История становления логопедической помощи в России
1911 год съезд московских учителей принимает решение об оказании помощи детям и подросткам с нарушениями речи.
1915 год открытие первых логопедических курсов для учителей под руководством Ф. А. Рау в Москве.
1918 год по инициативе Бонч Бруевича организуются обязательные курсы для врачей, медсестер и педагогов по работе с дефективными детьми.
1919 год постановление совнаркома за подписью В. И. Ленина об обязательной оздоровительной работе и воспитательно-обучающей со всеми аномальными детьми
1920 год первый всероссийский съезд учителей принимает решение о принципах построения специальной системы воспитания и обучения беспризорных детей и детей с дефективностью.
1922 год Надежда Константиновна Крупская заведующая по дошкольному воспитанию издаёт указ о создании спецучреждений для аномальных детей.
1924 год 2-ой съезд учителей в Москве посвящён социально-правовой охране несовершеннолетних.
Д. С. Выготский выступал на съезде и выделил цели и задачи специального обучения исходя из данных массовой школы и принципов коммунистического воспитания детей (т.е. предложил аномальным детям учиться вместе с сохранными детьми по индивидуальному плану)
1929 год открываются экспериментальные дефектологические детские площадки в Москве и Санкт-Петербурге.
1930 год принят закон совнаркома за подписью А. В. Луначарского об организации помощи детям со сложными речевыми расстройствами, в частности для детей с заиканием.
1932-1933 год открываются специальные лого-пункты и лого-стационары в крупных городах СССР
До 1936 года была создана сеть дошкольных учреждений для аномальных детей и закрытые психо-неврологические интернаты.
Существовали 4 вида учреждений:
1. Умственно-отсталые дети
2. Дети с нарушением слуха и зрения
3. Для детей ОДА и ДЦП
4. Для детей с нарушением речи (ОНР, ФФНР, дислалия и заикание)
1953 год первая спецшкола для детей с нарушением речи.
До 1961 года была создана сеть спецшкол.
Школы осуществляли общеобразовательные программы и коррекционные
Задачи речевой школы:
1. Преодоление различных нарушений устной и письменной речи
2. Устранение нарушения психического развития в процессе коррекционно-воспитательной работы в урочное и внеурочное время
3. Профессионально-трудовая подготовка выпускников
Речевая школа состоит из 2 отделений:
1. Обучаются дети с алалией, дизартрией и афазией
2. Обучаются дети с заиканием
Срок обучения 12 лет.
Выпускники получают документ обычного образца.
Задачи, содержание и формы организации коррекционно-образовательного процесса в ГДОО для детей с нарушениями речи.
Основные документы по организации логопедической помощи:
1. Закон РФ об образовании
2. Федеральный закон о специальном образовании лиц с ОВЗ
3. Типовое положение о ДОУ
4. Типовое положение о специальном коррекционном образовательном учреждении
5. Типовое положение о ОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста
6. ФГОТ по дошкольному воспитанию
7. ФГОС
8. Программы коррекционно-развивающего обучения и воспитания для детей с нарушением речи.
ДОУ решает следующие задачи:
1. Диагностические
2. Практические
3. Коррекционно-педагогические
4. Организационно-педагогические
5. Консультативные
6. Координирующие
7. Контрольно-оценочные
В ДОУ могут быть открыты группы для детей:
1. ФФНР (1-2 года)
2. ОНР (4-2 года)
3. Для заикающихся детей (1-2 года)
4. Логопункт (6 мес.-1 год)
В ДОУ для детей с нарушениями речи осуществляется взаимодействие:
· Логопед ребёнок
· Воспитатель ребёнок
· Педагогический коллектив ребёнок
· Узкий специалист ребёнок
· Родители ребёнок
Функциональные обязанности специалистов:
· Логопеда
1. Обследование воспитанников
2. Изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного и физического развития ребёнка
3. Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно-речевой работы с детьми
4. Разработка адаптивных коррекционно-развивающих программ
5. Оценка результата логопедической помощи детям и степени готовности к школе
6. Формирование у педагогического коллектива ДОУ и родителей информационной готовности к коррекционной работе с детьми
7. Координация усилий педагогов и родителей
8. Контроль за работой воспитателей и родителей
· Администрация ДОУ заведующая и методист.
1. Соблюдение требований приёма и комплектования групп
2. Охрана жизни и здоровья каждого воспитанника и персонала
3. Осуществление тесного взаимодействия медицинских и педагогических работников
4. Создание оптимальных условий для организации преемственности в работе специалистов
5. Методическое обеспечение коррекционно-образовательного процесса
6. Организация обмена опытом со смежными учреждениями.
7. Привлечение родителей к активному сотрудничеству
8. Создание психологического комфорта в детском саду
9. Эстетическое оформление помещений
· Обязанности родителей
1. Создание в семье условий благоприятных для общего и речевого развития ребёнка
2. Проведение целенаправленной совместной систематической работы по общему речевому развитию детей и необходимой коррекции недостатков речи.