Вопрос 74 Обзор и анализ системы высшего образования Финляндии
Образовательная сеть Финляндии объединяет 29 университетов, среди которых: десять так называемых «многофакультетных» и десять специализированных высших учебных заведений, в том числе три политехнических университета, три высших экономических учебных заведения (к примеру, Хельсинкская школа экономики (Helsinki School of Economics) и четыре художественных высших учебных заведения. В 29 профессиональных вузах Финляндии в 2000 году училось около 114 тысяч студентов.
История
Существующая сегодня система высшего и профессионального образования Финляндии по-настоящему начала формироваться только в шестидесятых годах прошлого века.
Первое финское высшее учебное заведение — Королевская академия в Або (Турку) — появилось в 1640 году, когда Финляндия была частью Шведского королевства. В 1828 году после великого пожара в Турку университет «переехал» в Хельсинки и был назван в честь русского царя Александра I. Только в начале XX века было открыто ещё два вуза — Технологический университет и Школа экономики и управления. В 1918 в Турку открыт шведский университет (Академия Або) и финский (Академия Турку).
Структура
Сейчас в Финляндии существует две параллельные системы высшего образования — университеты и политехнические институты. Последние дают практические знания и навыки для работы в разных областях. Самые популярные специальности политехников — технологии и транспорт, бизнес и управление, здравоохранение и социальная сфера, культура, туризм, сфера обслуживания, образование, природные ресурсы. Обучение длится 3,5-4 года и включает обязательную практику.
Настоящих университетов в Финляндии 10, ещё десять специализированных институтов (технологии, бизнес и экономика, искусство), к университетам причислена и военная академия. Все университеты — государственные. Самые популярные и престижные направления обучения — технологии, гуманитарные и естественные науки.
Кроме степеней, эквивалентных бакалавру, магистру и доктору, финские университеты присваивают ещё и промежуточную магистром и доктором — лиценциат. Её можно получить через два года после магистра (доктора надо ждать ещё два года).
Обучение
Преподавание в финских вузах в основном ведётся на финском и шведском языке. Однако международных программ на английском с каждым годом становится все больше, и уже сейчас в Финляндии можно учиться на английском языке практически по многим специальностям: экономике, управлению, педагогике, социальным наукам, торговле, бизнесу, маркетингу, информационным технологиям, экологии и охране окружающей среды, здравоохранению и социальному обслуживанию, туризму, архитектуре, искусству, дизайну, музыке и др. В группах, в которых обучение проходит на английском языке, участвуют студенты со всего мира и преподаватели из разных стран, что обеспечивает международное признание программ. Для поступления в вуз в группы, в которых занятия ведутся на английском языке, абитуриент должен хорошо владеть английским языком и предоставить результаты о сдаче языкового теста TOEFL или IELTS.
Обучение бесплатное, со студента берут плату за учебные материалы и ежегодные взносы за обязательное членство в студенческих союзах (в среднем 45-90 евро). Минимальный ежемесячный бюджет студента, включающий питание и проживание, оценивается в 600—900 евро.
Единых правил, регламентирующих приём абитуриентов в вузы, нет: все отдано на суд учебных заведений. От иностранцев требуется законченное среднее образование (причём необходим высокий средний балл аттестата), хорошее знание финского, шведского или английского языка (при поступлении на международные программы), подтверждение наличия финансовых средств и успешная сдача вступительных экзаменов. Последнее — отличительная особенность финских университетов: экзамены проводятся на большинстве факультетов (например, в Хельсинкском университете исключением являются только факультеты теологии и сельского и лесного хозяйства). К экзаменам допускаются только те, кто прошёл конкурс документов. Некоторые факультеты устанавливают квоты для иностранцев.
НИРС
Университет базируется на двух равнозначных ведущих видах деятельности: образовательной и научной. Статус университета в мире образования и науки определяется пофундаментальности научных исследований.
В современных условиях студенты принимают участие в исследованиях двух типов: учебных и научных. Между ними есть сходства и различия. Общее заключается в том, что по своему характеру оба типа исследований являются научными. Но они играют разную роль в жизнедеятельности вуза, различаются способами организации, отношением студентов, массовостью. Значимость учебных и научных работ определяется глубиной проведенного исследования, весомостью теоретических материалов и практических выводов.
Учебно-исследовательская работа студентов.Предусмотрена учебным планом вуза, осуществляется преимущественно на старших курсах, носит обязательный характер, оценивается по пятибалльной системе. В вузах приняты следующие формы УИРС:
• курсовые работы;
• дипломные работы;
• УИРС (в отдельных вузах).
Научно-исследовательская работа студентов.В отличие от УИРС этот тип исследованияне имеет обязательного характера, может осуществляться на добровольной основе с I курса. Студенты , занимающиеся научной деятельностью, объединяются в студенческое научное общество (СНО). Это центр и организатор работы со студентами в данном направлении. СНО осуществляет наблюдение и контроль за работой научных формирований, готовит и проводит массовые научные мероприятия - конференции, семинары, олимпиады, научные школы и т. д.
Научное руководство всеми формами НИРС осуществляют преподаватели вузов. Они формируют научные кружки и клубы, определяют их проблематику; отбирают и рецензируют студенческие доклады на научные конференции, семинары, симпозиумы; руководят секциями и дискуссиями; помогают студентам овладеть методами научного исследования, вести эксперимент; готовят сборники научных работ студентов.
Обычно студенты группируются вокруг ведущих преподавателей кафедр начиная с I—II курсов. Они включаются в исследование темы своего руководителя. Так создается научная школа, в которой могут участвовать студенты разных курсов, а также магистранты и аспиранты.
В современном университете функционируют различные формы НИРС: научный кружок; научный клуб; студенческая научная лаборатория; научные конференции, семинары, симпозиумы; олимпиады по учебным дисциплинам; конкурсы студенческих научных работ; летние научные школы; студенческие конструкторские бюро; хоздоговорные темы исследований. Наиболее распространенной и стабильной формой является научный кружок по определенному предмету. Кружки создаются по решению кафедры, ими руководят доценты или профессора. В кружок могут входить студенты разных курсов при условии понимания и освоения его проблематики, но задания они выполняют различной сложности. Одни пишут творческие педагогические эссе, другие готовят научные рефераты, третьи осуществляют экспериментальную работу, четвертые делают доклады об итогах научных исследований. Постепенно студенты овладевают различными гранями научного поиска.
Научные исследования способствуют развитию самостоятельности, креативности, аналитического мышления студентов . УИРС и НИРС обладают большими возможностями в формировании творческой личности будущего учителя, любого специалиста. Те студенты, которые постоянно участвуют в различных формах НИРС, затем становятся магистрами и аспирантами, продолжают научные исследования.
Одно из принципиальных отличий вуза от школы состоит в том, что студенты занимаются учебно-исследовательской и научно-исследовательской работой. Если первая включена в учебный план, носит обязательный для всех студентов характер и оценивается по пятибалльной системе, то вторая является добровольной. Формы УИРС предопределены учебным планом по специальности, формы НИРС довольно разнообразны и определяются соответствующей кафедрой. Содействуя развитию научного потенциала личности студентов, УИРС и НИРС благодаря реальной проблематике одновременно обеспечивают профессиональную направленность подготовки специалистов.
Требования к УИРС и НИРС в условиях университетского образования повышаются, что, в свою очередь, требует от профессорско -преподавательского состава а руководства научными исследованиями студентов и повышения собственного научного потенциала.