Урок – основная форма обучения. Нетрадиционные формы урока
В современном образовательном процессе основной организационной формой передачи знаний, умений, навыков является урок. Он может проводиться в традиционной и нетрадиционной форме.
Современные педагоги постоянно ищут новые формы "оживления" процесса объяснения материала и обратной связи, которые помогут активизировать всех учащихся, повысить их интерес к занятиям и вместе с тем обеспечат быстроту запоминания, понимания и усвоения учебного материала. Нетрадиционные уроки - это занятия, которые аккумулируют методы и приемы различных форм обучения. Они строятся на совместной деятельности педагога и учащихся, на совместном поиске, на эксперименте по отработке новых приемов с целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.
Признаки нетрадиционного занятия: присутствуют элементы нового, происходит изменение внешних рамок; кроме программного, используется и внепрограммный материал; организуется коллективная деятельность обучающихся в сочетании с индивидуальной; занятие проводится в нетрадиционном месте или с использованием оригинального оформления; в процессе занятия используется музыка, видео, информационные компьютерные технологии, мультимедийное оборудование; дает возможность обучающимся раскрыться с новых сторон, помогает ориентироваться в атмосфере творческого поиска; требует серьезной предварительной подготовки.
Именно традиционный урок должен быть основной формой обучения и воспитания, но разнообразить учебный процесс нестандартными занятиями необходимо, т. к. они помогут активизировать мыслительную деятельность учащихся, развить их творческие способности, повысить мотивированность к учению. А при проведении педагогами открытых уроков нетрадиционная форма занятий всегда будет являться выигрышной, т.к. в нее можно включить и игровые моменты, и оригинальную подачу материала, и различные виды коллективной и групповой работы учащихся.
Творческие принципы нетрадиционных уроков: в организации урока нужно отказаться от шаблона, а в проведении - от рутины и формализма; необходимо максимально вовлечь учащихся класса (группы) в активную деятельность на уроке; основой эмоционального тона на уроке должна быть не развлекательность, а занимательность и увлеченность; важно поддерживать множественность мнений, альтернативность; нужно развивать отношения взаимопонимания с учениками; педагог должен уважительно относиться не только к детскому знанию, но и к незнанию; необходимо использовать оценку не только как результирующий инструмент, но и как формирующий.
Форм нетрадиционных уроков много. Существующая в педагогической теории их классификация неоднозначна и неполна. Мы выделим следующие виды нетрадиционных уроков: уроки-экскурсии; уроки-игры (деловые, ролевые (как часть деловых)) (например, уроки-суды); уроки-дискуссии, круглые столы, диспуты, конференции; бинарные уроки; уроки-исследования; уроки взаимообучения учащихся; уроки-соревнования (викторины, конкурсы); уроки-семинары.
Деловая игра - метод имитации принятия управленческих решений в различных производственных, хозяйственных ситуациях путем организации коллективной деятельности по заданным правилам и нормам. Деловую игру нельзя прервать на полпути, отложить ее окончание. Для деловой игры обязательно ее завершение, связанное с принятием необходимых решений, с их оценкой и рефлексией по поводу процесса принятия решений. Деловая игра является перспективным методом обучения учащихся старших классов, студентов. Она должна использоваться для тренировки решения комплексных задач, усвоения нового материала и закрепления изученного, стимулирования внимания и повышения интереса к занятиям, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений. Игра должна давать учащимся возможность понять учебный материал с различных позиций.
В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, ролевые.
Имитация - подражание кому-нибудь, чему-нибудь, воспроизведение. На занятиях имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения, например, совета молодежного клуба и т. д. Можно имитировать события, деятельность конкретных людей (деловое совещание, проведение беседы, ведение пропаганды, агитации, спора). Сценарий имитационной игры, кроме сюжета событий, должен содержать описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов.
Ролевая игра - основная форма игровой деятельности, в которой участники берут на себя роли взрослых, или должностные, или социальные роли и в специально создаваемой игровой ситуации воссоздают деятельность людей и отношения между ними.
Ролевая игра вызывает глубокие эмоциональные переживания, связанные с содержанием и качеством выполнения ролей и теми чувствами и отношениями, которые возникают в ходе игры.
Существует три типа ролевых игр: прямые игры - моделирование элементов профессиональной деятельности; стратегические симуляции - принятие решений в определенных условиях: "Экологическая катастрофа", "Начальник - подчиненный" и т. д. собственно ролевые игры: участники игры получают различные индивидуальные инструкции по взаимодействию друг с другом в предполагаемых условиях.
При использовании такой технологии занятия проводятся в форме либо суда, либо собеседования (например, "начальник отдела кадров" принимает на работу "сотрудника"), либо свободно развивающегося ролевого общения (диалога) между участниками. Такие игры позволяют активно вовлечь учащихся в процесс обучения, вызвать интерес к теме. В ходе ролевой игры обучаемый может определить свои сильные и слабые стороны, научиться взаимодействовать с людьми, решать конфликты.