Экономическое воспитание в современной школе
ТВ – одна из задач гармоничного развития ребенка. ТВ - это 1-е и основное условие всей человеческой жизни. Задачи ТВ: формирующий убеждений в необходимости на общую пользу; Воспитание учащегося морально – волевых и интелектуальных качеств, без которых не возможно участие в трудовой деятельности; Вооружение учащимся системой знаний, спец УН, а т. ж. создание условий для самоопределения в трудовой деятельности. Виды детского труда: учебный труд, труд обучения, общественно полезный труд, производственный труд. Требования предъяемые к организации детского труда: как можно раньше приучать детей к труду; труд должен имень общественное значение; труд - должен вызывать легкую усталость, соответветствовать возрастным особенностям; контроль со стороны взрослых; труд - должен заканчиваться результатом; учащиеся должны не только выполнять поручения но и самостоятельно организовывать свой труд. Социально ориентированная, наукоемкая экономика, труд в интересах личности и всего общества являются приоритетами идеологии белорусского государства. Социально-экономические преобразования, диктуют необходимость осуществлять экономическое воспитание уже в школе. Поэтому экономическое и трудовое воспитание учащихся — важнейшие направления воспитательной работы учреждений образования по формированию базовой культуры учащихся. Экономическое воспитание в школе необходимо для воспитания членов общества, способных правильно понимать происходящие социально-экономические процессы, выполнять экономические функции (потребителя, работника, соискателя рабочего места, собственника, налогоплательщика, вкладчика, предпринимателя и другие), а также для формирования основ экономических знаний и умений принимать решения в жизненно важных ситуациях социально-экономического характера. Экономическое воспитание — целенаправленное взаимодействие педагога и воспитанников, направленное на овладение экономическими знаниями, умениями, навыками, на формирование экономических убеждений и экономически значимых качеств личности (трудолюбия, организованности, экономности, предприимчивости, инициативности, самостоятельности, ответственности и др.). Целью экономического воспитания выступает формирование экономической культуры личности, воспитание экономически грамотного и экономически активного члена общества, умеющего понимать и оценивать социально-экономические процессы и способного участвовать в экономической жизни страны.Задачи экономического воспитания:Формиров-е экон грамотности, раз-я эконм мышленияОснову экономического мышления и экономической грамотности сост-ют: понимание ею сущности экономических законов, экономических процессов и явлений в рамках экономической системы своей страны и мировой экономики; способность анализировать экономические процессы; знание основ хозяйственной жизни семьи, предприятия (фирмы), всего общества в целом. Способность человека выполнять отдельные экономические действия или определенную экономическую деятельность называется экономическим умением. Например, к полезным умениям и навыкам такого рода можно отнести работу на компьютере, умение сделать расчет, осуществить анализ хозяйственной деятельности, разработать бизнес-план, подсчитать нормы и массы прибыли, определить размеры налогов, составить домашний бюджет и другие. Определенные умения и навыки необходимы для делового общения, самостоятельного выбора объекта труда, планирования и организации своей работы, покупки и продажи продукции, установления цены, создания и популяризации рекламы. Опыт экономической деятельности приобретается в ходе практической деятельности. Экономические мотивы деятельности — это то, что побуждает человека к этой деятельности, определяет его экономические поступки и поведение в целом. Экономические мотивы могут быть личными или общественно значимыми. Личные мотивы непосредственно связаны с потребностями человека. Совпадение личных и общественных экономических интересов — показатель высокого уровня экономической культуры личности. Формирование экономической позиции школьников осуществляется в процессе изучения учебных предметов (истории, географии, химии, биологии, математики, технологии или трудового обучения и других); в процессе внеклассной воспитательной работы и факультативных занятий по экономике; в ходе общественно полезного или производительного труда и собственно экономической деятельностиВ ходе внеклассных занятий экономической тематики у учащихся начальной школы формируются «ростки» экономических знаний; представление об экономике, деньгах, домашнем хозяйстве, семейном бюджете и его планировании, У учеников младших классов необходимо формировать представления о человеке как о бережливом, экономном и хорошем хозяине. Учащиеся 5—9-х классов получают представление о структуре экономики города (района), республики, государственном бюджете, внешнеэкономических показателях; рассматривают проблемы развития мировой экономики (международная торговля.) Старшеклассники усваивают знания по следующим разделам; «Экономика предприятия» (понятие о предприятии, виды, организация, финансирование предприятий и т, п.), «Основы предпринимательской деятельности» (сущность предпринимательства, особенности рыночного ценообразования, конкуренция и структура рынка, маркетинг, реклама, менеджмент, этика бизнеса и т. п.). Для выработки экономических умений и навыков, а также умения применять экономические знания учащимся можно предложить создать компанию (фирму) в условиях школы (по А. В. Ботько). Это может быть выпуск школьной (межшкольной) газеты, выпуск кондитерских изделий, оказание услуг в строительстве (организация школьной строительной бригады) или в сельскохозяйственном производстве, оказание репетиторских услуг. Методы и формы формирования экономической позиции разнообразны: беседы, рассказ, лекции, дискуссии, дебаты, экскурсии, викторины, встречи с представителями разных профессий, руководителями образцовых Вышесказанное позволяет утверждать, что эффективность экономического воспитания в большей степени зависит от согласованных действий школы, семьи, общественности. Экономическое воспитание реализуется в тесной связи с трудовым воспитанием и подготовкой учащихся к выбору будущей профессии.