Тема 10. Закономерности и принципы музыкального обучения

Закономерности музыкального обучения как устойчиво повторяющиеся связи между компонентами процесса музыкального обучения. Классификация закономерностей: общие и частные. Общие закономерности: закономерности цели, содержания, качества, методов обучения, стимулирования обучения, управления обучением. Частные закономерности: дидактические, гносеологические, психологические, социологические, организационные.

Принципы музыкального обучения как исходные руководящие идеи, нормативные требования к организации и осуществлению образовательного процесса в музыкальных учебных заведениях. Использование общепризнанных дидактических принципов в процессе музыкального обучения: научности, наглядности, доступности, сознательности и активности, систематичности и последовательности, прочности знаний, связи теории с практикой обучающихся. Специфические принципы музыкального обучения: комплексного и последовательного развития музыкальных способностей ученика в разных видах музыкальной деятельности; единство эмоционального и рационального развития ученика в учебном процессе; единство художественной и технической сторон музыкального обучения.

Функции учебного процесса в музыкальном обучении: образовательная, развивающая, воспитательная. Структура учебного процесса в музыкальном обучении: подготовка к восприятию знаний, восприятие и закрепление знаний, выработка умений и навыков, контроль качества усвоения содержания образования.

Тема 11. Содержание музыкального образования

Содержание музыкального образования как педагогически адаптированная система музыкальных знаний и связанных с ними музыкальных умений и навыков, которыми необходимо овладеть учащимся.

Структура содержания музыкального образования: музыкальные знания, умения, навыки, музыкальный репертуар, музыкально-творческая деятельность. Музыкальные знания: общие и частные. Музыкальные умения как знания, примененные на практике. Уровни формирования музыкальных умений: репродуктивный, эвристический, творческий. Этапы формирования музыкальных умений: активизация ранее приобретенного жизненного и музыкального опыта ученика; представление новых знаний в форме организации поисковой ситуации; осмысление, усвоение, закрепление и углубление и творческое использование музыкальных умений в разных видах музыкальной деятельности. Музыкальные навыки как умения, доведенные до автоматизма. Вокально-хоровые, дирижерские, музыкально-ритмические, исполнительские и др. навыки.

Классификация музыкального репертуара: педагогический (инструктивный и художественный) и концертный. Критерии отбора репертуара: эстетическая и художественная ценность произведения, педагогическая и воспитательная значимость, разнообразие стилей и жанров, соответствие возрастным особенностям исполнителей, национально-культурная основа.

Виды музыкально-творческой деятельности: восприятие музыкального произведения в процессе слушания или исполнения; получение знаний о музыкальном произведении или музыкальном искусстве в целом; собственно творческая деятельность в процессе осмысления, интерпретации, исполнения или сочинения музыкального произведения.

Образовательный стандарт, учебный план, учебная программа как документы, отражающие содержание музыкального образования.

Тема 12. Средства и методы музыкального обучения

Средства музыкального обучения как источники получения музыкальных знаний, формирования умений и навыков. Широкий и узкий смысл понятия средства музыкального обучения. Классификации средств музыкального обучения: печатные, предметы обучения, технические средства.

Методы музыкального обучения как способы совместной деятельности педагога и учащихся, направленные на достижение ими образовательных целей. Приемы и правила музыкального обучения.

Классификация и характеристика методов музыкального обучения по критерию целостного подхода к процессу обучения: методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности; методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Метод проблемного обучения как организация учебного процесса на основе создания проблемных ситуаций. Сущность проблемной ситуации в музыкальном обучении. Характеристика проблемных задач. Правила создания проблемных ситуаций. Уровни проблемности музыкального обучения. Правила выбора средств и методов музыкального обучения.

Тема 13. Формы организации учебного процесса в музыкальном

Обучении

Форма обучения как внешняя сторона организации учебного процесса. Характеристика групповых, индивидуальных и коллективных, аудиторных и внеаудиторных, классных и внеклассных, школьных и внешкольных форм музыкального обучения. Форма организации музыкального обучения как конструкция отдельного звена процесса обучения, вид занятий.

Урок как основная структурная единица учебного процесса. Разнообразие классификаций типов уроков по различным критериям: по способу проведения, по содержанию работы, по структуре.

Виды тематических моно уроков: в соответствии с основными видами музыкальной деятельности; в соответствии с содержанием учебной работы; в соответствии с этапами освоения музыкального содержания; в соответствии с использованными методами обучения.

Типовая структура комбинированного урока на начальной ступени музыкального обучения. Требования к современному уроку: максимальная насыщенность урока педагогически целесообразной деятельностью ученика; широкий тематический диапазон; единство образовательных, воспитательных и развивающих задач; организационная четкость и выбор рациональных методов, приемов и средств обучения; подготовка ученика к самостоятельной работе дома; развитие творческой инициативы и активности ученика.

Наши рекомендации