Коллективная направленность

II.6. Основы современной идеологии воспитания

Для рассмотрения данного вопроса следует определить такое понятие, как идеология. Толковый словарь С.И.Ожегова рассматривает идеологию как "систему взглядов, идей, характеризующих какую-нибудь социальную группу, класс, политическую партию, общество".1

Ожегов С.И. Толковый словарь. - М., 1973г. - С.219

Цель современной школы опирается на современную идеологию воспитания.

В основе современной идеологии воспитания лежат следующие идеи:

Реализм целей воспитания

Реальная цель сегодня - разностороннее развитие человека, опирающееся на его способности и дарования. Средство достижения этой цели - освоение человеком базовых основ культуры. Это культура жизненного самоопределения: экономическая и культура труда; демократическая и правовая; нравственная и экологическая; культура семейных отношений.

2. Совместная деятельность детей и взрослых. Поиск совместно сдетьми нравственных образов, лучших образцов духовной культуры, культуры деятельности, выработка на этой основе собственных ценностей, норм и законов жизни - составляют содержание работы воспитателя, обеспечивая активную личную позицию школьника в воспитательном процессе.

Самоопределение.

Развивающее воспитание предполагает формирование целостной личности- человека с твердыми убеждениями, демократическими взглядами и жизненной позицией.

Личностная направленность воспитания.

В центре всей воспитательной работы школы должны стоять не программы, не мероприятия, а сам ребенок - высшая цель, смысл педагогической работы. Движение от ближайших интересов воспитанников к развитию высоких духовных потребностей должно стать правилом воспитания.

Добровольность.

Без собственной доброй воли воспитанников не могут быть воплощены сущностные идеи воспитания.

Коллективная направленность.

В содержании воспитательной работы предстоит преодолеть отношение к коллективу как к сугубо дисциплинарному средству, способному лишь подавлять личность, а не возвышать ее духовные, нравственные силы.2

Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. Ч.2. - М., 1999г. - С.28

"Важно, чтобы содержание идеи постепенно становилось национальным мировоззрением, идеологической формой общественного сознания, целенаправленно внедрялось в самый образ жизни и пронизывало всю систему общественных отношений: Воспитание подрастающего поколения в духе возрождения и укрепления в нем национальных идей в полном объеме возможно лишь при создании идейно, духовно, социально-позитивно направленных организаций и объединений".3

Лихачев Б.Т. Национальная идея и содержание гражданского воспитания //Педагогика, 1999г., №4. - С.10

Следует отметить, что хорошо организованное воспитание должно подготовить человека к трем главным ролям в жизни гражданина, работника и семьянина.

Направленность школы на жизненные ситуации - залог обновления содержания и способов воспитания. Данная особенность позволяет воспитательному процессу обратить внимание не только на разностороннее развитие личности, но и на:

1. Отход от заучивания догм к познанию и преобразованию мира.

2. От авторитарности и отчужденности к гуманности и сотрудничеству.

Современная идеология школы не только ставит перед воспитанником вопрос о том, какое воспитание необходимо на пороге XXI века, но и раскрывает сущность данного процесса, объясняет для чего это необходимо и что дает процесс воспитания для формирования личности.

В зарубежных воспитательных системах данная практическая сторона выходит на первый план и служит основой, движущей силой выработки положительного отношения к содержанию воспитания.

Однако и отечественная школа строит воспитательный процесс в соответствии с направлениями современной идеологии. Накопив немалый опыт использования богатого культурного наследия народов России в учебно-воспитательных целях, продолжается работа по формированию национальной культуры учащихся - это процесс, который направляет и корректирует всю деятельность воспитательной системы школы по развитию индивидуальных качеств личности. Целями данного направления являются:

- обеспечение разносторонней деятельности учащихся;

- реализация важнейшей социальной функции (коммуникативной);

- развитие гуманистического отношения к окружающему миру и особенно к людям;

- формирование нравственных, эстетических, физических качеств учащихся.4

Харисов Ф.Ф. Национальная культура в воспитательном процессе. //Педагогика. - 1999г., №2. - С.51

Воспитательная деятельность по данному направлению доказывает, что чем выше уровень национальной культуры, тем выше духовная культура человека, тем он самокритичнее в своем поведении, тем бережнее относится к людям другой национальности. Формирование культуры - это формирование личности человека. Жизненность, активность нации в значительной мере определяется характером и уровнем именно национальной культуры.5

См.: там же. - С.52-53

Воспитание детей и молодежи в современном российском обществе реализуется в условиях экономического и политического реформирования, в силу которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, функционирование образовательных учреждений, средств массовой информации, молодежных и детских общественных объединений, религиозных организаций, идеология воспитательной системы.

Коллективная направленность - student2.ru

Программа развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 годы утвердила следующие основные тенденции идеологии воспитания в Российской Федерации:

1. Повышение социального статуса воспитания в системе образования в российском обществе.

2. Укрепление и развитие воспитательных функций образовательных учреждений, расширение состава субъектов воспитания, координация их усилий, укрепление взаимодействия семьи и образовательных учреждений.

3. Развитие демократического стиля руководства воспитательным процессом.

4. Повышение культуры межнациональных и межэтнических отношений.

5. Формирование региональных, муниципальных и других систем воспитания на основе учета территориальных, социокультурных и национальных особенностей.

6. Использование отечественных традиций и современного опыта в области воспитания.

7. Активное внедрение в педагогическую практику новейших достижений в области воспитания.

8. Развитие гуманистических принципов, содержания и механизмов нравственного, гражданского воспитания.

9. Усиление роли семьи в воспитании детей.

10. Повышение профессионального уровня управления процессом воспитания; обеспечение взаимодействия системы образования со всеми социальными институтами.6

Программа развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 годы. //Воспитание школьников. - 2000г., №1. - С.6-9

Делая вывод, следует отметить, что особое значение в современной идеологии приобретает психолого-педагогическая помощь учащимся в процессе включения их в активную жизнь, формирование социальной ответственности. Четко спланированное и организованное воспитание должно сформировать характерную для данной эпохи систему взглядов и идей

Дополнительная литература:

1. Бодалева А.А., Новикова Л.И. Концепция воспитания учащейся молодежи. //Педагогика, - 1992г., №3,4.

2. Гильманов С. Творческая индивидуальность педагога. //Народное образование, 1999г., №1-2.

3. Колкаев А. Запросы ребенка - запросы семьи. //Народное образование. - 1998г., №9.

4. Кумарин В. Не ребенок для учения, а учение для ребенка. //Народное образование. - 1999г., №1-2.

5. Скворцова А. Теория и практика воспитательной системы школы. //Педагогика. - 1995г, №1.

6. Щуркова Н. Воспитание как вхождение ребенка в культуру. //Воспитание школьников. - 1998г., №5.

Наши рекомендации