Концепция многолетней подготовки борцов
Как уже отмечалось, первым вопрос о многолетней подготовке борцов, ее этапах и содержании поставил С.А. Преображенский [35]. Затем этой теме много внимания уделяли Р.А. Пилоян [29], Г.С. Туманян [43] и др. Ознакомившись с трудами этих специалистов, мы пришли к выводу, что концепция многолетней подготовки борцов может быть представлена в виде таблицы, в которой должны быть этапы многолетнего становления борца, педагогические задачи, стоящие перед тренером, а также круг умений, знаний и навыков, обязательных для успешной практической работы. Кроме того, в таблице следует указать конечный (относительно спортсмена) результат каждого этапа и обозначить его временную протяженность. При этом необходимо сделать две оговорки. Первая связана с тем, что, учитывая вероятностную природу любых общественных процессов, к которым, без сомнения, относится многолетняя подготовка борца, предлагаемую концепцию нужно рассматривать не как жесткую технологию* превращения новичка в мастера спорта международного класса, а лишь как основные направления этой работы. Вторая оговорка касается включения в многолетнюю подготовку борца этапа, связанного с завершением спортивной деятельности.
Таблица 5
КОНЦЕПЦИЯ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ БОРЦОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ
Этапы | Задачи, решаемые тренером | Педагогические знания, умения и навыки тренера | Конечный результат для борца | число лет |
Базовая подготовка | 1. Добиться всесторонней физической подготовленности борцов. 2. Обучить основам ведения борьбы. 3. Привить и сохранить интерес и привязанность к конкретному виду борьбы. | 1. Знать возрастные особенности динамики физического развития детей и подростков и владеть методикой всесторонней физической подготовки борцов. 2. Владеть методикой обучения основам спортивного противоборства (базовым совокупностям операций) 3. Уметь концентрировать интерес борцов на избранном виде борьбы. | Овладеть школой конкретно-го вида борьбы | 2—5 |
Углублен- ное совер- шенствова- ние | 1. Выявить и закрепить индивидуальный арсенал коронных атакующих действий. 2. Привить вкус к комбина-ционной борьбе. 3. Сформировать устойчи-вые навыки тактики ведения поединка с различными сопер никами. 4. Сформировать мотива-цию спортивной деятельности. | 1. Знать механизмы реализации двигательно- го состава спортивной борьбы (действий, комбинаций, связок и т. д.) и владеть методикой обучения и совершенствования. 2. Глубоко разбираться в социальных функциях олимпийского спорта, знать тенденции, ведущие к разрушению его идеалов, чтобы противостоять этим процессам. | Попасть в число перс- пективных борцов страны | 2—5 |
Реализация индиви-дуальных возможностей Завершение спортивной деятельности | 1. Сформировать навыки тактики участия в соревнованиях. 2. Подвести к главным соревнованиям года (четырехлетия) в состоянии наивысшей готовности. 3. Сформировать мотивацию достижения наивысшего результата. Подготовить к безболезненному завершению спортивной деятельности | 1. Глубоко разбираться в теории индивидуализации подготовки борцов. 2. Знать закономерности изменения состояния готовности и пути ее коррекции. 3. Знать особенности мотивации и уметь использовать их для достижения наивысшего результата. Уметь философски смотреть на жизнь, знать потребности и возможности своих учеников относительно других видов деятельности | Добиться успеха на крупней-ших между-народных соревнова-ниях. Полнее реа-лизовать себя, свой опыт и потенциал, на-копленный в спорте | 1— 10 До конца жизни |
Представленные в табл. 5 этапы многолетней подготовки борцов по названиям соответствуют принятым в теории спорта общим установкам, а по протяженности отвечают практике борьбы. В следующей главе будет подробно раскрыто содержание каждого этапа, здесь же необходимо кратко остановиться на сущности этапа, связанного с завершением борцом спортивной деятельности. Каждый большой мастер проходит этот этап и, к сожалению, не всегда безболезненно, поскольку очень часто остается один на один с собственными проблемами. Из всех попыток решения данного вопроса наиболее успешной можно считать работу лаборатории спортивной борьбы ВНИИФКа (под руководством профессора АА. Новикова). В его аспирантуру часто приглашали борцов сборных команд в период завершения спортивной карьеры. Благодаря такому подходу удавалось не только успешно решать проблему безболезненного завершения спортивной деятельности, но и развивать теорию и методику спортивной борьбы, поскольку опыт еще действующих спортсменов бесценен. В стенах института стали кандидатами и докторами наук В. Олейник, В. Игуменов, М. Арацилов, В. Ивлев и другие. Они внесли серьезный вклад в науку и практику спортивной борьбы. Автор настоящей книги в семидесятые годы также был связан с этим научным учреждением; книга стала итогом соединения науки и практики.
Глава 3
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ БОРЦОВ