Лекция 5. Культура межнационального общения в системе образования
Культура межнационального общения должна рассматриваться как интегративная характеристика, освещающая три основных структурных компонента, в соответствии с которыми выделяются главные направления в педагогической деятельности:
1) познавательный (рациональный, интеллектуальный, когнитивный) - обогащение подростков знаниями по проблемам теории и практики межнациональных отношений;
2) эмоциональный (эмоционально-психологический) – развитие эмоционально-психологических характеристик;
3) поведенческий (волевой, деятельный) - формирование сознательного активного, деятельного субъекта межнационального общения.
Жизненная необходимость воспитания культуры межнационального общения объясняется тем, что население многих государств и регионов по своему составу многонационально. Необходимость регулирования отношений между людьми разных национальностей объясняется и тем, что межнациональные отношения остаются сложнейшими.
Педагогика межнационального общения предполагает решение следующих задач:
1) воспитание глубокого уважения к многонациональному народу России, любовь к Отечеству;
2) культивирование бережного отношения к людям различных национальностей страны, к их языкам, социальным ценностям;
3) воспитание в духе мира и уважения ко всем народам Земли;
4) воспитание в духе терпимости к религиозным чувствам людей, обеспечение мирного разрешения возникающих конфликтов, культуры на стыке различных религий.
Общение - важнейший фактор формирования личности, средство воспитания. Оно обеспечивает регуляцию поведения человека, его отношения с другими людьми, создает условия для целенаправленного регулирования чувств, поведения, ориентации.
Воспитание в широком смысле включает в себя воздействие на личность окружающей среды и общества, в узком - это целенаправленная деятельность по формированию у человека определенных качеств, взглядов, убеждений и культуры поведения. Как часть социализации оно осуществляется через образование (отбор необходимых знаний и обеспечение их усвоения ребенком через обучение и организацию жизнедеятельности), культуры поведения и общения.
МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ - это определение взаимосвязи и взаимоотношения, в процессе которых люди, принадлежащие к разным национальным общностям и придерживающиеся различных религиозных взглядов, обмениваются опытом, духовными ценностями, мыслями, чувствами. Культура такого общения зависит от общего уровня обучающихся, от их умения воспринимать и соблюдать общечеловеческие нормы и мораль.
Организационный процесс воспитания культуры межнационального общения включает: определение общей цели и конкретных задач, ознакомление молодежи с системой научных знаний о правах и свободах человека и народов, о нациях и их отношениях, о расах и религиозных конфессиях; формирование гражданских и общечеловеческих чувств и сознания; развитие позитивного опыта культуры общения с людьми разных наций, рас и религиозных конфессий; обеспечение высоконравственной мотивации поступков и поведения учащейся молодежи в процессе их общения.
Определение цели воспитания подрастающего поколения является прерогативой государств. Содержательные параметры целей воспитания отражают уровни развития экономики, культуры, духовной жизни общества. Государственные цели воспитания детерминированы социально -экономическими, политическими и этнокультурными условиями. Российская Федерация - многонациональное государство, в котором живет более ста народов. Развитие их отношений между собой и с другими народами мира обуславливает цели и содержание воспитания культуры межнационального общения у молодежи всего населения страны.
Воспитание ставит целью приобщить учащихся к общечеловеческим достижениям и ценностям. В содержании образования входят следующие направления: этнодемографические ситуации в различных странах, на материках и в мире в целом; социально-этнические изменения, происшедшие в мире; единство и неделимость противоречивого, многоэтнического мира; тенденция народов к интеграции в Европе и других регионах мира; планетарные и глобальные проблемы народов.
Глобальное образование предусматривает включение в учебные планы школы таких направлений педагогической деятельности, как воспитание у учащихся интереса и уважения к культурам народов мира, достижение понимания общемирового и специфического в этих культурах, воспитание внимания к глобальным, общемировым событиям, понимание их характера и последствий, развитие навыков системного подхода к изучению мировых процессов, воспитание признания равноправными и равноценными различных точек зрения на мировые явления.
Культура межнационального общения зависит от уровня общего развития общающихся, их умения соблюдать общечеловеческие нормы нравственности и поведения, взаимной готовности правильно воспринимать инонациональные ценности, их стремление обогащать себя знанием этих ценностей. Очень важно вооружить население многонационального государства минимумом знаний по основам межнациональных отношений, дать им представление о культуре, традициях народов.
Трактовка нижеизложенных терминов приводится по «Этнологическому словарю», представляющему собой первую в России попытку специалистов дать научное изложение того понятийно-терминологического аппарата, без которого невозможно понимание сложных процессов, определяющих жизнь в многонациональной России и других странах
Народ— многозначный термин:
1) в социально-политическом и историческом смысле — население государства, страны, субъект истории, совокупность тех классов, наций, социальных групп данного общества, которые имеют одну историческую судьбу;
2) в языково-культурологическом смысле — то же, что и этнос;
3) в бытовом смысле — большая группа людей.
Национальное чувство— комплекс эмоций, в котором фиксируется субъективное отношение людей как к собственной нации, к ее потребностям и формам жизни, так и к другим народам. Национальное чувство долговечно и живуче. Формировавшееся в течение многих столетий на основе жизненных условий и исторического опыта народов, оно содержит не только положительные эмоциональные установки — любовь и преданность своей нации, но и антипатии к другим нациям, а также национальный эгоизм и даже вражду.
Национальность— термин употребляется, во-первых, для обозначения народностей, наций и других этнических общностей и групп, населяющих страну (например, «национальности России) (к племенам термин Н. обычно не применяется); во-вторых, для обозначения принадлежности какого-либо человека или группы людей к определенной народности или нации. В западноевропейских языках термин Н. употребляется главным образом для обозначения государственной принадлежности людей (подданства или гражданства). В демократическом обществе человек, гражданин свободен в выборе и указании своей национальности. В России долгое время господствовала практика определения национальности по национальности родителей.
Самосознание этническое— чувство принадлежности к определенному этносу (в случае нации — национальное самосознание), выражающееся в этническом самоопределении, т. е. в отнесении индивидом себя к данной этнической группе. Это важнейший признак этноса. Национальное (этническое) самосознание является основой национального сознания.
Наряду с эстетикой этика общения — неотъемлемый компонент культуры общения детей младшего школьного возраста (Т. В. Антонова). В ее основе — выработанные человечеством в ходе своего исторического развития этические нормы и правила, предписывающие проявление приветливости, внимательности, доброжелательности, учтивости и пр.
Необходимость воспитания этики межнационального общения обусловлена полиэтничностью общества, спецификой восприятия ребенком человека иной национальности — носителя другой культуры, встречающимися со стороны взрослых проявлениями негативного отношения к представителям тех или иных народов, что отрицательно влияет на формирующуюся личность. Последствия такого влияния обнаруживаются в процессе общения детей разных национальностей.
Содержание понятия «этика межнационального общения» детей младшего школьного возраста включает: симпатию, дружелюбие и уважение к сверстникам и взрослым различных национальностей; национальным обычаям и традициям других народов; интерес к их жизни, культуре стремление «присвоить» общечеловеческие ценности.