения)
в) антропологический подход (комплексное изучение человека с точки зрения разных наук)
- общенаучный уровень (теоретические концепции, применяемые ко всем научным дисциплинам – системный подход)
- конкретнонаучный уровень (методы и принципы исследования конкретной науки – личностный подход)
- технологический уровень (набор процедур, обеспечивающий сбор эмпирического материала и его обработку).
Педагогические исследования бывают:
- фундаментальные (подводят итоги теоретических и практических достижений, предполагают модели развития педагогической системы)
- прикладные (работа, направленная на углубленное изучение отдельных сторон педагогического процесса)
- исследования-разработки (обоснование конкретных научно-практических рекомендаций).
Логика педагогического исследования – методологический аппарат. Логика состоит из следующих этапов: определение проблемы, цели, выбор темы, объекта и предмета исследования, определение задач, гипотезы и защищаемых положений. Проблема отражает противоречия в педагогическом процессе (между теорией и практикой). Цель состоит в решении какой-либо проблемы. Задачи являются конкретизацией цели теоретической и практической направленности. Объектом выступает область педагогической действительности (процесс воспитания, деятельность классного руководителя и др.), а предметом – отдельные свойства или стороны объекта (например, формы нравственного воспитания). Исследовательские задачи всегда нацелены на изучение гипотезы, которая являет собой сочетание теоретически обоснованных положений, правдивость которых необходимо подтвердить.
Методы исследования – способы изучения педагогической действительности. Направлены на изучение уровня развития, образования, воспитанности. Выделяют следующие группы методов:
- эмпирические методы (методы изучения и обобщения массового и индивидуального опыта: наблюдения, опросы, педагогические консилиумы, педагогические эксперименты, а также констатирующие и формирующие эксперименты)
Наблюдение - наиболее доступный и распространенный метод изучения педагогической практики. Под научным наблюдением понимается специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях. Научное наблюдение существенно отличается от обыденного, житейского. Главные отличия следующие: 1) определяются задачи, выделяются объекты, разрабатывается схема наблюдения; 2) результаты обязательно фиксируются; 3) полученные данные обрабатываются.
Для повышения эффективности наблюдения оно должно быть длительным, систематическим, разносторонним, объективным и массовым. Подчеркивая важность метода наблюдения, его доступность и распространенность, необходимо вместе с тем указать и на его недостатки. Наблюдение не вскрывает внутренние стороны педагогических явлений, при использовании этого метода невозможно обеспечить полную объективность информации. Поэтому наблюдение чаще всего применяется на начальных этапах исследования в сочетании с другими методами.
Эксперимент - это по сути строго контролируемое педагогическое наблюдение, с той лишь разницей, что экспериментатор наблюдает процесс, который он сам целесообразно и планомерно осуществляет. Педагогический эксперимент может охватывать группу учеников, класс, школу или несколько школ. Осуществляются и очень широкие региональные эксперименты. Исследования могут быть длительными или краткосрочными в зависимости от темы и цели.
Педагогический эксперимент требует обоснования рабочей гипотезы, разработки исследуемого вопроса, составления детального плана проведения эксперимента, строгого соблюдения намеченного плана, точной фиксации результатов, тщательного анализа полученных данных, формулировки окончательных выводов. Научной гипотезе, т. е. предположению, подвергающемуся опытной проверке, принадлежит определяющая роль. Эксперимент замышляется и проводится для того, чтобы проверить возникшую гипотезу. Исследования "очищают" гипотезы, устраняют некоторые из них, корректируют другие. Исследование гипотезы - это форма перехода от наблюдения явлений к раскрытию законов их развития.
В зависимости от цели, которую преследует эксперимент, различают: констатирующий эксперимент, при котором изучаются существующие педагогические явления; проверочный, уточняющий эксперимент, когда проверяется гипотеза, созданная в процессе осмысления проблемы; созидательный, преобразующий, формирующий эксперимент, в процессе которого конструируются новые педагогические явления.
- теоретические методы (анализ литературы, понятийно-терминологической системы; построение гипотез, прогнозирование, синтез, сравнение и др.)
- математические методы (ранжирование, шкалирование, индексирование, корреляция и др.)
Ранжирование- расположение собранных данных в определенной последовательности (убывания или нарастания зафиксированных показателей), определение места в этом ряду изучаемых объектов (например, составление списка учеников в зависимости от числа пропущенных занятий и т. п.).
Шкалирование- присвоение баллов или других цифровых показателей исследуемым характеристикам. Этим достигается большая определенность. Известны четыре основные градации измерительных шкал: 1) шкалы наименований (или номинальные); 2) шкалы порядка (или ранговые); 3) интервальные шкалы; 4) шкалы отношений.
Теоретическая значимость педагогического исследования состоит в формировании направления педагогической мысли, получении закономерности, метода, модели, понятия, принципа педагогических процессов. Практическим значением педагогического исследования является формирование и подготовка практических предложений и рекомендаций развития педагогического процесса в частности и педагогической науки вообще.
7. Понятие методов обучения. Классификации методов обучения в дидактике и методике преподавания школьного предмета. Критерии выбора методов обучения в связи с целями. Дидактические условия эффективности методов обучения. Средства обучения. Классификации средств обучения в дидактике и методике преподавания школьного предмета.
Обучение предполагает осуществление 2-х основных видов деят-ти – преподавание и учение. Метод обучения– это ме. преподавания и ме. учения. Ме. преподавания – разработ-ая с учетом дидакт. закономерностей и принципов си приемов и соответствующих им правил пед. деят–ти, примен-е кот. учителем позволяет повысить эффективность управления деят-ти обучаемых. Ме. учения – система приемов, применение кот. существенно повышает эффект-ть самоупр-ия личности ученика в различ видах деят-ти и общения. Подходы к классиф-ии ме. обуч. связ. с выбором разл. оснований, отраж. аспекты их изучения.
Перцептивный подход – основание -источник передачи инф. и х-р её восприятия - словесных, наглядных и практич. ме. обуч-я. - Управленческая концепция – основание -дидактич. задачи, решаемые на том или ином этапе обуч. -ме. приобретения знаний, формир-е умений и навыков, примен-е знаний и т.д.
- Логический подход – основа логика излож-я матер. учителя и логика восприятия его уч-ся - индуктивный и дедуктивный ме. изуч-я.
- Гностический подход – основание – х-р познават-ой деят-ти учащихся. Ме. делятся на информационно – рецептивные, репродуктивные, проблемного излож., эвристические и исследовательские.
- Кибернетический подход – в основе – сп-б управления познавательной деят. и характер р установления обратной связи - алгоритмизации и программированного обуч-я.
Средства обуч-я: наглядный м-д – учебная картина.