История становления логопедической помощи в России

1911 год съезд московских учителей принимает решение об оказании помощи детям и подросткам с нарушениями речи.

1915 год открытие первых логопедических курсов для учителей под руководством Ф. А. Рау в Москве.

1918 год по инициативе Бонч Бруевича организуются обязательные курсы для врачей, медсестер и педагогов по работе с дефективными детьми.

1919 год постановление совнаркома за подписью В. И. Ленина об обязательной оздоровительной работе и воспитательно-обучающей со всеми аномальными детьми

1920 год первый всероссийский съезд учителей принимает решение о принципах построения специальной системы воспитания и обучения беспризорных детей и детей с дефективностью.

1922 год Надежда Константиновна Крупская заведующая по дошкольному воспитанию издаёт указ о создании спецучреждений для аномальных детей.

1924 год 2-ой съезд учителей в Москве посвящён социально-правовой охране несовершеннолетних.

Д. С. Выготский выступал на съезде и выделил цели и задачи специального обучения исходя из данных массовой школы и принципов коммунистического воспитания детей (т.е. предложил аномальным детям учиться вместе с сохранными детьми по индивидуальному плану)

1929 год открываются экспериментальные дефектологические детские площадки в Москве и Санкт-Петербурге.

1930 год принят закон совнаркома за подписью А. В. Луначарского об организации помощи детям со сложными речевыми расстройствами, в частности для детей с заиканием.

1932-1933 год открываются специальные лого-пункты и лого-стационары в крупных городах СССР

До 1936 года была создана сеть дошкольных учреждений для аномальных детей и закрытые психо-неврологические интернаты.

Существовали 4 вида учреждений:

1. Умственно-отсталые дети

2. Дети с нарушением слуха и зрения

3. Для детей ОДА и ДЦП

4. Для детей с нарушением речи (ОНР, ФФНР, дислалия и заикание)

1953 год первая спецшкола для детей с нарушением речи.

До 1961 года была создана сеть спецшкол.

Школы осуществляли общеобразовательные программы и коррекционные

Задачи речевой школы:

1. Преодоление различных нарушений устной и письменной речи

2. Устранение нарушения психического развития в процессе коррекционно-воспитательной работы в урочное и внеурочное время

3. Профессионально-трудовая подготовка выпускников

Речевая школа состоит из 2 отделений:

1. Обучаются дети с алалией, дизартрией и афазией

2. Обучаются дети с заиканием

Срок обучения 12 лет.

Выпускники получают документ обычного образца.

Задачи, содержание и формы организации коррекционно-образовательного процесса в ГДОО для детей с нарушениями речи.

Основные документы по организации логопедической помощи:

1. Закон РФ об образовании

2. Федеральный закон о специальном образовании лиц с ОВЗ

3. Типовое положение о ДОУ

4. Типовое положение о специальном коррекционном образовательном учреждении

5. Типовое положение о ОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста

6. ФГОТ по дошкольному воспитанию

7. ФГОС

8. Программы коррекционно-развивающего обучения и воспитания для детей с нарушением речи.

ДОУ решает следующие задачи:

1. Диагностические

2. Практические

3. Коррекционно-педагогические

4. Организационно-педагогические

5. Консультативные

6. Координирующие

7. Контрольно-оценочные

В ДОУ могут быть открыты группы для детей:

1. ФФНР (1-2 года)

2. ОНР (4-2 года)

3. Для заикающихся детей (1-2 года)

4. Логопункт (6 мес.-1 год)

В ДОУ для детей с нарушениями речи осуществляется взаимодействие:

· Логопед ребёнок

· Воспитатель ребёнок

· Педагогический коллектив ребёнок

· Узкий специалист ребёнок

· Родители ребёнок

Функциональные обязанности специалистов:

· Логопеда

1. Обследование воспитанников

2. Изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного и физического развития ребёнка

3. Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно-речевой работы с детьми

4. Разработка адаптивных коррекционно-развивающих программ

5. Оценка результата логопедической помощи детям и степени готовности к школе

6. Формирование у педагогического коллектива ДОУ и родителей информационной готовности к коррекционной работе с детьми

7. Координация усилий педагогов и родителей

8. Контроль за работой воспитателей и родителей

· Администрация ДОУ заведующая и методист.

1. Соблюдение требований приёма и комплектования групп

2. Охрана жизни и здоровья каждого воспитанника и персонала

3. Осуществление тесного взаимодействия медицинских и педагогических работников

4. Создание оптимальных условий для организации преемственности в работе специалистов

5. Методическое обеспечение коррекционно-образовательного процесса

6. Организация обмена опытом со смежными учреждениями.

7. Привлечение родителей к активному сотрудничеству

8. Создание психологического комфорта в детском саду

9. Эстетическое оформление помещений

· Обязанности родителей

1. Создание в семье условий благоприятных для общего и речевого развития ребёнка

2. Проведение целенаправленной совместной систематической работы по общему речевому развитию детей и необходимой коррекции недостатков речи.

Наши рекомендации