Ii. этапы работы над темой исследования

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Курсовая работа представляет собой самостоятельное решение студентом под руководством преподавателя частной задачи или проведение исследования по одному из вопросов, изучаемых в общепрофессиональных и специальных дисциплинах.

Целью выполнения курсовых работ является практическое применение полученных за время обучения студентом знаний путем самостоятельного выполнения работы на заданную тему. Системой курсовых работ студент подготавливается к выполнению более сложной задачи – написанию выпускной квалификационной работы.

Курсовой проект как один из видов научно-исследовательской самостоятельной работы студентов предполагает решение следующих задач:

1. Закрепление, углубление и расширение научных и методических знаний студентов по избранной дисциплине; применение на практике полученных теоретических знаний.

2. Формирование теоретических исследовательских умений студентов, таких, как: способность выделять противоречия, формулировать проблему исследования; ставить цель и конкретизировать ее в задачах исследования; уметь принимать научно обоснованные решения; сопоставлять цели и результаты работы.

3. Формирование умений использования методов психолого-педагогического исследования: владение методами изучения и обобщения передового педагогического опыта; применение методов сбора и обработки информации; владение методикой подготовки и описания эксперимента.

4. Развитие мотивов психолого-педагогической деятельности и умения использовать психологические и педагогические знания для совершенствования практической деятельности.

По курсовой работе студента назначается руководитель, который обеспечивает разработку задания по выбранной студентом теме, методическое и научное руководство, групповые и индивидуальные консультации.

Курсовая работа может быть оценена на «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Оценка вносится в экзаменационную ведомость и зачетную книжку. Несвоевременное выполнение курсовой работы считается академической задолженностью и ликвидируется в установленном порядке.

Требования к курсовой работе

1. Актуальность тематики, соответствие ее современному состоянию отечественной и зарубежной науки.

2. Изучение и анализ научной и учебно-методической литературы по проблеме исследования.

3. Изучение истории исследуемой проблемы.

4. Учет состояния исследуемой проблемы в теории педагогической и психологической науки и практике современной школы.

5. Проведение самостоятельного психолого-педагогического исследования на базе образовательных учреждений.

6. Выполнение практической части курсовой работы предполагает выбор одного из четырех вариантов:

а. обобщение передового психолого-педагогического опыта;

б. проведение психолого-педагогического обследования – теоретическое исследование научной проблемы и использование комплекса диагностических процедур, необходимых для целенаправленного и планомерного изучения личности, коллектива, образовательного учреждения согласно принятой программе, их структуры, внутренних и внешних связей;

в. проведение опытной работы – теоретическое исследование научной проблемы, внесение в педагогический процесс преднамеренных изменений, рассчитанных на повышение его эффективности, с постоянной проверкой и оценкой результатов.

г. разработка элементов учебно-методического обеспечения педагогического процесса: учебно-методических комплексов, их отдельных фрагментов, учебных модулей и т.п., выполнение одного из видов творческой работы.

7. Обобщение результатов проведенных исследований, обоснование выводов и практических рекомендаций.

8. Грамотное написание текста курсовой работы, четкая характеристика основных методологических положений курсового исследования.

9. Культура оформления курсовой работы: соответствие требованиям единой государственной системы документации, нормам научного стиля изложения.

II. ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ТЕМОЙ ИССЛЕДОВАНИЯ

Работа над темой предполагает научную организацию труда студента. Она состоит из трех этапов: подготовительного, рабочего и заключительного.

На подготовительном этапе студент:

§ выявляет проблему исследования;

§ выбирает тему и предварительно формулирует ее основные методологические положения;

§ определяет его цель, задачи, структуру и методы;

§ осуществляет поиск теоретической и эмпирической информации (работа с каталогами, составление списка литературы, работа с книгой, выписки, тезисы, конспектирование, ксерокопирование важного и интересного материала, разработка программы и инструментария исследования);

§ тщательно систематизирует отобранный материал, изучает его и подготавливает краткую историографию проблемы исследования;

§ составляет план курсовой работы;

§ разрабатывает и проводит эксперимент.

На рабочем этапе студент:

§ пишет черновой вариант текста и высказывает свое мнение по рассматриваемым вопросам;

§ формулирует выводы по параграфам и главам;

§ оформляет научно-справочный аппарат (сквозные ссылки, список литературы).

На заключительном этапе студент:

§ исправляет содержание в соответствии с замечаниями научного руководителя;

§ пишет окончательный вариант курсовой с учетом требований научного оформления;

§ представляет ее научному руководителю на отзыв, после чего сдает ее на защиту;

§ защищает курсовую.

Наши рекомендации