I Назад к «новой» школе?

Школы, возвратившиеся в русло классической природосо-образной педагогики, профессор В. Кумарин предлагает, как в начале нашего века, называть новыми. Капитальное ис-

следование этих школ в свое время выполнила Н.К. Круп­ская. Вот ее свидетельства: «В настоящее время насчиты­вается уже довольно много «новых» школ. В 1889 г. первая школа подобного рода была основана д-ром Редди в Англии, в Абботсхольме... Дети в «новых» школах пышут здоровь­ем. На умственное развитие также обращено самое серьез­ное внимание. Нет бессмысленной зубрежки. Самостоя­тельности учеников предоставлен широкий простор. Инте­рес ученика, удовлетворение его потребности в активности, творчестве поставлены в центр преподавания. Внешняя дисциплина и принуждение сведены до минимума. Весь ре­жим школы таков, что захватывает ученика целиком, спо­собствует всестороннему развитию его личности. Совмест­ная разумно организованная работа учит умению жить и ра­ботать совместно с другими. Школьное самоуправление приучает к умению организовать общественную жизнь. По сравнению с обычными средними школами «новые» школы являются огромным шагом вперед».

Еще Я.А. Коменский писал, что заставлять ребенка каж­дый день сидеть над книгами по 6—8 часов в классе и еще столько же за домашними заданиями является «пыткой, до­водящей до обмороков и умственного расстройства», и до­казывал, что учение должно быть делом «приятным и лег­ким», занимающим в день не более 4 часов.

Учтя это положение, Редди установил в своей школе та­кой порядок:

Умственный труд — 5ч

Спорт и ручной труд — 4,5 ч

Артистические занятия и общественные развлечения — 2,5 ч
Сон — 9 ч

Принятие пищи и свободное время — Зч

Воскресенье — день отдыха и полного отсутствия регламента1.

Но это не все. На здоровье работают и каникулы: 7 не­дель летом, 4 недели на Рождество, 3 недели весной. Три с половиной месяца в году! Но и тут ни часа безделья! Веч­ный спутник жизни — спорт, любая возможность подрабо­тать — с первых школьных лет ребенок имеет свой денеж­ный счет.

См.: Деломен Э. Новое воспитание. — М., 1900. — С. 50.

Развиваясь на основе этой идеи, нынешняя американская школа прежде всего и больше всего думает о здоровье де­тей. О перегрузке учением здесь и не ведают. Если не дает­ся физика или математика, никому не придет в голову ло­мать из-за этого жизнь ребенка, как это делалось, скажем, в советской школе ради «овладения основами наук» и как это продолжают делать еще и сегодня.

Начиная с детского сада все дети Америки тестируются, чтобы по возможности точно определить, какое образова­тельное (и не только образовательное!) предложение в наи­большей мере совпадает с врожденными способностями ребенка и пойдет ему впрок без перенапряжения.

После начальной школы обязательных предметов три: спорт, английский язык, обществоведение. Остальные на выбор. Из 200 предложений. Пока в совокупности не набе­рется от 17 до 21 зачетного очка (каждый учебный предмет эквивалентен определенному количеству очков: за англий­ский — 3 очка, за спорт — тоже 3, за математику — 2, геогра­фию — 1 и т. д.). Из обязательных и свободно выбранных предметов старшеклассник составляет себе индивидуаль­ный план и до окончания школы подчиняется только ему.

Выбирают, разумеется, то, что нужно для будущей про­фессии, для хорошего заработка, для конкурентоспособности на рынке труда. Случайность выбора исключена. Службы тестирования и профориентации, как правило, не ошибают­ся. Отсюда серьезное отношение к учебе: сам выбрал — сам и отвечай. Отсюда и самая высокая производитель­ность труда, немыслимая экономическая мощь, дом — пол­ная чаша.

Опершись на могучие плечи принципа природосообраз-ности, школа Европы и США быстро оправилась от кризиса, все лучше и лучше служит своим питомцам.

«Но если сегодня наша школа страдает от той же болез­ни, которой переболела школа Европы и США, — пишет профессор В.А. Кумарин, — то зачем мучить детей и самим мучиться ради дурацкого каприза? Ведь другого лекарства нет и быть не может! Возьмем готовое, сто раз проверенное и бесплатное, да и вылезем наконец из трясины на радость

детишкам»

1 Кумарин В. Школу спасет педагогика. Но — целесообразная // Нар. об­разование. — 1997. — № 7.

Имидж учебного заведения [

Стратегия инновационной деятельности требует длитель- • ного изучения перспективы развития учебного заведения. Когда разработана концепция нововведений, возникает про­блема имиджа учебного заведения — наглядного закрепле­ния инновационных преобразований.

В переводе с английского «имидж» означает «образ», «отражение». Проблема имиджа учебного заведения — это проблема оформления во внешнем образе внутреннего со­держания, задач и особенностей его деятельности. Значе­ние, естественно, имеет лишь как привлекательный для ро­дителей, педагогов, учащихся позитивный образ. Во всем мире учебные заведения тщательно формируют, сохраняют и отстаивают свое лицо.

В США, например, на это не жалеют ни времени, ни уси­лий, ни средств. В рыночных условиях между учебными за­ведениями существует жесткая конкуренция и поэтому пе­ред каждым из них остро стоит проблема выживания, где имидж играет не последнюю роль. Создание его — это хо­рошо организованная реклама, главным направлением ко­торой считается выработка «фирменного стиля». Послед­ний включает:

• фирменный знак — зарегистрированное в установлен­
ном порядке графическое изображение, помогающее отли­
чить учебное заведение;

• логотип — слово, являющееся полным или сокращен­
ным названием учебного заведения;

• фирменный цвет;

• фирменный комплект шрифтов;

• фирменная константа (формат, верстка текста, офор­
мление иллюстраций);

• фирменный блок и т. д.

Исследования показывают, что примерно 70% обучаемых и их родителей делают свой выбор под влиянием созданно­го учебным заведением положительного имиджа. Поддер­жание его является важнейшей составной частью воспита­тельного процесса и неотъемлемым элементом националь­ной программы формирования патриотизма граждан.

Конечно, наши сельские школы еще долго не будут конку­рировать между собой, а вот для больших городов создание фирменного стиля учебных заведений уже становится про-

блемой. Создание положительного имиджа позволяет школе решать следующие основные задачи:

а) пропагандировать свои достижения;

б) закладывать в образе школы основные цели, к кото­
рым она стремится;

в) стимулировать положительное отношение широкой об­
щественности к школе.

Уже понятно, что работа по формированию положитель­ного имиджа должна развертываться в двух основных на­правлениях: внутри школы и вне ее. Очень важно создать специфическую внутреннюю атмосферу учебного заведе­ния, показателем которой являются:

• признание идей, ценностей, интеллектуального, личност­
ного развития человека, создание атмосферы творчества;

• соблюдение принципов гуманизма, партнерства, взаи­
мопомощи, демократизма как между самими учащимися, так
и между учащимися и педагогами, администрацией, педаго­
гами и родителями;

• обеспечение условий для положительного принятия
каждой личности, обучающейся или работающей в школе,
взаимодействующей с ней.

Опыт лучших русских дореволюционных учебных заведе­ний подтверждает, что важнейшей характеристикой имиджа в лучших из них были «школьные братства» с их системой традиций, обычаев, стиля, одежды и т. д. К слову, одежда как фирменный атрибут школы используется широко во всем мире. Шапки, шарфы, галстуки, воротнички, футболки, знач­ки, ленты с гордостью носятся педагогами и учащимися, под­черкивая их принадлежность к «школьному братству».

Инновационные процессы в педагогике порождают многие проблемы, не видеть которые не имеем права. Многообразие школ — бесспорное благо. Но увлечение им может привести и к отрицательным последствиям. Одно из таких уже очевидных последствий — отсутствие реальных инноваций за броскими вывесками. В каждом почти городе России вас встретят: «Гим­назия», «Академическая гимназия», «Академия», «Школа-гим­назия», «Школа с гимназическими классами», «Казачий купе-ческо-фермерский лицей», «Кадетский корпус», «Школа радо­сти», «Республика солнца», «Школа разноуравневого и разно-

направленного обучения» и т. д. и т. п. Естественно возникают попросы: что стоит за этими новыми громкими вывесками? Как все это согласуется с интересами детей?

В перестроечный период стали создаваться различные типы образовательных учреждений, в том числе и для детей, склон­ных к умственной деятельности, — гимназии и лицеи. Приве­дем определения гимназии и лицея, данные в словаре-справоч­нике профессора В.М. Полонского.

Гимназия — общеобразовательное учебное заведение с уг-нубленным изучением учебных предметов, призванное обеспе­чить вариативность образования в зависимости от направления учебного заведения, изучение образовательных дисциплин и кур­сов основ наук по профилю (гуманитарному, естественнонауч­ному, эстетическому и др.), выбранному учащимися. «Положе­ние о гимназиях», утвержденное Минобразования России в 1990 г., предусматривает создание гимназий гуманитарного, пе­дагогического, технического направлений. В составе гимназии выделяются прогимназические (I—VII), собственно гимнази­ческие (VIII—IX) классы и абитура (XII класс, один год по же­ланию).

По материалам Госкомстата России, на начало 1993/94 учеб­ного года в регионах Российской Федерации функционировало около 600 гимназий, в которых обучалось более 400 тыс. уча­щихся.

Лицей — общеобразовательное учебное заведение с углублен­ным изучением дисциплин по определенному профилю. В от­личие от широкого гуманитарного гимназического это образо­вание с более узкой дифференциацией, например лицей техни­ко-математический, биолого-химический, технический. В ли­цее дается и предпрофессиональная подготовка. Лицей, как и гимназия, может существовать в двух вариантах: как школа 2-й и 3-й ступеней или как школа, включающая старшее звено с трехгодичным сроком обучения.

По данным Госкомстата России, на начало 1993/94 учебно­го года в регионах функционировало около 300 лицеев, в кото­рых обучалось свыше 200 тыс. учащихся.

Вывеска еще не создает ни условий, ни возможностей, не гарантирует образования высокого качества. Лучшие учебные заведения носят скромные названия. Будем и здесь, как и во всем остальном, смотреть в корень.

Главное, что отличает гимназии и лицеи от других типов образовательных учреждений, это их особая философия, цен­ности, цели и образ выпускника. Содержание образования в них, скорее, не столько углублено, сколько расширено. И что самое главное — ведется многотрудная работа по межпредмет­ной координации учебных курсов. В хорошей гимназии, в до­бротном лицее тщательно выбирается из нескольких возмож­ных вариантов и обстоятельно обосновывается оптимальное соотношение математической, естественнонаучной, гуманитар­ной и других составляющих содержания образования, с тем чтобы выпускник был широко эрудированным человеком со сформированным системным мышлением и мировоззрением, с устойчивой мотивацией на дальнейшее познание науки, техни­ки, культуры, искусства.

Сколько же нам нужно гимназий и лицеев? Их должно быть столько, чтобы ни один интеллектуально одаренный ре­бенок не попал в класс для детей с задержками в развитии, чтобы все дети, нуждающиеся в обучении по специальным тех­нологиям, могли иметь такую возможность. И, конечно же, ос­новным типом школы при этом останется обычная общеобра­зовательная школа адаптивного характера с развитой диффе­ренциацией обучения, с широким набором разнообразных об­разовательных услуг, максимально удовлетворяющих нужды, запросы, потребности подавляющего большинства детей.

А. Моисеев и М. Поташник считают, что нынешняя реаль­ная потребность населения в учреждениях повышенного уров­ня образования примерно в три раза меньше, т. е. в этих уч­реждениях обучаются не только и не столько одаренные дети, сколько обычные ребята с сохраненным интеллектом, как го­ворят психологи. Конечно же, они учатся с перегрузкой и по­тому с ущербом для своего здоровья и духовного развития. Не­редко выпускники заканчивают гимназии и лицеи с чувством отвращения к учебе. Это издержки столь распространенной сейчас моды на повсеместное открытие гимназий и лицеев не­зависимо от реальной потребности и возможностей создания этих учреждений (кадровых, материальных, научно-методичес­ких и т.д.)1.

1 См.: Моисеев А., Поташник М. Многообразие школ: плюсы и минусы // Нар. образование. — 1995. — № 4.

VII. Инновационными называются учебные заведения, |
в которых: '

1) внедряются нововведения или их элементы;

2) нововведения всесторонне обоснованы;

3) нововведения обязательно улучшают условия учебного
и педагогического труда;

4) совершенствование ПС осуществляется преимуще­
ственно за счет внутренних резервов;

5) все ответы правильные.

VIII. В инновационных учебных заведениях повышенная
эффективность достигается за счет:

1) селекции учителей и учащихся;

2) повышения нагрузок на учителей и учащихся;

3) увеличения длительности обучения;

4) внедрения более совершенных технологий;

5) смены названий и ориентации.

Наши рекомендации