Педагогическая копилка

Задание. Выскажите свое отношение к приведенным ниже высказывани­ям. Пополните копилку.

1. Почему ребенок для одного воспитателя плох, а для другого хорош? Мы требуем стандарта добродетели и поведения, и, сверх того, по нашему усмот­рению и образцу. Найдешь ли в истории пример подобной тирании?» (Я. Корчак).

2. «Действительно гуманная педагогика - это та, которая в состоянии при­общить детей к процессу созидания самих себя». (Ш.А. Амонашвили).

3. «Тот, кто смотрит на ребенка, как на объект приложения сил воспита­тельной системы, как на пустой сундук, в который необходимо что-то вло­жить, как на кусок глины, из которого нужно вылепить некое соответствие созданной в воображении модели, - всякий, кто ставит перед собой такие це­ли, уже совершает насилие». (Д.Г. Левитес).

4. «Педагогический процесс может стать действительно воспитательным только в том случае, если он помогает ребенку познать себя как члена обще­ства, живущего по нравственно-этическим нормам». (Ш.А. Амонашвили).

5. «Не человек для нравственности, а нравственность для человека». (В.Г. Плеханов).

6. «Нравственность не есть вещь, которую один может подарить другому, а внутреннее состояние, достигаемое только через собственный опыт». (Вл. Соловьев).

7. «Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь благо­датной почвой для развития человеческих чувств и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но, в первую очередь, в их душах и серд­цах. Только в этом случае знания на твоих уроках могут стать ступеньками нравственного становления для каждого твоего воспитанника». (Ш.А. Амо­нашвили).

8. «Слово, проникнутое любовью, горит огнем неотразимого убеждения и согревает теплотою умиления сердце, услышавшее его, и дает ему мир и сча­стье; но слово, лишенное любви, и святые истины делает холодным и мерт­вым нравоучением и потому бессильно над умом и сердцем». (В.Г. Белин­ский).

9. «Единственная настоящая роскошь - это роскошь нечеловеческого об­щения». (Антуан де Сент-Экзюпери).

10. «При помощи такта можно добиться успеха даже в тех случаях, когда нельзя ничего сделать при помощи силы». (Д. Леббок, английский моралист).

11. «Мои слова были бы пустым звуком, если бы в душах воспитанников я не извлекал тонкой чувствительности к слову, если бы каждое слово не про­буждало бы в них внутреннего эмоционального отклика». (В.А. Сухомлин-ский).

12. «...первым этапом перепрограммирования личности будущего учителя должно стать пробуждение нравственного чувства бескомпромиссной оценки добра и зла». (ЛЛ. Шевченко).

Использованная литература

Х.Азаров Ю. П. Искусство любить детей. - М.: Молодая гвардия, 1987. -176 с.

2.Амонашвили Ш. А. Как живете, дети?: Кн. для учителя. 2-е изд. - М.: Просвещение, 1991. - 175 с.

З.Арутюнова Н. Д. Истоки. Проблемы и категории прагматики // Новое в зарубежной лингвистике. - М., 1985.

А.Баныкина С. Конфликты в школе - можно ли их избежать? // Воспита­ние школьников. - 1997. - № 2.

5.Белкин А. С. Ситуация успеха. Как ее создать: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1991. - 176 с.

в.Белухин Д. А. Основы личностно-ориентированной педагогики: Курс лекций. - М.: Изд-во ин-та практич. психологии, 1996. - Ч. 1. - 412 с.

1 .Белухин Д. А. Учитель: от любви до ненависти. - М., 1994.

8. Беру лава М. Н. Обще дидактические подходы к гуманизации образова­ния // Педагогика. - 1994. - № 5. - С. 21-25.

9. Бочарова О. Учитель как субъект педагогического общения. - Кемеро­во, 1994.-66 с.

10. Виноградова Н. Д. Привычка - основа нравственного воспитания // Педагогика. - 1997. - № 5. - С. 91-96.

11. Воронин Г. Л. Конфликты в школе // Социологические исследования. -1994. -№3.

12. Востриков А. А. Курс культуры эмоций и чувств. Человековеденье: Уч-ное пособие для уч-ся 10-11 кл. - Одесса, 1991.

13. Галагузова М. И., Шеланков В. А. Кто защитит права ребенка в шко­ле? // Педагогика.-1994. - № 5. - С. 41-44.

14. Гаврилова Т. П. Роль эмпатии в формировании нравственных мотивов у детей // Некоторые актуальные психолого-педагогические проблемы вос­питания и воспитывающего обучения. - М., 1996.

15. Гаврилова Т. П. Анализ эмпатийных переживаний младших школьни­ков и младших подростков // Психология межличностного познания. - М., 1981.

16. Гамезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии: Информацион­но-методические материалы к курсу «Общая психология»: Учебное пособие. -М., 1986.

17. Гойхман О. Я., Надеина Т. М. Основы речевой коммуникации: Уч-к для вузов / Под ред. проф. О. Я. Гойхмана. - М.: ИНФРА, 1997. - 272 с.

18. Голъдин В. Е. Речь и этикет. - М.: Просвещение, 1983.

19. Горленко В. П. Обдуманность поведения учащихся // Педагогика. -1993.-№4. -С. 39-42.

20. Грехнев В. С. Культура педагогического общения. - М., 1990.

21. Гришин Э. А. Педагогическая этика. - М., 1977.

22. Дерзкова Н. Команда: этапы становления и поведения руководителя // Директор школы. - 1996. - № 1. - С. 30-35.

23. Джайкотт X. Поможем ребенку понять, в чем смысл его пережива­ний // Воспитание школьников. - 1997. - № 1. - С. 37-39.

24. Дмитриев Г. Школьникам - о правах человека // Народное образова­ние. - 1990.-№ 8. - С. 89-93.

25. Егидес А. Психотехника общения (Назидательность. Категоричность) // Воспитание школьников. - 1996. - № 1.- С. 14-16.

26. Елканов С. Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя: Учеб. пособ. для студ. пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1989. - 189 с.

27. Ермолаев В. Я. Педагогика доктора Дубровского А. А. // Научные достижения и передовой опыт в области педагогики и народного образова­ния: Информ. сб.- М., 1992. - Вып. 9 (33). - С. 30-50.

28. Жариков Е., Крушелъницкий Е. Для тебя и о тебе. - М.: Просвещение, 1991.-223 с.

29. Журавлев В. И. Основы педагогической конфликтологии. - М., 1995.

30. Жутикова Н. В. Учителю о практике психологической помощи. - М.: Просвещение, 1988. - 176 с.

31. Жутикова Н. В. Психологические уроки обыденной жизни. - М., 1990.

32. Зелъманова Л. М. Уроки воспитания речевого этикета с использова­нием средств наглядности // Русский язык в школе. - 1990. - № 1. - С. 11-16.

33. Ильин Е. Н. Искусство общения. - М.: Педагогика, 1982.

34. Казарцева О. Культура речевого общения // Воспитание школьников. -1997.-№1.

35. Кадол В. Ф. Честь и достоинство: критерии их развития у старше­классников // Педагогика. - 1997. - № 6. - С. 54-59.

36. Кан-Калик В. А. Тренинг профессионально-педагогического общения: Методические рекомендации. - М., 1990. - 32 с.

37. Кан-Калик В. А. Грамматика общения. - М., 1995.

38. Капралова Р. М. Работа классного руководителя с родителями. - М., 1980.

39. Караковский В. А. Директор - учитель - ученик. - М.: Знание, 1982.

40. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. - М., 1982.-Т. 1.

41. Комиссарова Т. А. Основы делового общения. - М., 1991.

42. Кон И. С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 1989. - Гл.: Моральное сознание. - С. 206-213.

43. Конвенция ООН о правах ребенка // Советская педагогика. - 1991. - № 10; или Воспитание школьников. - 1993. - № 3, 4, 5.

44. Кондрашова Л. В. Сборник педагогических задач: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1987. - 144 с.

45. Конюхов Н. И. Словарь-справочник по психологии. - М., 1996.

46. КорчакЯ. Как любить ребенка: Избр. пед. труды. - М.-Воронеж, 1999.

47. Котингер Я. С, Чамлер В. И. Педагогическая этика. - Кишинев, 1984.

48. Краткий психологический словарь / Под ред А.В. Петровского, М.Г. Яротевского. - М., 1985.

49. Кроль Л. М., Михайлова Е. Л. Человек-оркестр: микроструктура об­щения. - М., 1993. Гл.: Что слышно? - С. 64-76.

50. Кропоткин П. А. Этика. - М., 1991.

51. Кузьмина 77. В. Очерки психологии труда учителя. - М., 1967.

52. Культура русской речи: Уч-к для вузов / Под ред. Л. К. Граудиной, К. Н. Ширяева.- М.: Изд. НОРМА-ИНФРА, 1998. - 560 с. - Гл.: Этика речево­го

общения и этикетные формулы речи. - С. 90-95.

53. Кухарев 77. В. На пути к профессиональному совершенству. - М.: Про­свещение, 1990. - Гл.: Общение в педагогическом коллективе.

54. Кэмбелл Росс. Как на самом деле любить детей. - М., 1992.

55. Левитес Д. Г. Практика обучения: современные образовательные тех­нологии. - М.: Изд-во ин-та практической психологии. - Воронеж, 1988. - Гл.: Ненасильственная педагогика. - 228 с.

56. Леммерман X. Учебник риторики. - М. 1998. - Гл.: Дыхание, речь. - С. 9-18.

57. Лесгафт 77. Ф. Избранные сочинения: В 2 т. - М., 1951. - Т. 1.

58. Лихачев Б. Т. Педагогика: Курс лекций. - М.: Прометей, 1992. - 528 с.

59. Львов М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка. - М.: Просвещение, 1988.

60. Львова Ю. Л. Творческая лаборатория учителя: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1992. - 224 с.

61. Максимов М. В. Не только любовь. - М.: Знание, 1990 (Нар. ун-т. Пед. ф-т. № 4).

62. Манн Д., Биллер В. Школьные администраторы России: глазами аме­риканских исследователей // Директор школы. - 1996. - № 3.

63. Митина Л. М. Психологическая диагностика эмоциональной устой­чивости учителя: Учеб. пособие. - М., 1992.

64. Митина Л. М. Педагогическое общение: контакт и конфликт // Школа и производство. - 1989. - № 10.

65. Митина Л. М. Психологическая диагностика коммуникативных спо­собностей учителя.- Кемерово, 1996. - 50 с.

66. Михайлова С. 77. Проблемы педагогического общения. - М.: Знание, 1998.-48 с.

67. Мнацаканян Л. 77. Личность и оценочные способности старшекласс­ников: Кн. для учит. - М.: Просвещение, 1991. - 191 с.

68. МудрикА. В. Общение школьников // Новое в жизни, науке и технике. - М.: Знание, 1987. - Сер. № 11. Педагогика и психология. - Гл.: Общение и нормы поведения. - С. 26-43.

69. Натанзон Э. 777. Психологический анализ поступков ученика. - М.: Просвещение, 1991. - 28 с.

70. Никитин А. Ф. Педагогика прав человека: Пособ. для учителя. - М., 1993.

71. Никитин А. Ф. Воспитание школьников в духе прав человека // Педа­гогика. - 1992.-№ 1-2.

72. Панов М. И. Конфликт и нравственность // Дидакт. - 1996. - № 1. - С. 28-32.

73. Педагогическое речеведенье: Словарь-справочник. - Изд. 2-е / Под ред. Т. А. Ладыженской, А. К. Михальской; сост. А. А. Князьков. - М.: Флин­та, Наука, 1998. - 312 с.

74. Педагогика: Учебное пособие / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев и др. -М., 1998.-393 с.

75. Педагогический такт / Под ред. И. Зязюна // Народное образование. -1990. - №8.-С. 80-83.

76. Песталоцци И. Г. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. - М., 1981.-Т. 2.

77. Писаренко В. М., Писаренко В. Я. Педагогическая этика. - Минск, 1986.

78. Погорелова Н. В., Руденко Л. П. Первые лица школы // Директор Школы. - 1996. - № 4. - С. 11-14.

79. Подласый И. П. Педагогика. - М.: Изд-во «Владос», 1999. - Ч. 2. - Гл.: Этические воспитательные дела. - С. 163-168.

80. Поль Л. Сопер. Основы искусства речи (книга о науке убеждать). -Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. - 448 с. - Гл. 8, 9.

81. Попов Л. А. Этика: Курс лекций. - М.: Центр, 1998. - 160 с.

82 Прихожан А. Мой портрет в лучах солнца (Занятие 5: Мои права и права других людей) // Воспитание школьников. - 1997. - № 1. - С. 31-32.

83. Прихожан А. М. Психологические проблемы нравственного воспита­ния школьников. - М., 1980.

84. Психология и этика делового общения: Уч-к для вузов / В. Ю. Доро­шенко, Л. И. Зотова и др.; Под ред. проф. В. Н. Лавриненко. - 2-е. изд. - М.: ЮНИТИ, 1997.-279 с.

85. Ражников В. Г. Любовь к ученику // Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И. В. Дубровина. - М., 1988. - С. 48-50.

86. Ризз Г. И. Я. Корчак: ребенка надо уважать // Педагогика. - 1996. - № 4.- С. 96-72.

87. Рыбакова М. М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом про­цессе. - М.: Просвещение, 1991. - 128 с.

88. Рыбин Е. М. Важный документ ООН (в защиту детства) // Педагогика. -1992.-№1-2.

89. Синица И. Е. Педагогический такт и мастерство учителя. - М., 1983.

90. Синягин Ю. Признавая значимость собеседника // Воспитание школь­ников. - 1997.-№ 2. - С. 15-18.

91. Синягин Ю. Ошибки в общении учителя с учениками и их родителями // Воспитание школьников. - 1997. - № 1. - С. 17-21.

92.Словарь по этике / Под ред. И. С. Кона. - 5-е. изд. - М., 1983. 93. Смирнов В. И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстраци­ях. - М.: Педагогическое общество России, 1999. - 416 с.

94. Станкин М. И. Психология общения: Курс лекций. — М.: Изд-во ин-та практ. псих., 1996. - 296 с.

95. Станкин М. И. Профессиональные способности педагога: Акмеология воспитания и обучения / Московский псих.-соц. ин-т. - М.: Флинта, 1998. -368 с.

96. Страхов И. В. Психологические основы педагогического такта. - Са­ратов, 1972.

97. Супрун А. Е. Лекции по теории речевой деятельности: Пособ. для студ. / Пол. Фонд Сороса. - Минск, 1996. - 287 с.

98. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека. - М., 1989.

99. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. - М., 1984.

100. Трофимова Н. М. Нравственные ориентиры младшего школьника // Педагогика. - 1997. - № 6. - С. 59-65.

101. Ушинский К. Д. Собрание сочинений: В 11 т. - М., 1950. - Т. 11.

102. Формановская Н. И. Речевой этикет и культура общения. - М., 1989.

103. Френе С Избранные педагогические сочинения. - М., 1990.

104. Чернокозова В. Об этике учителя. // Воспитание школьников. -1993. -№4.-С. 17-19.

105. Чернокозов И. И. Профессиональная этика учителя. -Киев, 1988.

106. Чернокозов В. Н. Чернокозов И. И. Этика учителя. - Киев, 1983.

107. Чудновский В. Э. Нравственная устойчивость личности. - М., 1981.

108. Шаталов В. Ф. Психологические контакты. - М., 1992. - Гл.: Работа с родителями. - С. 64-68.

109. Шевченко Л. Л. Практическая педагогическая этика (Эксперимен­тально-дидактический комплекс). -М.: Изд-во Соборъ, 1997. - 507 с.

110. Шемшурина А. Этическая грамматика в 7 классе (о важности чело­веческого общения, о порядочности) // Воспитание школьников. - 1995. - № З.-С. 6-9.

111. Шемшурина А. Этическая грамматика в 7 классе (Этикет) // Воспи­тание школьников. - 1995. - № 4. - С. 12-15.

112. Шемшурина А. Этическая грамматика в 5 классе (О проявлении нравственных отношений к человеку, об уважении) // Воспитание школьни­ков. - 1993. -№ 4. - С. 12-17.

113. Шемшурина А. Этическая грамматика в 8 классе (Такт - это разум сердца) //Воспитание школьников. - 1997. - № 1. - С. 6-10.

114. Шемшурина А. Этическая грамматика в 8 классе (Культура общения - способ организации жизни) // Воспитание школьников. - 1996. - № 2. - С. 9-13.

115. Шемшурина А. Этическая грамматика в 8 классе (Этикет в нашей жизни) // Воспитание школьников. - 1996. - № 3. - С. 11-13.

116. Ширяев Е. Н. Что такое культура речи? // Русская речь. - 1991. - № 4, 5.

117. Шкатулла В. И. Положение учителя и ребенка в современном мире. -М.: Прометей, 1992.

118. Шнекендорф 3. К. Воспитание учащихся в духе культуры мира, взаимопонимания, прав человека // Педагогика. - 1992. - № 1-2. - С. 43-50.

119. Шопенгауэр А. Свобода и нравственность. - М., 1992.

120. Штольц X., Рудольф Р. Как воспитывать нравственное поведение? -М., 1986.

121. Щуркова Я. Общение учителя с детьми // Воспитание школьников. -1995.-№1.-С. 2-8.

122. Щуркова Н. Е. Практикум по педагогической технологии. - М.: Пе­дагог, об-во России, 1998. - 250 с.

123 .Щуркова Н. Е. Противоречия школьного воспитания: семь проблем -семь решений (педагогическая мастерская). - М.:Педагог, об-во России, 1984. -96 с.

124. Этическая мысль: Научно-публицистические чтения. - 1998. - 384 с.

125. Юсупов И. М. Психология взаимопонимания. - Казань, 1991.

126. Якубсон Я. Г. О педагогической этике. - Ленинград, 1973.

127. Яновская М. Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. -М., 1986.

Наши рекомендации