Первые мероприятия по организации помощи слабоумным в Европе
Проблемы обучения и воспитания умственно отсталых детей, которые решались в крупнейших государствах Европы — Германии, Англии, Франции — в связи с организацией общественной помощи слабоумным, были типичными для всех других государств. И в этих государствах велась борьба врачей, педагогов и общественных деятелей с косностью правительства и некоторых общественных сил, игнорировавших заботу о слабоумных.
В одних государствах раньше, в других позднее — общество было вынуждено заняться судьбой слабоумных, поскольку забота об этих отверженных становилась социальной необходимостью. Общественная помощь слабоумным отвечала в конечном счете экономическим, социальным и нравственным интересам самого государства.
В каждом государстве устанавливались свои формы помощи слабоумным, своя система учреждений для них, а также социальные, медицинские, педагогические принципы в работе с этими детьми.
В Бельгии организация помощи умственно отсталым детям не стала государственной проблемой до первого десятилетия XX века, пока в этой стране не было введено обязательное начальное обучение. В конце XIX века стали открываться отдельные, обычно частные, учреждения для этих детей. Общественное движение за обучение и воспитание умственно отсталых детей и первые практические мероприятия в этом направлении были осуществлены в Бельгии еще в конце XIX века в связи с борьбой с отсевом учащихся из начальных школ. Борьба общественности за всеобщее обязательное обучение в Бельгии началась с 1864 года по инициативе «Бельгийской лиги просвещения», однако проходила она безуспешно. В 1897 году около 140 тысяч бельгийских детей находилось вне школы.. В 1906 году указанная выше Лига собрала 200 тысяч подписей под петицией о введении начального обучения. Эта петиция была торжественно вручена бургомистру Брюсселя в присутствии 5 тысяч граждан. Однако и эта настойчивость не дала результатов. Обязательное обучение в Бельгии было введено лишь в 1914 году. С этого времени стала развиваться государственная система учреждений и для умственно отсталых детей. Надо сказать, что отдельные учреждения для этих детей были открыты уже в конце XIX века. Организаторы специального обучения умственно отсталых в Бельгии избрали свой особый путь построения учреждений для умственно отсталых. Принципы работы в них также носили своеобразный характер. Бельгия внесла ценный вклад в теорию и практику специального обучения отсталых детей. В 1907 году в Бельгии было всего 7 специальных школ, в которых занимался 791 ученик. Так было положено начало обучению и воспитанию умственно отсталых детей в Бельгии. Сеть специальных школ в Бельгии в дальнейшем не развивалась, так как в этой стране в основном придерживались Маннгеймской системы, т.е. открывали специальные классы при обычных школах. Даже те специальные школы, которые мы назвали выше, за исключением руководимой Демором специальной школы № 14 в Брюсселе, перестали быть самостоятельными учреждениями для отсталых детей, а имели лишь специальные классы. Основное своеобразие бельгийской системы воспитания и обучения отсталых детей заключалось в том, что по предложению Демора с самого начала был взят курс на разделение умственно отсталых детей на две группы в зависимости от природы умственной отсталости: педагогически отсталых и медицински отсталых.
Таким образом, специальные классы и школы в Бельгии не были предназначены только для умственно отсталых детей. В них переводили всех детей, которые испытывали затруднения в усвоении программы обычной школы или же своим поведением нарушали в ней порядок. Интересным нововведением в Бельгии было создание по предложению Декроли в системе специальных классов так называемых наблюдательных классов. В этих классах находились дети от 2 месяцев до 1 года. Здесь врачи и педагоги развивали у них органы чувств и элементарные представления. Кроме того, они вели наблюдения за учащимися, на основании которых определялся дальнейший путь обучения ребенка. Из наблюдательных классов детей направляли или в обычные школы, или же в специальные классы. Некоторых помещали в исправительные заведения и приюты для идиотов.
Учителя здесь работали в самом тесном контакте с врачами. Врачи проводили тщательное обследование детей. Данные обследования и указания врачей всесторонне учитывались учителями. Таким образом, в работе бельгийских специальных школ конца XIX — начала XX века можно наблюдать оригинальные поиски методического совершенствования учебно-воспитательного процесса, стремление активизировать учебный процесс, связать обучение с жизнью и подчинить обучение задачам оздоровления психики аномального ребенка. Вместе с тем в этих школах наблюдалась недооценка роли систематических знаний в реализации этих задач.
История воспитания и обучения умственно аномальных детей в Италии связана с деятельностью известного педагога и психолога Марии Монтессори (1870—1952) и известного врача-психолога Санте де Санктиса (1862—1954). В 1898 году Монтессори создала в Риме Государственную ортофреническую школу для отсталых детей, где она, используя идеи Итара и Сегена, разработала систему сенсомоторного воспитания слабоумного ребенка как фундамент всей лечебной педагогики. Одной из первых Монтессори применила идеи Сегена о сенсомоторном воспитании в процессе обучения детей с легкими формами умственной отсталости. В дальнейшем она нашла целесообразным использовать их в работе с нормальными детьми. Ортофреническая школа впервые в Италии начала готовить учителей для работы с умственно отсталыми детьми. Примерно с 1900 года Монтессори занялась проблемами воспитания нормальных детей в условиях дошкольных учреждений, применяя к ним методы так называемой новой научной педагогики, основанной на сочетании педагогики с антропологией, психологией и медициной. Более глубокий след в истории итальянской лечебной педагогики оставила деятельность Санте де Санктиса. В своей практической и научной деятельности в области воспитания и обучения слабоумных Санте де Санктис высоко ценил роль медицины. Врачу, по его мнению, должна принадлежать ведущая роль в специальных учреждениях для слабоумных. Заключение врача является решающим при диагностировании умственной отсталости, а затем в самом процессе воспитания и обучения. Врач ведет наблюдения за учащимися, помогает педагогу выявлять индивидуальные особенности детей, использует средства физиотерапии, лечебное питание и другие лечебные средства для физического оздоровления воспитанников, для укрепления их нервной системы. Санте де Санктис видел основной порок немецкой и английской систем специального обучения в том, что в процессе их использования врач играл второстепенную роль. Первую школу с полуинтернатом Санте де Санктис открыл в Риме в 1899 году для детей бедных родителей. В дальнейшем несколько таких школ было открыто и в других городах Италии, но широкого развития система учреждений для умственно отсталых в Италии не получила. В некоторых городах небольшие приюты для умственно отсталых детей открывались при монастырях. Государство почти не участвовало в этих мероприятиях. 31 декабря 1923 года в Италии был издан указ об обязательном начальном обучении глухих и немых. Однако он обошел психически аномальных детей. Это побудило общественных деятелей, врачей и педагогов еще больше усилить пропаганду дела воспитания и обучения слабоумных. Однако значительных шагов в этом направлении в Италии со стороны государства так и не было сделано. Во главе этого движения стоял образованный в 1898 году «Национальный Союз для защиты слабоумных детей».
В Швейцарии интерес к судьбе слабоумных был проявлен рано, главным образом вследствие того, что в ее горных районах был очень распространен кретинизм. Кретинизм в течение длительного времени отождествлялся со слабоумием — идиотией. Деятельность Гуггенбюля оживила общественное внимание к слабоумным. После неудачи Абендбергского приюта практическая деятельность по открытию новых учреждений для слабоумных была свернута. Открывались лишь маленькие учреждения на несколько десятков воспитанников. В 80-х годах прошлого века началась, как и в других странах, новая кампания, требовавшая создания учреждений для слабоумных, чтобы избавить общество от этого социального зла. Поводом к этому послужили результаты рекрутского набора, которые показали, что 1/5 (30 тысяч) призываемых умственно неполноценные. В Швейцарии возникают большие заведения для слабоумных, обслуживающие целый кантон, открываются и очень благоустроенные частные учреждения. С 1890 года в отдельных кантонах Швейцарии принимаются законы, регламентирующие деятельность по обучению слабоумных.
Этими законами предусматривалось:
а) обязательный перевод умственно отсталых во вспомогательную школу;
б) возложение забот об умственно отсталых на общины;
в) оказание государством материальной помощи общинам в осуществлении обучения умственно отсталых детей.
Первые учебные заведения для умственно отсталых открылись в Берне и Базеле. В 1903 году в Швейцарии насчитывалось 53 вспомогательных класса, где занималось 1096 детей. Вспомогательные классы и школы обслуживали детей в возрасте от 6 до 12 лет, но в виде исключения допускалось пребывание воспитанников в специальных учреждениях до 18 лет.
В Норвегии закон об обязательном обучении умственно отсталых детей был принят в 1882 году. На основании этого закона в Норвегии были созданы три типа школ для этих детей: государственные, общинные, частные с государственной субсидией. Во всех типах таких школ обучение бесплатное. Срок обучения умственно отсталых детей — 8 лет. Родители, отказывающиеся помещать ребенка во вспомогательную школу, подвергаются штрафу. ственно отсталых началось с 1900 года. Поводом для этого послужило обследование учащихся стокгольмских начальных школ, которое установило, что более 2% учащихся имеют интеллектуальную недостаточность. В 1901 году открылось несколько вспомогательных классов, в которые принимали детей, безуспешно посещающих обычную школу в течение 2—3 лет.В дальнейшем учреждения для слабоумных получили значительное развитие. Кроме вспомогательных классов, открывались государственные и частные самостоятельные школы, частные и благотворительные приюты для глубоко отсталых.
В Австрии обучение умственно отсталых детей началось c создания в 70-х годах прошлого века «Курсов» для тупоумных при обычных школах, которые представляли собой добавочные уроки (по одному часу в день в течение пяти дней в неделю). С 1885 года открываются вспомогательные классы, а с 1895 года — вспомогательные школы.
В 1902 году организуется «Союз помощи умственно отсталым детям», который обеспечивает руководство всеми вспомогательными школами, патронирует оканчивающих вспомогательные школы.
В Голландии первые классы для умственно отсталых открылись в 1896—1897 годах. Классы имели дифференцированный состав учащихся. В одних классах занимались умственно отсталые дети с выраженной возбудимостью, в других — пассивные, заторможенные. С 1905 года создаются самостоятельные специальные школы. Голландским законодательством они не были включены в государственную систему народного образования. Это лишало учителей вспомогательных школ обычных прав, в частности права на пенсию. Поэтому развитие школ шло медленно.
В Дании в 1855 году было открыто первое частное учреждение для слабоумных, способных к развитию. И в дальнейшем в Дании преобладали частные учреждения.
В 1900 году открылись первые вспомогательные классы. В них и осуществлялась основная форма обучения умственно отсталых в первой четверти XX века. В Венгрии в 1892 году открываются два класса для малоспособных при «Королевском венгерском учебно-воспитательном заведении для способных к образованию идиотов и тупоумных». Здесь же была открыта семинария, в которой происходила подготовка учителей для работы с умственно отсталыми детьми.
В таких государствах, как Польша, Югославия, Болгария, Румыния, Чехословакия, помощь умственно отсталым детям в широких масштабах стала осуществляться только после установления в них народно-демократического строя. До этого здесь проводились отдельные мероприятия, которые, хотя и имели ограниченные результаты, все же свидетельствовали о том, что прогрессивная общественность этих стран вела активную борьбу за развитие помощи умственно отсталым детям.
В Югославии в 1919 году было основано Государственное управление по защите аномальных детей. В 1929 году при Министерстве просвещения было создано управление по руководству учреждениями для аномальных детей. Однако практически здесь было сделано мало. В 1937/38 учебном году в Югославии было всего 5 вспомогательных школ и 95 вспомогательных классов при обычных школах.
В Болгарии (по материалам Д. Фидьова) интерес к проблеме воспитания умственно отсталых проявился в начале XX века. В 1907 году на V национальном съезде врачей в Варне было принято решение об открытии Вспомогательного института для аномальных детей. Но это решение претворено в жизнь не было. В 1921 году в Болгарии было основано Медико-педагогическое общество, имевшее целью организовать помощь аномальным. Это общество провело учет умственно отсталых детей в начальных классах Софии. В 1922 году в Софии были открыты классы для умственно отсталых детей и класс для педагогически запущенных детей. Этому примеру последовали и другие города (Пловдив, Руса, Варна, Казанлык). В 1936 году было основано общество «Забота об умственно отсталых детях в Болгарии». Деятельность этого общества привела к открытию первой в Болгарии школы-интерната для умственно отсталых детей и «Воспитательного института развития». Деятельность общества и школы носила чисто филантропический характер. В буржуазно-помещичьей Румынии (по данным Ионеску и Раду) почти не велась никакая работа по оказанию помощи аномальным детям, хотя румынские врачи и педагоги проводили большую пропаганду этого дела. Имелось лишь несколько «медико-педагогических приютов» и отделений для аномальных при обычных приютах.
В Чехословакии (по данным Ганио и Предмерского) первые учреждения для умственно отсталых носили благотворительный характер. Они открывались частными лицами, благотворительными общественными и церковными организациями. Первое учреждение для глубоко отсталых «Эрнестинум» было открыто в Праге в 1871 году доктором С. Амерлингом. Первая школа для умственно отсталых детей была открыта в Праге в 1896 году. Несколько большее развитие получили специальные школы после первой мировой войны. Первое законодательство об обучении умственно отсталых детей принято в Чехословакии в 1929 году. Но оно мало стимулировало развитие специальных школ. В 1936/37 учебном году в Чехословакии существовало всего 116 специальных школ для всех категорий аномальных.
В Польше существовали только отдельные вспомогательные школы. Самым значительным учреждением, сыгравшим большую роль в развитии помощи аномальным детям, в разработке теории их воспитания и обучения, а также в подготовке учителей-дефектологов, был Варшавский институт социальной педагогики, созданный М.А. Гжегожевской в 1922 году.
13. Первые практические мероприятия по организации помощи слабоумным в России.
Первое в России учреждение для умственно отсталых детей было открыто в 1854 году в Риге доктором Фридрихом Пляцом — лечебно-педагогическое заведение для страдающих припадками, малоспособных, слабоумных и идиотов. На первых порах это было небольшое, частное, платное учреждение, обслуживавшее всего несколько человек. После смерти в 1868 году Ф. Пляца это учреждение возглавила его супруга Тереза Пляц. Оно было расширено и преобразовано в пансионат для эпилептиков и слабоумных. Занятия проводились по системе Э. Сегена. После смерти Терезы Пляц (1901) данное лечебно-педагогическое заведение претерпело ряд преобразований и просуществовало до 1941 года — до начала фашистской оккупации Латвии. Следующие мероприятия, которые имеют отношение к вопросу воспитания и обучения умственно отсталых детей в России, были осуществлены военным ведомством. В России с начала XIX века существовала система военных учебных заведений, которые готовили офицеров и унтерофицеров. Следовательно, военные прогимназии правильнее рассматривать не как вспомогательные школы, а как первую в России попытку прийти на помощь неуспевающим детям и учить их в условиях, соответствующих их познавательным возможностям. Военные прогимназии существовали до 80-х годов. Начавшаяся в 80-х годах после убийства Александра II реакция привела к отмене многих реформ 60-х годов в области просвещения. Военные прогимназии были вновь преобразованы в военные начальные училища и перестали выполнять указанные выше функции по воспитанию малоспособных детей.
В последующее время на протяжении всего XIX века царское правительство ничего не предпринимало для оказания помощи детям с недостатками интеллекта. А то, что делалось для этих детей в дальнейшем, имело отношение только к частной инициативе и благотворительности. В последней четверти XIX века в энергичную борьбу за призрение, воспитание и обучение слабоумных включились многие врачи, педагоги, общественные деятели. Это было обусловлено успехами отечественной медицины, биологии и педагогики. К этому времени уже сформировалась русская психиатрическая школа. Созданная в 1859 году профессором Иваном Михайловичем Балинским (1827—1902) первая в России психиатрическая клиника при петербургской Военно-медицинской академии вырастила большую группу талантливых психиатров. В качестве руководителя клиники И.М. Балинского сменил в 1877 году Иван Павлович Мержеевский (1838—1908), который оставался на этом посту до 1893 года. И.П. Мержеевскому принадлежит заслуга в оформлении материалистического направления в русской психиатрии. В частности, он развенчал начинавшие утверждаться за рубежом взгляды на идиотию (микроцефалию) как на явление атавизма, как на возврат к низшему типу, к животному предку человека и показал, что корни идиотии лежат в органических (врожденных или приобретенных) нарушениях мозга.
Петербургскую школу психиатров с 1894 года возглавил профессор В.М. Бехтерев (1857—1927).
В Москве начало исследованиям в области психиатрии положил психиатр и невропатолог А.Я. Кожевников (1836—1902). В 1887 году здесь была открыта первая Московская психиатрическая клиника, руководителями которой были А.Я. Кожевников и С. С. Корсаков (1854—1900). С 90-х годов Московская школа психиатров стала во главе всей отечественной психиатрии. С. С. Корсаков внес большой вклад в разработку классификаций душевных заболеваний и в изучение идиотии. Ученики С. С. Корсакова — А.Н. Бернштейн (1870—1922), В. И. Яковенко (1857—1923), В.П. Сербский (1855—1917), Н. Н. Баженов (1855—1922), П.П. Кащенко (1858—1920)—стали наиболее активными борцами за развитие общественной помощи слабоумным в России.
В Харькове первые исследования в области душевных болезней и слабоумия проводил П.И. Ковалевский. Развитию психиатрии в России и углублению общественного внимания к судьбе слабоумных содействовал принятый в 1867 году указ сената о предоставлении земствам права самостоятельно заниматься организацией медицинской помощи. Это активизировало деятельность русских врачей. Стали открываться психиатрические лечебницы, больницы для душевнобольных, появились первые статистические исследования распространенности душевных болезней и слабоумия.
В 1880 году было организовано Петербургское общество психиатров, которое содействовало объединению усилий психиатров, направленных на расширение сети учреждений для душевнобольных и слабоумных. Вопросы призрения, воспитания и обучения слабоумных обсуждались на ряде русских съездов психиатров. Отечественные психиатры с большим успехом участвовали в международных съездах, на которых их деятельность получала высокую оценку.
Конец XIX века ознаменовался утверждением материалистического направления в естествознании и педагогике. Вышедшая в свет в 1863 году книга И.М. Сеченова «Рефлексы головного мозга» произвела переворот во взглядах на понимание природы человеческого поведения и психических процессов. Стала очевидной причинная зависимость психики от материальных условий жизнедеятельности — детерминированность психики внешними воздействиями. Этим было положено начало клиническим, психологическим и педагогическим исследованиям взаимозависимости между патологией поведения, интеллектуальной деятельностью и условиями жизни и воспитания личности.
В педагогике укрепляется заложенное К.Д. Ушинским антропологическое направление. Представители этого направления требовали привести процесс воспитания и обучения в соответствие с общими индивидуальными и возрастными анатомо-физиологическими особенностями ребенка.
У русской общественности были серьезные основания для тревоги за положение слабоумных в России. По официальным данным директора медицинского департамента Н.Е. Мамонтова, к концу XIX века в России было 100 тысяч слабоумных в такой степени, при которой они нуждались в общественной помощи. А по подсчетам докторов В.И. Яковенко и Н.В. Игнатьева, число глубоко отсталых от рождения вместе с детьми с приобретенными психозами достигло в России в 1897 году 200 тысяч.
Очутившись за бортом жизни, эта масса аномальных подвергалась тяжелой участи. Не занятая в своем большинстве трудом, она становилась тяжелым бременем для народа и служила резервом антисоциальных элементов общества.
Начиная с 80-х годов все чаще появляются брошюры и статьи в журналах, в которых подвергается критике равнодушие царского правительства к судьбе аномальных детей в России. Врачи-психиатры вынуждены были отказывать слабоумным в помощи из-за отсутствия в России учреждений для таких лиц. Это побуждало врачей-психиатров участвовать в борьбе за организацию призрения, воспитания и обучения слабоумных.
Перед педагогами проблема воспитания умственно отсталых детей возникает в связи с той критикой, которой они подвергают существующую школьную систему, подавляющую ребенка, порабощающую его волю, игнорирующую индивидуальные особенности ребенка и выбрасывающую на улицу массу учащихся, не усваивающих программу массовой школы.
Врачи требуют реформы медицинской помощи, педагоги — реформ школы, предусматривающих создание медико-педагогических и учебных заведений для умственно отсталых детей.
14. Организация учебно-воспитательного процесса в специальных учреждениях для умственно отсталых детей в США.