Педагогическая система В.А. Сухомлинского

Василий Александрович Сухомлинский (1918–1970 гг.) – известный советский педагог, директор Павлышской средней школы, автор более 50 книг и 600 статей. Основные работы: «Сердце отдаю детям», «Павлышская средняя школа», «Разговор с молодыми директорами школы».

В.А. Сухомлинский перед войной окончил Полтавский педагогический институт, работал учителем начальной школы, был участником Великой Отечественной войны. В течение 22 лет с 1947 по
1970 год был бессменным директором сельской школы в Павлыше (Кировоградская область Украины).

Он создал удивительно цельную систему всестороннего развития личности. Воспитание, по В.А. Сухомлинскому, – это гармония социального врастания в общество, гуманизма и индивидуального подхода.

Павлышская школа была своеобразной «педагогической меккой», которую посещали педагоги-практики, ученые. Здесь было много необычного: обучение детей не с 7-, а 6-летнего возраста в так называемой школе радости, школе под открытым небом; единство духовной жизни педагогов и воспитанников; использование традиций народной педагогики; уроки мысли на природе; четко продуманная и хорошо организованная система трудового воспитания.

Основными направлениями педагогической системы В.А. Сухомлинского были: творческая мысль не только в учебе, но и в любом виде деятельности; производительный труд не только на уроках труда, но и во всем укладе жизни детей; сопереживание как основа нравственности; постоянное взаимодействие с природой.

Суть дидактических взглядов В.А. Сухомлинского выражена в следующих положениях: во-первых, учение – это мир человеческих взаимоотношений, а потому нужно помнить, что отношение ребенка к школе, знаниям, учебному предмету во многом зависит от того, какие взаимоотношения у него сложаться с учителем.

Во-вторых, учение должно приносить ребенку радость, а для этого учителю необходимо соблюдать следующие условия: учитывать индивидуальные особенности детей; в процессе обучения воздействовать не только на сознание, но и на чувства, эмоции детей; бережно относится к оценке; вооружать учащихся навыками самостоятельного учебного труда.

Творческим открытием В.А. Сухомлинского стали уроки мысли среди живой природы – в лесу, поле, на лугу, у речки, которые он называл путешествиями к источнику живой мысли. На этих уроках дети учились не просто наблюдать, а думать, устанавливать причинно-следственные зависимости. Широко практиковалось написание всеми детьми с первого по десятый класс сказок, сочинений, использование проблемного обучения, создание в каждом классе «интеллектуального фона».

Вся система нравственного воспитания в Павлышской школе строилась на принципах гуманного отношения к детям, воспитания через доверие, перспективного подхода к детям, опоры на положительное.

Стержнем нравственности В.А. Сухомлинский считал человечность, сочувствие и сострадание, в формировании которых большое место отводил моральным заповедям: воспитание любви и чуткости к окружающим людям, уважение и почитание родителей. Созданный в школе культ матери выступал действенным средством воспитания гражданственности, патриотизма, человечности – «Кто умеет любить мать, будет любить и Родину и человечество».

В систему нравственного воспитания он внес новую категорию – категорию красоты. Эффективными средствами воспитания человечности красотой выступали слово, книга, художественная литература, живопись, музыка, природа. «Без любви к природе невозможно воспитать нравственного человека», – утверждал В.А. Сухомлинский. Он был глубоко убежден в том, что прежде чем ребенок откроет книгу и прочитает по слогам, он должен прочитать страницы самой чудесной книги в мире – книги природы.

В.А. Сухомлинский ввел такое понятие, как «воспитываемость» – способность быть воспитанным. Далеко не каждый ребенок этим обладает, все дети поддаются воспитанию в разной степени. Он показал пути и средства повышения уровня воспитуемости, поэтапно развивая умение чувствовать красоту природы, слова, музыки, живописи. Только после этого, замечал он, учащихся следует подводить к пониманию высшей красоты: красоты человека, его труда, поступков, жизни. Таковы основные ступени концепции развития культуры чувств: чувствовать, понимать, ценить, творить.

Трудовое воспитание и обучение, считал В.А. Сухомлинский, должно быть нацелено на то, чтобы воспитать мыслителя-труженика, привить ребенку любовь к труду мысли, соединенной с трудом рук.
В Павлышской школе использовались разнообразные виды детского труда: учебный и производственный, платный и бесплатный, кратковременный и долгосрочный, ручной и механизированный, индивидуальный и коллективный. Обращает на себя внимание раннее включение детей в производительный труд: первоклассникам выделялся небольшой участок земли, на котором они выращивали пшеницу; становились старше – работали в мастерских, на колхозных полях, фермах. Старшеклассники самостоятельно водили тракторы и комбайны. Все в школе делалось руками детей (прекрасный фруктовый сад, оранжерея), многое – и для села (построили стадион, разбили сады, парки). В школе работало до 50 кружков разной направленности: технические, сельскохозяйственные, художественные, чтобы у каждого школьника была возможность реализовать свое увлечение.

Учить ребенка, чтобы у него возникло желание заниматься самообразованием, воспитывать ребенка так, чтобы у него возникло стремление к самовоспитанию – вот ядро педагогики В.А. Сухомлинского. Сегодня его идеи и демократическая по сути практика воспитания становятся особенно востребованными.

Наши рекомендации