Технология вероятностного образования (А.М. Лобок)
Пойди туда - не знаю куда,
возьми то - не знаю что.
Русская народная сказка
Лобок Александр Михайлович (р. …) – учитель начальной школы, руководитель лаборатории начального образования, доктор философских наук, г. Екатеринбург.
Классификационные параметры
Уровень и характер применения: по содержанию идеи - общепедагогический, по распространенности в российском образовании на сегодня - частнопредметный.
Философская основа: антропологическая + природосообразная.
Методологический подход: вероятностный, социокультурный, синергетический.
Ведущие факторы развития: психогенные + социогенные.
Научная концепция освоения опыта: гештальт + ассоциативно-рефлекторная + интериоризаторская.
Ориентация на личностные сферы и структуры: СУД + СУМ.
Характер содержания: обучающий + светский + гуманистический + общеобразовательный.
Вид социально-педагогической деятельности: обучающая, воспитательная, развивающая.
Тип управления учебно-воспитательным процессом: система малых групп.
Преобладающие методы: проблемные + творческие + диалогические + саморазвития.
Организационные формы: альтернативная; индивидуальная + групповая.
Преобладающие средства: вербальные.
Подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий: субъект-субъектный + педоцентрический.
Направление модернизации: альтернативное.
Категория объектов: массовая, все категории.
Целевые ориентации
¶ От образования-обучения к образованию-диалогу.
¶ Формирование авторской позиции ребенка в культуре.
¶ Помощь ребенку в обретении способности осваивать пространство культуры, заявить себя в мире культуры и вести диалог с культурой.
¶ Развитие потребностей самореализации в различных сферах и формах культуры, прежде всего лингвистике и математике.
¶ Формирование письма у младшего школьника как авторского самовыражения и индивидуальной языковой интуиции (литературные способности).
Концептуальные положения
Образование, школа, ребенок
v Образование - это мир, стоящий между личностью ребенка и взрослого; это древнейшее порождение цивилизации есть насилие над личностно-индивидуальным бытием человека.
v Ценность образования не в усвоении знаний, а в том, что именно оно представляет собой поле, на котором вызревает в ситуации личностного протеста Я-концепция личности.
v Принимая феномен образования как совершенно гениальное культурное изобретение и как неизбежное зло (принуждение), необходимо научиться эффективно и с наименьшими потерями взаимодействовать с ним.
v Школа должна работать не на социальный заказ, а на максимальное развитие заложенных в человеке возможностей, а значит, ее содержание должно строиться не «сверху вниз» (так, чтобы «низшие» ступени школьного образования подстраивались под необходимость освоения «высших» уровней знания), а «снизу вверх», отталкиваясь от психологических возможностей детского развития.
v Первая проблема, проблема входа в образование - начальная школа. Здесь происходит радикальное изменение позиции ребенка: от своей логики взаимоотношений с миром, от своего Я перейти, принять логику иную, чуждую, лишенную свободы выбора - логику образования.
Особенности развития
v Мышление ребенка 6-10 лет (начальная школа) является допонятийным.
v Во главу угла поставлен индивидуальный мыслеобраз, а не стандарты программ.
v Ребенок ценен своим индивидуальным своеобразием.
v Подлинным основанием мышления является не понятие, а образ, и именно образные «единицы» мышления являются основным предметом описываемой технологии. Начальная школа - это то звено, в рамках которого закладываются прежде всего образно-интуитивные механизмы мышления, и лишь на следующем этапе, в среднем звене, наступает время формирования собственно понятийных структур.
Развивающее обучение Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова сводило процесс мышления к мышлению в понятиях и именно вокруг мышления в понятиях выстраивало логику учебного процесса. Но ведь мышление не исчерпывается одними только понятийными формами! И более того, есть основания полагать, что именно на допонятийном уровне формируются базовые мыслительные способности человека, о чем свидетельствует опыт множества людей, не прошедших школу раннего понятийного мышления по программам развивающего обучения и тем не менее выучившихся мыслить, причем мыслить неплохо. Сам Л.С. Выготский, анализируя феномен синкретов и комплексов как ранних, допонятийных структур детского мышления, вовсе не относится к ним как к своего рода «недопонятиям», т.е. как к несовершенным, недоделанным понятиям. Синкреты и комплексы - это ступеньки к понятию, но они имеют огромную самостоятельную ценность, и прежде всего - как носители эвристического потенциала человеческого мышления.
v Детство - это единый, непрерывный феномен, который не подгоняется под взрослое будущее, а творит себя из самого себя.