Детский церебральный паралич (ДЦП) – заболевание, проявляющееся различными двигательными нарушениями, часто в сочетании с нарушениями интеллекта
Причиной заболевания является поражение отдельных участков головного мозга, наступившее во время беременности, родов или впервые два месяца жизни ребенка.
Основные проявления ДЦП:
– Скованность мышц или спастичность. У ребенка с мышечной спастичностью наблюдается скованность или «напряжение мышц». Из-за этого движения замедленны, неуклюжи. Часто положение головы вызывает неестественное положение всего тела.
– Неконтролируемые движения или атетоз. У ребенка возникают медленные, дергающиеся или неожиданно быстрые движения стоп, рук или лица. Могут возникать спастические движения или позы. Ребенок с трудом сохраняет равновесие и часто падает.
– Расстройство координации движений или атаксия. Ребенок страдающий атаксией с трудом сидит и стоит.
Проявления ДЦП различны, но их можно разделить на 5 основных форм:
1. Нижний спастический парапарез.
– скованность мышц нижних конечностей (особенно выражено ограничение сгибания и отведения); как осложнение возникает тугоподвижность вплоть до полной неподвижности в суставах, так называемая контрактура.
Из-за этого движение замедлены, неуклюжи. Состояние ухудшается, когда ребенок расстроен, волнуется.
Интеллект при этом форме чаще всего сохранен.
2. Гемипаретическая форма.
– скованность мышц нижней и верхней конечностей с одной стороны (либо слева, либо справа).
Нарушение интеллекта при этой форме возникает ≈ в 50% случаев.
3. Спастический тетрапарез.
– скованность мышц как верхних, так и нижних конечностей. Иногда может проявляться в форме трипареза (одна из конечностей практически не страдает).
Интеллект нарушен в 80-90% случаев.
4. Атонически-астеническая форма.
– выраженная вялость всех мышечных групп, приводящая к нарушению движения. Кроме того, отсутствует способность координированности действий.
Интеллект нарушен в 80-90% случаев.
5. Гипекинетическая форма.
– нарушение в мышцах сопровождается избыточными непроизвольными движениями.
Интеллект при этом, как правило, не нарушен.
Однако проявления ДЦП не ограничиваются только двигательными нарушениями. Изменения в психике возникают даже у детей с сохраненным интеллектом.
Основные причины ДЦП:
1. Неблагоприятное течение беременности:
– острые заболевания матери (в том числе инфекционные, особенно токсоплазмоз, цитомегелия и другие, которые практически не дают клинических проявлений у матери, но вызывают внутриутобное инфицирование плода. Даже контакт беременной женщины с больным краснухой могут быть причиной грубых пороков развития плода);
– хронические заболевания матери (пороки сердца, дыхательная недостаточность, заболевания почек, печени, сахарный диабет, шизофрения, эпилепсия и другие);
– воздействие токсических факторов, в том числе алкоголя, никотина, фоновой радиации и другое;
– выраженные токсикозы, угроза прерывания беременности (особенно в ранние сроки), связанные с фетоплацентарной недостаточностью и гинекологическими заболеваниями.
2. Неблагополучное течение родов, приводящее к кровоизлиянию в ткани головного мозга ребенка. Чаще всего травмируются недоношенные дети, дети из многоплодных беременностей.
3. Заболевания ребенка впервые 4-8 недель жизни энцифалитами или менингоэнцифалитами различной этиологии.
ДИЗАРТРИЯ – нарушение произношения вследствие недостаточной иннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражений заднелобных и подкорковых отделов мозга. При Д., в отличие от афазии, ограничена подвижность органов речи (мягкого неба, языка, губ), вследствие чего затруднена артикуляция. У взрослых Д. не сопровождается распадом речевой системы. В детском возрасте Д. нередко приводит к нарушению произнесения слов и, как следствие, к нарушениям чтения и письма, а иногда и к общему недоразвитию речи. Недостатки речи при Д. могут быть исправлены с помощью логопедических занятий.
ДОМА РЕБЕНКА - в Российской Федерации учреждения для воспитания и оказания помощи детям раннего возраста, оставшихся без попечения родителей, детям одиноких матерей, а также детям с дефектами физического или психического развития. Создаются дома ребенка общего типа, а также специализированные дома ребенка для детей с поражением ЦНС, нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, слуха, речи, зрения и др.
ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ – особый тип аномалии психического развития ребенка. 3.п.р. имеет различное происхождение: в одних случаях она связана с особенностями, а точнее – дефектами конституции ребенка, вследствие чего по своему физическому и психическому развитию он начинает соответствовать более раннему возрасту («гармонический инфантилизм»); в др. случаях 3.п.р. возникает в результате различных соматических заболеваний (физически ослабленные дети) или органического поражения Ц.н.с. (дети с минимальной мозговой дисфункцией). У детей с 3.п.р. отмечается значительное снижение работоспособности вследствие возникающих у них явлений цереброастении, психомоторной расторможенности, аффективной возбудимости. У них затруднено усвоение навыков чтения, письма, счета; страдают непосредственная память и внимание; имеются легкие нарушения речевых функций. Указанные затруднения компенсируются при специальных педагогических воздействиях на таких детей. В отличие от олигофрении, при которой наблюдается устойчивое общее недоразвитие психики, у детей с 3.п.р. обычно имеется парциональное недоразвитие высших психических функций, носящее временный характер и преодолеваемое в детском или подростковом возрасте. Дети с 3.п.р. характеризуются рядом личностных особенностей: недоразвитием эмоциональной сферы, длительным сохранением игровых интересов и т.д.
ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ - метод лечебно-педагогического воздействия на детей и взрослых, страдающих различными эмоциональными нарушениями, страхами, неврозами и др. В основе различных методик, описываемых этим понятием, лежит признание игры влиятельным фактором развития личности.
ИЗОЛЯЦИЯ – обособление человека или группы людей (групповая изоляция) от привычных условий жизни и общения с другими людьми в условиях космического полета, зимовок, отдаленных экспедиций и т.п. Специально И. рассматривается в клинике нервных и душевных болезней: в случаях поражения слуха зрения, речевой деятельности – при нарушениях артикуляции, речеобразования и восприятия речи.
ИНВАЛИДНОСТЬ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ. Некоторые формы наследственной патологии, родовые травмы, перенесенные в детстве, могут явиться причиной того, что ребенок раннего возраста, еще не прошедший важнейших этапов социализации, оказывается инвалидом. В дефектологии подробно изучена специфика сенсорных, речевых, интеллектуальных и двигательных нарушений, свойственных аномальным детям. Конкретный дефект (потеря зрения или слуха при аномалиях соответствующих анализаторов, моторные нарушения при детском церебральном параличе и др.) накладывает специфический отпечаток на формирование познавательных процессов личности ребенка. Однако не все аномальные дети могут быть отнесены к инвалидам. Значительная часть детей с сенсорными дефектами при помощи специфических средств коррекции (слуховые аппараты для слабослышащих, очки и контактные линзы для слабовидящих) способны в определенной мере преодолеть ограничения, накладываемые дефектом. В результате коррекционно-воспитательной работы они достигают практически полной социальной адаптации и способны к общественному и профессиональному самоопределению. Аномальные дети легкой интеллектуальной недостаточностью также в пределах своих возможностей достигают приемлемого уровня социальной адаптации и не могут быть оценены как инвалиды.
В то же время среди детей-инвалидов немало тех, кого не следует относить к категории аномальных детей, т.е. физические дефекты в ряде случаев не приводят к аномальному развитию. Это касается, прежде всего, детей, которые в результате травм и заболеваний оказываются ограниченными в движениях, но сохраняют свойственный их возрасту нормальный уровень психического развития.
Специфика детской инвалидности состоит в том, что ограничение жизнедеятельности в этом случае возникает в период формирования высших психических функций, усвоения знаний и умений, становления личности. Инвалидность, наступившая в зрелом возрасте, требует восстановления (хотя бы частичного) социальных функций человека на основе уже сформировавшейся личности; детская инвалидность представляет еще более серьезную проблему, поскольку накладывает ограничения не только на проявления личности, но и на ее формирование.
Дети-инвалиды лишены доступных здоровым сверстникам каналов получения информации: скованные в передвижении и использовании сенсорных каналов восприятия, они не могут овладеть всем многообразием человеческого опыта. Они также часто испытывают затруднения в предметно-практической деятельности, ограничены в проявлениях игровой деятельности, что негативно сказывается на формировании высших психических функций.
Отрицательные эмоциональные переживания, хроническая неудовлетворенность и т.п. могут приводить к патологическим изменениям характера, искажениям в формировании личности. Все эти особенности детей-инвалидов требуют особого подхода в обучении и воспитании.
Специфика воспитания детей-инвалидов состоит в преимущественно коррекционной направленности этого процесса. От лиц, осуществляющих обучение и воспитание, прежде всего, требуется максимально расширить возможности детей для освоения предметно-практического и теоретического опыта. Следует стремиться в наибольшей мере преодолеть накладываемые инвалидностью ограничения.
ИНВАЛИДЫ. Латинское слово «инвалид» (invalid) букв. означает «непригодный» и служит для характеристики лиц, которые в следствии заболевания, ранения, увечья ограничены в проявлениях жизнедеятельности. В русском языке это слово укоренилось в XVIII в.; первоначально инвалидами называли бывших военнослужащих, которые по состоянию здоровья не могли себя обслуживать. Позднее, в XIX в. к инвалидам стали относить лиц, полностью утративших возможность заработка в связи с состоянием здоровья.
ИНТЕЛЛЕКТ – 1) общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей; 2) система всех познавательных способностей индивида: ощущения, восприятия, памяти, представления, мышления, воображения; 3) способность к решению проблем без проб и ошибок «в уме». Понятие И. как общей умственной способности применяется в качестве обобщения поведенческих характеристик, связанных с успешной адаптацией к новым жизненным задачам.
ИНФАНТИЛИЗМ - патологическое состояние, характеризующееся задержкой физического и (или) психического развития с сохранением присущих детскому или подростковому возрасту особенностей организма, личности.
Искривление позвоночника – изменение (деформация) нормальной конфигурации позвоночного столба. Различают: боковое искривление позвоночника – сколиоз, искривление позвоночника, обращенное выпуклостью назад – кифоз, искривление позвоночника, обращенное выпуклостью вперед – лордоз.
ИСТЕРИЯ – патологическое состояние психики человека, характеризующееся повышенной внушаемостью, слабостью сознательной регуляции поведения. Для И. характерно несоответствие между малой глубиной переживаний и яркостью их внешних выражений: громкие крики, плач, мнимые обмороки, выразительные жесты по поводу незначительных, в действительности маловолнующих истерика событий. Стремление любым способом привлечь к себе внимание, театральность поведения, «игра в переживания» – типичные проявления И.
КАПРИЗЫ ДЕТСКИЕ - особенность поведения ребенка, выражающаяся в нецелесообразных и неразумных действиях, в необоснованном сопротивлении требованиям взрослых, в стремлении настоять на своем.
КОМПЕНСАЦИЯ ФУНКЦИЙ восполнение недоразвитых, нарушенных или утраченных функций в следствии аномалий развития, перенесенных заболеваний и травм. Одна из важнейших разновидностей адаптационной реакции организма на повреждение заключается в том, что не пострадавшие непосредственно органы и системы берут на себя функцию поврежденных структур путем усиления (т.н. заместительная гиперфункция) или качественной перестройки функции.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ – одна из форм функционирования психологической службы, направленная на оказание помощи лицам, испытывающим потребность в оптимизации своей психической активности, в преодолении неприятных психических состояний, психических затруднений, чувства безысходности, в организации самовоспитания и др.
КОРРЕКЦИЯ в специальной педагогике - исправление (частичное или полное) недостатков психического и физического развития у аномальных детей с помощью социальной системы педагогических приемов и мероприятий.
КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА, система специальных приемов и мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков развития аномальных детей. Термин появился в конце XIX - начале XX вв. в связи с деятельностью М. Монтессори и О. Декроли, долгое время использовался применительно к работе лишь с умственно отсталыми детьми. В отечественной педагогике это понятие стало более широким: коррекционно-воспитательная работа направлена не только на исправление отдельных нарушений, но и на формирование личности ребенка, охватывает все категории аномальных детей и осуществляется совместной деятельностью педагогов и врачей.
Коррекционная направленность свойственна всей учебно-воспитательной работе, проводимой с аномальными детьми. Она строится с учетом характера нарушений развития и индивидуальных особенностей ребенка, однако ряд задач имеет общий характер и применим ко всем видам нарушений. Эти мероприятия направлены на развитие личности ребенка, на закаливание его организма, развитие движений, чувственного опыта и мышления, включение ребенка в посильный труд и др. Чем раньше начата коррекция нарушений, тем успешнее и полнее преодолевается дефект. Коррекционно-воспитательная работа осуществляется полно и разносторонне уже в специальных детских дошкольных учреждениях, составляя специфическое содержание их программ.
В коррекционно-воспитательной работе со всеми категориями аномальных детей дошкольного возраста преобладает процесс обучения, направленный на развитие и использование компенсаторных возможностей. Так, глухих детей необходимо обучить произношению словесной речи, чтению. Слепого ребенка нужно научить ориентировке в пространстве, восприятию окружающего мира при помощи осязания и слуха. Воспитание слепоглухонемого ребенка начинается с обучения элементарным навыкам (прием пищи, ходьба, гигиенические навыки и т.д.). Ребенка с любым видом нарушения развития необходимо обучить свойственному его возрасту виду деятельности - игре. Благодаря проводимой в дошкольных учреждениях коррекционно-воспитательной работе аномальные дети к школьному возрасту получают подготовку для обучения в соответствующих типах специальных школ. Некоторые дети, страдающие легкими нарушениями (например, фонетическое нарушение речи), оказываются подготовленными к поступлению в массовую школу.
В специальных школах всех типов коррекционно-воспитательная работа осуществляется в ходе обучения всем общеобразовательным предметам. Кроме того, в младших классах в той или иной форме проводится предварительное (пропедевтическое) обучение. В школах для умственно отсталых детей на начальном этапе обучения выделяется целый пропедевтический период, заполненный коррекционными мероприятиями. Особое внимание уделяется групповым или индивидуальным логопедическим занятиям; воспитываются навыки самообслуживания.
В младших классах школ для глухих детей проводят специальные уроки предметно-практического обучения. На этих занятиях дети овладевают широким кругом житейских понятий, у них формируются навыки ручного труда, активизируется потребность учащихся в общении, стимулируется развитие словесной речи.
В школе для детей с задержкой психического развития введены коррекционные занятия – «знакомство с окружающим миром и развитие речи», - направленные на ликвидацию пробелов знаний, накопившихся в дошкольном возрасте.
Занятия по общеобразовательным предметам направлены на развитие познания, в объеме и по форме близкого к тому, что получают дети в массовой школе. Трудовая подготовка в специальной школе имеет большое коррекционно-воспитательное значение. Она помогает детям овладеть доступной профессией и готовит их к общественно полезной деятельности.
Для осуществления задач коррекционно-воспитательной работы при необходимости создаются и применяются специальные учебники, учебные пособия, технические средства обучения.
КОЭФФИЦИЕНТ ИНТЕЛЛЕКТА (IQ) – отношение умственного возраста к хронологическому возрасту индивида, выраженное в процентах. К.и. является сугубо относительным показателем: он отражает лишь уровень выполнения данного конкретного теста (набора заданий) и не может безоговорочно служить показателем развития интеллектуальных способностей обследуемого.
КРИЗИС ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ – задержка в психическом развитии человека, сопровождаемая депрессивными состояниями, выраженной неудовлетворенностью собой, а также трудноразрешимыми проблемами внутреннего (личностного) и внешнего (межличностного) характера. Кризис возрастного развития обычно возникает при переходе из одного физического или психологического возраста в другой.
ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА - применение различных средств физической культуры с лечебными и профилактическими целями. В основе лечебной физкультуры лежит дозированная тренировка больного с учетом его клинического состояния, возраста, пола. Основным лечебным средством лечебной физкультуры являются физические упражнения.
ЛОГОПЕДИЯ – отрасль специальной педагогики, в задачу которой входит изучение недостатков речи, разработка принципов и методов их предупреждения и преодоления. Нарушения речи могут затрагивать различные компоненты речевой деятельности. Одни из них касаются только произношения и выражаются в нарушениях внятности без каких-либо сопутствующих явлений; другие обнаруживаются не только в дефектах произношения, но и в нарушениях чтения и письма. Существуют нарушения, охватывающие как фонетическую, так и лексико-грамматическую систему. Часто недостатки речи касаются ее темпа и плавности. Нарушения речи нередко препятствуют успешному развитию познавательной деятельности детей, неблагоприятно влияют на формирование их психики. У них появляются такие черты, как замкнутость, неуверенность в себе, негативизм и др. Преодоление нарушений речи осуществляется специальными педагогическими методами, часто при одновременном проведении врачебных мероприятий. Однако устранение неблагоприятных условий звукообразования само по себе обычно не обеспечивает преодоления дефектов речи, возникающих в связи с анатомическими особенностями артикуляционного аппарата. Исправление речи в этих случаях достигается проведением логопедической работы с детьми. Исследования логопедов раскрыли механизмы взаимодействия нарушений слухового восприятия и речедвигательной функции, произносительной деятельности и фонемообразования, нарушений устной и письменной речи. Вскрыта взаимозависимость нарушений звуковой и смысловой сторон речи; тем самым выявлены сложные и многообразные механизмы психических процессов, участвующих в формировании речевой деятельности.
МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ - организуется для комплектования специального детского учреждения, предназначенного для детей, страдающих теми или иными дефектами. В ее состав входят: детский психоневролог или врач другой специальности, педагог-дефектолог, логопед и педагог массовой школы.
МУЗЫКОТЕРАПИЯ - использование музыки с лечебными целями, чаще всего в сочетании с другими видами психотерапии. Отмечается положительное влияние музыки при депрессивных состояниях - улучшается настроение, оказывается тонизирующее влияние. Музыка при этом не должна быть чрезмерно веселой, мажорной, так как это по контрасту может ухудшить психическое состояние больного. Музыка способствует улучшению контакта с больным, если она соответствует его эмоциональному состоянию. Так, например, при депрессии, показана только минорная, элегическая музыка и лишь через несколько сеансов, после установления «музыкального контакта», возможен переход к музыке мажорной тональности. Разработаны методики индивидуальной и групповой активности музыкотерапии и сочетания музыки с аутогенной тренировкой.
Мышечная спастичность – неконтролируемой спазм мышц при поражении головного или спинного мозга. Мышечная спастичность часто вызывает возникновение контрактур.
НАВЯЗЧИВЫЕ СОСТОЯНИЯ – мысли, сомнения, страхи, влечения, действия, возникающие у человека вопреки его желанию. Отдельные нестойкие Н.с. могут появляться у совершенно здоровых людей. Постоянные и непреодолимые Н.с. являются признаком ряда психических заболеваний. Больные, страдающие Н.с., относятся к ним критически и понимают их болезненность и бессмысленность. В психопатологии особенно распространены следующие навязчивые страхи (фобии): эгорафобия – страх пространства, гисофобия – боязнь высоты, клаустрофобия – страх закрытых помещений, канцерофобия – раковой болезни и др. Навязчивые мысли проявляются в стремлении вновь и вновь разрешать ненужные и даже бессмысленные вопросы, бесцельно считать предметы, мучительно вспоминать неприятные события. Навязчивые сомнении могут проявляться в неуверенности в точности и завершенности своих действий (например, запер ли дверь, погасил ли свет). Навязчивые влечения – в стремлении совершить какой-либо бессмысленный или опасный поступок (броситься с высоты). Навязчивые действия обычно обусловлены навязчивыми страхами и сомнениями и являются как бы защитными от действия других видов Н.с. (например, бесконечная проверка своих действий при навязчивых сомнениях, многократное мытье рук при страхе заражения).
НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ – преемственная связь живых элементов, обеспечивающая повторяемость в ряду поколений сходных типов обмена веществ и индивидуального развития. Человеческая наследственность определяет анатомо-физиологическую структуру человеческого организма, присущие ему формы обмена веществ, стадии его созревания, физические признаки, пол, цвет кожи, некоторые индивидуально-психические особенности и др. Наследственность обеспечивается самовоспроизведением материальных единиц наследственности – генов, локализованных в специфических структурах ядра клетки – хромосомах.
НЕВРОЗЫ – группа «пограничных» функциональных нервно-психических расстройств, проявляющихся в специфических клинических феноменах при отсутствии психотических явлений. Н. имеют полифакторную природу. В этиологии Н. определенную роль играют следующие факторы: биологические (наследственность и конституция, длительные соматические заболевания); социально-психологические (неблагоприятные семейные обстоятельства, неправильное воспитание в семье); факторы, имеющие психологическую природу (преморбидные особенности личности, психические травмы и т. п.). Для клинической картины Н. характерно сочетание нарушений высшей нервной деятельности и соматовегетативных расстройств с субъективными переживаниями (чувством тревоги, собственной неполноценности, переживаниями, связанными с конфликтной психотравмирующей ситуацией, и др.). Среди Н. выделяют неврастению, Н. страха, истерический Н. и Н. навязчивых состояний. Неврастения является следствием перенапряжения, истощения нервной системы, переутомления. Клиническим проявлением неврастении является синдром раздражительной слабости (невыносливость к сильным раздражителям, подавленное настроение и т.п.). Работоспособность нарушается вследствие ослабления внимания и повышенной утомляемости. Нередко наблюдаются плохой сон, головные боли, сексуальные нарушения. У детей неврастенические реакции возникают чаще всего после перенесенных инфекций на почве общей соматической слабости. Чувство страха в клинической картине различных Н. занимает большое место. Если синдром страха является ведущим, можно говорить о Н. страха. Непосредственной причиной Н. страха могут стать остро и длительно действующие психические травмы (разлука с близкими, болезнь и смерть близких и др.). Страх может выступать как общее неопределенное немотивированное состояние повышенной тревожности и как локализованный страх, относящийся к определенной части (органу) тела или конкретной ситуации (страх высоты, замкнутых пространств и т.п.). При истерическом Н. клиническая симптоматика может проявляться в моторной сфере (судорожные припадки, астазия-абазия), в виде сенсорных нарушений (истерическая глухота, слепота, мутизм) и вегетативно-висцеральных расстройств (рвоты, поносы, нарушения сердечно-сосудистой деятельности и др.). Характерной чертой указанных расстройств является, как правило, их небольшая глубина, демонстративность переживаний, их четкая ситуативная обусловленность. У детей истерические реакции имеют ряд особенностей: наиболее частыми нарушениями у них могут быть энурез, заикание, анорексия. Н. навязчивых состояний чаще возникают у людей с особым складом характера, у которых с раннего детства отмечается тревожность, повышенная ригидность, неуверенность в себе, мнительность. Нередко возникают навязчивые страхи (фобии) – кардиофобия, канцерофобия и др. Особенно часто навязчивые страхи (боязнь острых предметов, темноты, закрытых дверей и т.п.) наблюдаются у детей. Симптомами навязчивости могут выступать также навязчивые мысли, воспоминания, движения и действия, характеризующиеся критическим к ним отношением со стороны больного. В лечении Н., наряду с общеукрепляющими мероприятиями и медикаментозными воздействиями, ведущая роль принадлежит психотерапии.
НЕВРОТИЗМ – психическое состояние, характеризующееся эмоциональной неустойчивостью, тревогой, снижением самооценки, самоуважения, вегетативными расстройствами (не следует отождествлять с неврозом, так как невротизм может быть свойственен здоровому человеку).
НЕГАТИВИЗМ ДЕТСКИЙ – форма протеста ребенка против реально существующего или воспринимаемого как реальное неблагоприятного отношения к нему со стороны сверстников или взрослых. Негативизм может проявляться по-разному: в повышенной грубости, упрямстве, в замкнутости, отчужденности. Психологической основой негативных реакций во всех случаях является неудовлетворение ребенком каких-то чрезвычайно существенных для него потребностей социального характера: потребности в общении, в одобрении, в уважении, в эмоциональном контакте – эмоциональном созвучии со значимым другим (сверстником или близким взрослым). Блокирование потребности становится источником глубоких переживаний, которые по мере их осознания ребенком все более способствуют возникновению у него негативных тенденций в поведении. Как реакция на неуспех (в достижении желаемого) негативная реакция является компенсаторной, защитной. Она помогает ребенку «выстоять» в трудной, конфликтной для него жизненной ситуации в одних случаях за счет внешнего обесценивания существенной для него потребности, в других – путем утверждения себя «любой ценой»: нарочитой недисциплинированностью, шутовством и т.п. Негативные реакции при длительном эмоциональном неблагополучии ребенка могут стать качествами его личности. Однако этот процесс не фатален. Своевременная диагностика причины эмоционального неблагополучия ребенка, его переживаний и дальнейшее «активное устроение» в коллективе могут значительно смягчить Н.д. в поведении, а в некоторых случаях полностью устранить его.
НЕПОЛНОЦЕННОСТЬ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ. Приблизительно в каждой седьмой семье имеются дети с недостатками - от незначительных физических аномалий типа родимого пятна на лице до функциональных нарушений с локализацией поражения, таких как неспособность приобретения специфических образовательных навыков; от серьезных увечий, как слепота, глухота, замедленное умственное развитие, ортопедические и неврологические нарушения, до нарушений, возникающих в результате хронического или изнуряющего заболевания типа астмы или дистрофии мышц или же тяжелых и фатальных заболеваний типа лейкемии.
Олигофрения – слабоумие. Недоразвитие психики ребенка врожденного характера при приобретенного в первые годы жизни. Причинами могут быть – заболевания матери (токсоплазмоз, краснуха, грипп) во время беременности, осложнениями при рождении (внутричерепная родовая травма, асфиксия), тяжелыми инфекциями и интоксикациями (менингиты, энцефилиты) в раннем детском возрасте. Причинами олигофрении могут быть дефекты формирования половых клеток родителей (алкоголизм и др.). Ведущими признаками является недоразвитие познавательной деятельности, непрогрессирующее слабоумие. Выделяют три степени олигофрении: идиотия, имбецильность, дебильность.
ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКА - наука о воспитании, обучении и путях коррекции недостатков развития умственно отсталых детей.
Паралич – полная потеря движений.
ПЕРЕОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ - прохождение в предусмотренный срок очередной комиссии с целью определения наличия или отсутствия динамики в течении заболевания. Соответственно Бюро медико-социальной экспертизы принимает решение о продлении уже установленной больному ранее группы инвалидности, ее изменении, возможности трудовых рекомендаций. При наличии показаний больной может быть направлен на комиссию досрочно.
ПЕРСЕВЕРАЦИЯ – упорно повторяющееся непроизвольное, назойливое возобновление у человека какого-либо образа, мысли, действия или психического состояния, часто вопреки его воле. Можно говорить о персеверации памяти, движения, мышления. По своему содержанию персеверация близка к навязчивым психическим состояниям.
ПОГРАНИЧНЫЕ СОСТОЯНИЯ – слабо выраженные нервно-психические расстройства, состояния на грани нормы и психического отклонения.
ПРОФИЛАКТИКА - совокупность мероприятий, направленных на предупреждение развития заболевания или его рецидива. Задачи профилактики:
– предотвращение действия на организм болезнетворных причин;
– предупреждение развития заболевания путем ранней диагностики и лечения;
– предупредительное лечение и мероприятия, предотвращающие рецидивы болезни и переход их в хронические формы.
ПСИХОГИГИЕНА – часть общей гигиены, разрабатывающая мероприятия по сохранению и укреплению нервно-психического здоровья человека. П. тесно связана с психопрофилактикой, направленной на устранение факторов, вредно отражающихся на психике человека, и использование факторов, положительно на нее влияющих. Важная задача психопрофилактики – ранняя диагностика и лечение начальных форм психических заболеваний. Своевременно проведенные мероприятия могут предупредить возникновение не только психических, но и некоторых соматических заболеваний (гипертония, инфаркт и др.). Основные задачи П.: 1) изучение влияния различных условий среды – производственных, бытовых, социальных – на психику человека; 2) разработка оптимальных норм труда, отдыха и быта; внедрение в практику мероприятий по укреплению нервной системы, повышению ее сопротивляемости вредным воздействиям и обеспечению наилучших условий для нормального развития и функционирования психики человека; 3) пропаганда психогигиенических знаний. Выделяют возрастную П., П. труда, быта, семьи и половой жизни, военную П., включающую мероприятия, направленные на укрепление нервно-психического здоровья личного состава армии и повышение ее боеспособности, спортивную, космическую, изучающую условия труда космонавтов и их состояние в космическом пространстве. Для педагогов и учащихся особый интерес представляет П. педагогического процесса и умственного труда, направленная на обеспечение условий гармонического развития учащихся и максимальной эффективности обучения.
ПСИХОЗЫ – расстройства психической деятельности, проявляющееся в нарушениях реальной действительности, изменения обычного, типичного для большинства людей поведения и отношения к происходящему. Психокоррекционного или психотерапевтического воздействия на людей, рассчитанного на избавление их от каких-либо проблем психологического характера, исправление поведения или улучшение состояния здоровья.
ПСИХОКОРРЕКЦИЯ – целенаправленное изменение психологии или поведения здорового человека, нуждающегося в оказании психологической помощи, посредством методов психологического воздействия на него.
ПСИХОТЕРАПИЯ - процесс лечебного воздействия врача психологическими методами на психику отдельного больного или группы больных. По В.П. Мясищеву, основная задача психотерапии заключается в изменении личности больного на основе сознания причин и характера развития болезни и перестройки отношения больного к патогенным факторам заболевания.
РЕАБИЛИТАЦИЯ - комплексное, направленное использование медицинских, социальных, образовательных и трудовых мероприятий с целью приспособления больного к деятельности на максимально возможном для него уровне. Основные принципы реабилитации сформированы М.М. Кабановым (1971): 1. Единство биологических и психосоциальных воздействий - при построении системы реадаптации, восстановления, компенсации учитываются клинико-биологические и психологические факторы. 2. Разносторонность ("разно плановость") усилий для организации реабилитационной программы - учитываются разные стороны жизнедеятельности больного, различные сферы реабилитации (психологическая, общественная, семейная, профессиональная). 3. Апелляция к личности больного, принцип "партнерства" - личность больного включают в лечебно-восстановительный процесс, добиваясь активного его участия в восстановлении нарушенных функций организма и социальных связей. 4. Ступенчатость (переходность проводимых воздействий и мероприятий, используются переходные режимы внутри лечебных отделений, в дневных и ночных стационарах, в санаториях и профилакториях).
РЕАДАПТАЦИЯ - комплекс мероприятий, направленный на приспособление на том или ином уровне к условиям внешней среды. Реадаптация, по мнению многих ученых, является этапом реабилитации, на котором преобладают психосоциальные методы воздействия, стимуляции социальной активности больных (трудовая терапия, профессиональное обучение или переобучение), специальная педагогическая работа с психотерапевтической направленностью, проводимая с больными и их родственниками.
РЕФЛЕКСОГЕННЫЕ ЗОНЫ – области расположения в организме специфических рецепторов, раздражение которых вызывает те или иные специфические безусловные рефлексы.
РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ - общее определение лечебных методов, основанных на раздражении специфических (биологически активных) зон, точек кожной поверхности - иглоукалывание, электропунктура, аурикулотерапия и др.
СЕНСОРНЫЙ – связанный с работой органов чувств.