Понятие о культуре межнационального общения

Тема 7.Педагогика межнационального общения.

Лекция 9, 10. Воспитание у школьников культуры межнационального

общения – 4 часа.

Цель – изучить:

· понятие толерантность;

· понятие культуры межнационального общения, его структуру, особенности ее формирования;

· взаимосвязь толерантности с интернационализмом и патриотизмом;

· особенности национального воспитания в России и других странах.

Понятия темы: толерантность, веротерпимость, культура межнационального общения, патриотизм, интернационализм, особенности национального воспитания, общение и др.

П Л А Н.

1. Понятие о культуре межнационального общения.

2. Цель и задачи воспитания культуры межнационального общения.

3. Воспитание у учащихся патриотизма, интернационализма, веротерпимости, толерантности.

4. Национальное своеобразие воспитания.

Понятие о культуре межнационального общения.

Проблема формирования культуры межнационального общения сложна и многогранна, По ней написано немало работ, в которых рассматриваются различные ее аспекты (педагогический, социологический, социально-политический, лингвистический, социально-психологический и др.). Тем не менее такие понятия, как межличностное общение, культура общения, межнациональное общение, культура межнационального общения, нуждаются в глубоком и всестороннем анализе и осмыслении. Результатом формирования культуры межнационального общения является толерантонсть.

Толерантность - способность человека, сообщества, государства слышать и уважать мнение других, невраждебно встречать отличное от своего мнения. "Толерантность - это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира", - говорится в Декларации принципов толерантности, принятой Генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году. В Декларации определено понятие толерантности как:

· уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности;

· отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждение норм, установленных в международно-правовых актах в области прав человека.

Толерантность - не уступка, снисхождение или потворство, а, прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека.

Толерантность - привилегия сильных и умных, не сомневающихся в своих способностях продвигаться на пути к истине через диалог и разнообразие мнений и позиций.

В нашей теоретической традиции укоренились два основных концептуальных подхода к общению как особой форме взаимодействия и межличностных отношений людей. Во-первых, в общесоциологических теориях и исследованиях понятия "общение"; "формы общения", "отношения общения" применяются при анализе особых условий и форм существования общественных отношений, производственных отношений, форм обмена при выявлении специфики общественно-экономических формаций и т. д. Во-вторых, в конкретно-социологических и социально-психологических исследованиях понятие "общение" используется как близкое к понятиям "взаимодействие", "контакт".

По мнению 3. Т. Гасанова, "общение — важнейший фактор формирования личности, средство воспитания. Оно обеспечивает регуляцию поведения человека, его отношений с другими людьми, создает условия для целенаправленного регулирования чувств, поведения, ориентации, оценок. Основанные на гуманизме формы общения стимулируют развитие положительных человеческих качеств" (Гасанов 3. Г, Особенности формирования культуры межнационального общения в многонациональном регионе // Педагогика. 1994. № 5. С. 12). В этом определении акцент сделан на нравственный аспект общения.

Общение, как форма социальной активности, означает межличностное взаимодействие людей, членов общества, представителей отдельных социальных групп, осуществляемое на основе отражения социальной действительности, формирующее у людей историческую память, обогащающее их социальными ценностями, созданными человечеством, включающее граждан общества в совместную деятельность во имя созидания и согласия.

Культура общения — это внимание к человеку, его мнению, толерантность, милосердие, уважение к личности независимо от национальности. То же самое относится и к международному общению.

В межнациональных отношениях небывало возросло значение гуманистических моральных ценностей как важнейших ориентиров поведения и поступков людей, как незаменимых определяющих факторов нравственной удовлетворенности личности от своей деятельности, общей направленности линии своей жизни. Это объясняется, во-первых, особым значением межличностного общения для ускоренного и разностороннего развития личности, ее социализации, во-вторых, возрастанием моральных начал в индивидуальном бытии современного человека, находящегося, как и общество в целом, в глубоком кризисе, начал, которые не могут полностью осуществляться вне тепла общения.

Как известно, каждый человек имеет специфические национальные, общественные по своей природе, происхождению и функциям духовно-нравственные устои, так называемые ценностные ориентиры, призванные "задать" личности программу деятельности и поведения, в том числе и по отношению к другому человеку, другой народности, нации, другой материальной и духовной культуре. Общение является необходимым условием для возникновения той духовно-нравственной силы, которая управляет связью человека с себе подобными, это отношение человека как субъекта к другому человеку как к субъекту, а не объекту своих практических нужд или познавательно-теоретических интересов, как к соучастнику единых действий, соратнику, человеку одних интересов, в конечном счете товарищу и другу (см.: Социология: Словарь-справочник. М, 1991. Т. 3. С. 135).

Процесс общения осуществляется в многообразных формах и на различных уровнях: межличностное общение — на уровне семьи, быта и вне семьи, между сверстниками, на уровне учебного и трудового коллектива; межнациональное общение — в процессе экономического, политического и культурного сотрудничества как между субъектами внутри страны, так и на международной арене.

Культура межнационального общения — атрибут любой сферы межнациональных отношений. По природе своей это феномен духовной жизни общества, в специфической форме отражающий морально-политическую, нравственную сущность национальных отношений. Культура межнационального общения, оставаясь элементом надстройки, обусловлена природой социально-экономических отношений и установившихся духовно-политических форм общения наций. Она требует и учета национальной психологии и соблюдения самых элементарных традиций гуманизма.

Понятие "культура межнационального общения" часто применяется в качестве синонима понятия "этика межнационального общения.

Культура или этика межнационального общения есть стиль или способ общения между людьми различной национальной самоотнесенности, при котором в приоритетное положение при всех обстоятельствах ставятся общечеловеческие достоинство и честь.

В этом смысле понятие "этика межнационального общения" становится производным от понятия "интернационализм" и, с нашей точки зрения, это правомерно. Нет нормального межнационального общения без интернационализма. А последний немыслим без признания приоритета личности независимо от национальности.

Понятие "культура межнационального общения" охватывает весь спектр поведенческих норм: право, мораль, включающую также нравственные предписания религии. Современная культура межнационального общения исходит из приоритета общечеловеческих ценностей, воспитания уважения к человеку независимо от национальной, религиозной и расовой принадлежности, к своему народу, к обществу, в котором он живет, его народам и гражданам, их истории, культуре, языкам, традициям, толерантности ко всем народам Земли, непримиримости к любым негативным проявлениям национализма.

Наши рекомендации