Педагогическая система В.А.Сухомлинского
Василий Александрович Сухомлинский (1918 -1970) начал педагогическую деятельность в 1935 г. Вначале работал старшим пионервожатым, затем учителем младших классов, позже преподавал украинский язык и литературу в селе Васильевка Кировоградской области. После окончания филологического факультета Полтавского педагогического института (1938) В.А. Сухомлинский был назначен завучем в районную среднюю школу в село Онуфриевка. В начале Великой Отечественной войны призывается в армию. После тяжелого ранения, демобилизовавшись, становится директором школы в городе Уве в Удмуртии. В 1944 г. его назначают заведующим Онуфриевским районо Кировоградской области. В конце 1947 года он становится директором Павлышской школы.
Педагогическое мировоззрение В.А. Сухомлинского прошло сложный путь развития. Начав свою педагогическую и научную деятельность в конце 30-х годов убежденным сторонником «школы учебы» с ее установкой на твердый базовый компонент знаний и умений, примат репродуктивного умственного труда, Сухомлинский во второй половине 50-х годов решительно пересматривает свои взгляды с позиций трудовой школы. В качестве ведущих ценностей теперь выступали творчески развивающая деятельность, соединение физического и умственного труда на основе опытнической, исследовательской работы, прерогативы освоения учащимися средств познания над собственно знаниями. В.А.Сухомлинский трактовал сельскохозяйственный труд как основное средство развития личности, а не только пути подготовки учащихся к овладению профессией. Доминировали установка на переживание школьниками радости бескорыстного созидательного труда и эстетической направленности форм и методов производственной деятельности. Такой подход выдвинул и Павлышскую школу в авангард советского образования, развивавшегося тогда в русле трудовой школы, а В.А.Сухомлинского избирают членом – корреспондентом АПН РСФСР.
В начале 1960 – х годов В.А.Сухомлинский создает цикл произведений, пронизанных верой в светлое коммунистическое будущее. Однако в его философии образования коммунизм все более отождествлялся не с классовой борьбой и принципом партийности, а с такими общечеловеческими ценностями, как счастье, радость и любовь для каждого. В противовес нивелирующим тенденциям авторитарного воспитания авторитарного воспитания В.А.Сухомлинский утверждал гуманистическую педагогику, возвышающую человека над коллективом, аппелирующую к совести.
Во второй половине 60 – х годов В.А.Сухомлинскому свойственны: трактовка формирующейся личности как самоценности; понимание воспитания как феномена, в значительной степени не зависимого от требований общества; выдвижение в качестве главной цели воспитания свободного развития ребенка как активной личности; раскрытие индивидуальности, способной противостоять нивелирующей тенденции. Особенность применяемых им педагогических средств проявлялась в осуществлении воспитания через художественные образы в виде бесед, поучений, наставлений и заповедей, обращенных к учителям и ученикам, а также сказок, раскрывающих проблемы нравственности, « уроки мышления» среди природы ( « Сердце отдаю детям», 1969).
В воспитании ведущей становится педагогическая установка на синхронный процесс воздействия двух активных субъектов. В центре педагогического процесса находится ребенок с его активностью, интересами, индивидуальными творческими способностями, на которые, прежде всего, и должны были ориентироваться учителя. Главная задача - создание благоприятных условий для развития детей. В Павлышской школе акцент в образовании делался на расширение представлений детей, развитие у них критичности мышления и независимости поведения, на формирование системы моральных ценностей, а так же умений и навыков самостоятельного получения и использования информации.
В.А. Сухомлинский создал оригинальную целостную педагогическую систему, основывающуюся на антропологическом подходе, гармонизации гуманистически ориентированных форм, средств и методов педагогической деятельности, ее субъектно-субъектном характере, признании личности ребенка высшей ценностью процессов воспитания и образования. С точки зрения природы формируемой личности В.А. Сухомлинский трактовал воспитание ребенка как процесс реализации неотъемлемо присущих ему врожденных свойств, спонтанных реакций и импульсов, генетически заложенных природой. Вместе с тем большое значение придавалось и специально организованному воспитывающему социуму.
Впервые в целостном виде эти положения были сформулированы Сухомлинским в «Этюдах о коммунистическом воспитании» (1967), которые были подвергнуты жесткой идеологической критике. В установочной статье под характерным названием «Нужна борьба, а не проповедь» взгляды В.А.Сухомлинского были определены как « абстрактный гуманизм». В ответ в жанре «письма к сыну» Сухомлинский смело и с достоинством сформулировал свою гражданскую и политическую позицию: «Итак, сын, меня обвинили в том, что я «ввел туманное понятие, именуемое человечностью». Это обвинение изумило меня. Выходит, человечность - нечто чуждое коммунистическому идеалу и коммунистическому воспитанию? Меня обвинили также в «абстрактном гуманизме». Что это та кое? Я объясняю тебе это вот так: это когда речь идет о любви к человеку вообще, не говорится, о каком человеке идет речь, в каких условиях он живет. Это несправедливое обвинение, я его не заслуживаю, сын, Я не могу согласиться с тем, что ребенка надо любить с какой-то оглядкой, что в человечности, чуткости, ласковости, сердечности заключается какая-то опасность, для меня это просто кажется какой-то нелепостью. Я убежден, что только человечностью, лаской, добротой можно воспитать настоящего человека. Я считаю одним из важнейших принципов воспитание взаимное доверие педагога и ребенка. Воспитание человечности, гуманности, оттачивание всех граней этого драгоценного камня - без этого нельзя представить ни школу, ни педагога».
В конце 60-х годов в работах «Рождение гражданина», «Разговор с молодым директором школы», «Сто советов учителю», « Мудрая власть коллектива», «Письма к сыну» он развивал идеи, не характерные советской педагогике, и в том числе свободы выбора, свободы воли, самоценности и неповторимости каждой отдельной личности.
В этот период у В.А.Сухомлинского начинает рельефнее звучать национальная украинская педагогика, рассматриваются народные ценности. На смену прежнему атеизму приходит уважение к фольклорной основе воспитания, различным мифам, поверьям, легендам. Вместо доминирующей установки на формирование всесторонней личности выдвигается идея иерархичности воспитания ребенка. Ведущей, так же как в православной педагогике, теперь выступала духовность, опосредующая остальные черты личности.