Методы и средства организации процесса обучения в современной школе. Условия выбора и факторы, детерминирующие эффективность методов и средств обучения
Ответ на вопрос как учить в разные исторические периоды решался по разному. Категория изменения в содержании, цели, средств пед.процесса амер.ученый К. Керн выделил 4 «революции» в развитии методов в зависемости от средств.
1)Родители уступили место учителям – профессионалам.
2)Когда устное слово было заменено письменным.
3)Когда в обучение было введено печатное слово.
4)Происходящее сегодня когда происходит капитализация пед.процесса.
С этим можно согласиться, а можно и нет. Но: методы в историческом плане изменяются развиваются, совершенствуются. От методической деятельности, т.е. от способа осуществления ее, которая ведет к достижению цели зависит конечный результат.
Методы– способы взаимосвязывания деятельности учителя и учащихся (воспитателя и воспитанника) направленные на решения конкретной задачи пед.процесса. Различия:
1) Методы преподавания – разработанная с учетом дидактических закономерностей и принципов системных приемов и соответвующих им правил пед.деятельности. Их целенаправленное применение учителя позволяет существенно повышать управление познавательной деятельностью учащихся. Это приводит к эффективному решению пед.задач, процесса обучения (беседа, рассказ, демонстрация).
2) Методы учения – разработаны с учетом дидактических принципов и закономерностей системы приемов и соответствующих правил учения, целенаправленное применение котрых повышает эффективность самоуправление личности ученика, в различных видах деятельности и общения при решении определенного типа учебных задач (памятка, алгоритм, инструктаж, рекомендации).
На ряду с методом в педагогике выделяют прием Ф.Ф. Королев, Гурман отмечают, что границы между понятием метод и прием очень подвижны и изменчивы. Каждый метод обучения складывается из отдельных элементов, деталей, частей, которые называются методическими приемами. Каждый прием как элемент метода, фрагмент деятельности состоит из системы наиболее рациональных действий. Например: составление плана, изучение темы. Как правило, история литературы. Методический прием носит частный, подчиненный характер по отношению к методу. Прием и метод соотносится как часть и целое. Например: демонстрация фрагмента кинофильма с последующим рассказом. Или наоборот изложение нового материала, замененной демонстрацией видеофильма, а рассказ лишь прием по отношению к нему. Это говорит о том, что один и тот же прием может выступать как часть метода или выступать методом. Методы и приемы тесно связаны между собой, могут совершать взаимопереходы, заменять друг друга в конкретной пед.ситуации. Но неизменно методы выступают как самостоятельный путь решения задач, а прием – это усиление метода, решение частной, узкой задачи. Метод, включая в себя ряд приемов, не является простой суммой. Прием лишь определяет своеобразные методы работы учителя, учащихся, придают индивидуальный характер их деятельности. Методические приемы облегчают, сглаживают трудности процесса обучения и в ряде случаев выступают мотивирующими факторами.
Классификация методов обучения. Пед. наукой и практикой накоплен большой арсенал методов обучения (более 50). Все их можно подразделить на несколько групп, применяя наиболее определенный принцип подхода. В свою очередь различные подходы к классификации методов обучения связаны с выбором разных оснований, отражающие аспекты их обучения. Подходы:
1.Перцептивный – за основание берется источник передачи информации и характер ее восприятия.
ВЫБОР – ОСМЫСЛЕНИЕ – ЗАПОМИНАНИЕ – ПРИМЕНЕНИЕ
Выделяют:
Ø Словесные (рассказ, беседа)
Ø Наглядные (демонстрация, иллюстрация)
Ø Практические (упражнение, лаб., практич.работы)
Эти методы отражают деятельность учителя и деятельность учащихся (слуховые, зрительные, обонятельные, моторные восприятия). Авторы этого вида классификации Голанд, Шаповаленко.
2.Управленческая концепция – основанием ее является ведущие дидактические задачи, решаемые на том или ином этапе обучения. В соответствии с этим выделяют:
· Методы приобретения знаний
· Методы приобретения умений и навыков
· Методы применения знаний
· Методы творческой деятельности
· Методы закрепления
· Методы проверки знаний, умений, навыков
Авторы этого вида классификации являются Данилов, Есин.
3.Логический – в качестве основания предусматривают логику изложения материала учителя и логику восприятия его учащихся, который может быть и индуктивным, и дедуктивным. Автор Алексюк.
4.Гностический – основанием является характер познавательной деятельности. В системе
общедидактических методов обучения И.Я.Лернер и М. Н. Скаткин выделили две
группы: репродуктивные (информационо-рецептивные и собственно репродуктивные) и
продуктивные (проблемное изложение, эвристические, исследовательские).
5.Кибернетический – основанием выступает способ управления познавтельной деятельности и характер установления обратной связи:
· Методы алгоритмизации
· Программированное обучение
Автор Ильина, Ланда и др.
Взаимосвязь методов обучения и условий отношения выбора. Бабанский исходя из принципа оптимальности при выборе методов обучения предлагает рассматривать каждый метод с позиции его роли в решении определенного круга пед. и учебных задач. Тот или иной метод косвенно может способствовать решению целого ряда задач (рассказ, беседа и т.д.), но не в той мере в какой они могут быть решены. Например: тема «Осенние явления в природе» может быть рассказ, экскурсия на природе. Отсюда следует важный дидактический принцип: метод обучения должен соответствовать цели обучения и содержанию обучаемого материала. Метод соотносится с конкретной пед.задачей, учебной ситуацией, с уровнем развития учащихся, их возрастной и индивидуальной особенностью, степенью развитости общеучебных и специальных умений. Выбор метода должен осуществляться с учетом пед.мастерства учителя, материальной возможностью школы. Ни один метод не может быть не хорош, не плох. Методы, коеми достигаются результаты должны представлять собой систему взаимосвязанных методов и приемов, составленных с учетом вышеназванных обстоятельств. Различают несколько способов выбора методов:
a) Способ проб и ошибок
b) Интуитивные
c) Научно-обоснованные
Средства обучения. Методы обучения применяются в единстве с определенными дидактическими средствами (ДС). ДС – это идеальные (лит.произведение, муз.сюжет, худ.образ) или материальные (видеофильм, телефильм, радиоинф., интернет) объеты, которые служат для достижения цели.
ДС являются сенсомоторными стимулами, воздействующие на органы чувств учащихся и облегчающие их непосредственное и косвенное познание мира. Они выполняют обучающую, воспитательную и развивающую функции. ДС в частности аудиовизуальные выполняют такую функцию как мотивационную, информационную, управление учебным процессом, оптимизация. Они позволяют лучше усваивать информацию и получать результат с меньшей затратой сил. ДС подразделяется на средства для учителя и для учащихся.
1)Использует учитель для эффективной реализации цели образования.
2)Индивидуальные средства учащихся (принадлежности, спортивное оборудование, компьютеры).
Основанием классификации ДС является чувственная модальность:
§ Визуальные средства (зрительные)
§ Аудиальные (слуховые)
§ Аудивизуальные (зрительно - слуховые)
Вопрос №17.
Развитие форм организации обучения: исторический аспект.
Место формы в процессе обучения. Форма – внешний вид, конструкция процесса обучения. Форма организации обучения (ФОО) является завершающим компонентом процесса обучения и зависит от ЦЕЛИ – ПРИНЦИПЫ – МЕТОДЫ (ПРИЕМЫ) – СРЕДСТВА, являясь при этом их логическим завершением.
Формы организации обучения— это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенных порядке и режиме. По количеству учащихся выделяют массовые, коллективные, групповые, микрогрупповые и индивидуальные формы обучения. По месту учебы различают школьные и внешкольные формы. По длительности времени выделяют: классический урок (45 мин), спаренное занятие (90 мин), спаренное укороченное занятие (70 мин), уроки «без звонков» произвольной длительности.
Учебная познавательная деятельность учащихся по усвоению содержания осуществляется в разнообразных формах организации функции и системы обучения. Они рождаются, развиваются, заменяются одна другой в зависимости от уровня развития общества, производства, развития науки. Совокупность форм объединенных по признаку связи учащихся и учитывается по средствам учебного материала и дополняющих друг друга составляют организационную систему обучения.
Форму обучения следует понимать как конструкции отрезков процесса обучения, реализуемая в сочетании управляемой деятельности учителя и управляемой (само-) учебной деятельностью учащихся по усвоению определенных знаний, способов деятельности, приобретения опыта творческой деятельности и эмоциональных неравенств восприятия мира.
Возникнув на определенном этапе развития общества, учебно-воспитательный процесс в образовательных учреждениях изменялся как по своему содержанию, так и по форме. При этом он проходил определенные этапы развития, зависящие от его организационной системы. На протяжении дидактики сложились 3 основные организации систем обучения, отличающиеся количеством охвата обучающихся, соотношением коллективных и индивидуальных форм организации деятельности учащихся и спецификой руководства учебным процессом со стороны учителя.
1.Система индивидуального обучения – процесс передачи опыта от старших к младшим. С появлением письменности старейший передавал опыт своему поколению посредствам знаков занимался с ним. По мере развития знания (научн.) индивидуальное обучение становилось индивидуально-групповым, т.е. учитель обучал одновременно 10-15 человек, изложив материал одному, затем к следующему и т.д. По мере усвоения проверял и давал новую порцию материала. Объем материала и время обучения были строго индивидуальны. Ученик осваивал то или иное ремесло, или искусство, в зависимости от индивидуальных способностей и терминов. Группы – разновозрастные.
2.Классно-урочная система – в связи с увеличением количества обучающихся вызвало потребность создания более совершенной организации системы обучения. Ею стала классно-урочная система (КУС), разработанная Я.А.Каменским, книга «Великая дидактика». Он ввел в школах:
учебный год
разделил учащихся на группы примерно одного возраста и уровня развития
назвал их классами (до 60 чел.)
поделил учебный день на уроки и перемены
все уроки строились по структуре: начало – в течении, которого учитель с помощью вопросов заставлял учащихся установить ранее пройденное; продолжение – объяснение; заключение – закрепление с определенными заданиями (традиционный урок)
Он отрицал дом.задание и ориентировал учителя на усвоение материала на самом уроке. Дальнейшее развитие КУС получило в работе Ушинского, Дистерверка и поиски новых форм привели к возникновению в конце 19 века в Англии Бель-Ланкастерской системы.
В начале 20 века в США Е.Паркхерс при поддержке влиятельных педагогов предложили Дальтон-план на уроке. Не получило распространение, но вернулось. В современной системе образования Дальтон-план получил новое содержание в виде исследовательско-творческих работ. В СССР в 20-е г. бригадно-лабораторный метод, который сменил метод проектов.
Высшим этапом развития системы группового обучения является классно-урочная система, возникшая в школах Чехии, Западной Беларуси и Украины в XVI-XVII веках. Наряду с классно-урочной системой сложились системы взаимного обучения (белл-ланкастерская система обучения в конце XVIII – начале XIX в.), избирательного обучения (батавская система в США, мангеймская система в Европе в конце XIX в.), индивидуализированного обучения (Дальтон-план, план Трампа в начале XX в.) и другие системы обучения.
Белл-ланкастерская система (ее инициаторы священник А. Белл и учитель Дж. Ланкастер) заключалась в том, что учитель занимался сначала с наиболее способными старшими учениками, а затем эти ученики (мониторы) обучали младших. Эта система позволяла в условиях острой нехватки учителей обучать большое количество учащихся, но не давала качественного образования.
Батавская система обучения характеризовалась тем, что первая часть учебного дня предполагала групповую форму работы учителя с учащимися на уроке, а вторая – индивидуальные занятия (парная форма обучения) с отдельными, обычно отстающими учащимися.
Модель мангеймской системы обучения предложил и реализовал реформатор начальной школы И. А. Зиккенгер (1858-1930) в г. Мангейме. В зависимости от уровня умственного развития и способностей дети зачислялись на основе наблюдений и результатов тестирования в основные (дети имеют средние интеллектуальные способности), поддерживающие (для малоспособных учащихся), вспомогательные (для умственно отсталых детей), переходные (для наиболее способных учеников) классы.
Дальтон-план как форма индивидуализированного обучения, заключался в следующем: учебный материал по предмету, который необходимо изучить в течение учебного года, разбивался на отдельные месячные подряды – серии разделов. В начале учебного года учащиеся заключали с учителем контракт о самостоятельной проработке заданий в намеченное время. Далее все зависело от самих учеников: они определяли в каком порядке, в каком темпе, на каком уровне изучать материал. Первую половину дня (с 9 до 12 часов) учащиеся работали самостоятельно в предметных мастерских (лабораториях) над выполнением подрядов с помощью рабочих руководств (инструкций), не придерживаясь какого-либо расписания. Во второй половине дня осуществлялись занятия в группах по интересам (гимнастика, музыка, домоводство и т.п.). Еженедельно (1-2 раза) с 12 до 14 часов проводились уроки-конференции, на которых каждый ученик отчитывался о своей работе, учитель раскрывал те вопросы, которые по каким-либо причинам остались без внимания учащихся.
Индивидуальная, парная, групповая (общеклассная, фронтальная, бригадная и т.п.) формы педагогического процесса являются традиционными. Коллективная форма (работа учащихся в парах сменного состава) применяется в учебно-воспитательном процессе намного реже. В реальном пед. процессе все общие формы обучения и воспитания тесно взаимосвязаны и применяются в единстве.
3.С появлением первых университетов зарождается лекционно-семинарская система образования, включает в себя: лекция, семинар, практические и лабораторные занятия, консультация, зачеты, экзамены. Может использоваться на третьей ступени. К настоящему времени в школе сохранились ее элементы. 60-е г.20 века план Грампа – обучается 100-150 человек с последующим обучением в группах и индивидуально. На общие лекции 40%, семинары 20%, остальное время – самостоятельная работа. Отдельные элементы внедрены в наши ВУЗы.
Вопрос №18.
Классно-урочная система обучения. Урок как основной элемент классно-урочной системы. Обоснование Я.А. Коменским классно-урочной системы обучения
Классно-урочная система, возникла в школах Чехии, Западной Беларуси и Украины в XVI-XVII веках. Теоретическое обоснование классно-урочной системы осуществил Я.А. Коменский.
Польский дидакт В. Оконь считает, что инициатором этой системы был Джон Сил, ректор школы в голландском местечке Цволле, который еще в 1374 г. ввел в этой начальной школе деление учащихся на классы и определил порядок перехода в следующий класс. Классно-урочную систему развивал также Иоганесс Штурм, который в XVI веке, будучи ректором школы в Страсбурге, разделил учащихся на десять классов, при этом каждый класс работал в соответствии со своей программой.
В дальнейшем существенный вклад в ее развитие внесли И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарт, А. Дистервег, К.Д. Ушинский и другие педагоги. Классно-урочная система получила широкое распространение в мировом школьном образовании.
Характерные черты классно-урочной системы: •учащиеся приблизительно одного возраста образуют классы, состав которых за период обучения изменяется незначительно (было до 65-ти детей одного уровня подготовленности); •каждый класс работает по своему годовому учебному и недельному расписанию; •основной единицей занятий является урок, который посвящается обычно одному предмету; •работой учащихся на уроке руководит учитель.
Урок – основная структурная единица, клеточка строго посвящена одной теме, материал излагает педагог, закрепление материала на уроке, без д/з. ( по Коменскому)
Урок – это систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития учащихся форма организации деятельности постоянного состава учителя и учащихся в определенный отрезок времени. (по Скаткину)
В современной дидактике существуют различные подходы к классификации уроков в зависимости от того, какие признаки берутся за основу. Наиболее употребительной является классификация уроков по дидактическим целям: •Уроки изуч-я новых знаний, уроки закрепления и повторения знаний •Уроки формирования умений и навыков •уроки обобщения и систематизации изученного, •Уроки проверки (контроля) знаний, Комбинированные уроки.
Структура урока – это его внутреннее строение, последовательность отдельных этапов, отражающих цель, дидактические задачи и особенности их практической реализации.
Классическая (традиционная) структура урока: *подготовка к усвоению новых знаний; *усвоение новых знаний и умений; *их закрепление и систематизация; *применение на практике. Соответствующий этой структуре урок называется комбинированным.Его этапы:
· организационный этап (определение готовности уч-ся к работе на уроке);
· постановка цели и задач урока, осознание и принятие их учащимися;
· проверка выполнения домашнего задания (определение уровня усвоения материала по предыдущей теме и готовности к восприятию нового материала);
· подготовка к активной учебно-познавательной деятельности;
· объяснение учителем и усвоение учащимися новых знаний (основная задача этого этапа – формирование у школьников представлений об изучае-
мых явлениях, фактах, понятиях, их сущности и взаимосвязях);
· первичная проверка понимания учащимися нового материала;
· закрепление знаний (организация деятельности учащихся по применению новых знаний, выработка соответствующих умений и навыков);
· обобщение и систематизация знаний;
· контроль и самоконтроль знаний;
· информация о домашнем задании;
· подведение итогов урока (организация рефлексивной деятельности учащихся: чему научились на уроке, что узнали нового и т.п.).
Тип комбинированного урока один из самых распространенных в педагогической практике. Последовательность элементов в его структуре не является жестко закрепленной. Урок этого типа позволяет одновременно решать несколько учебно-воспитательных задач. Проведение комбинированного урока требует от учителя правильной регламентации времени на отдельные этапы. Например, затягивание этапа повторения пройденного или проверки домашнего задания приводит к сокращению времени на изучение нового материала, развитие познавательных процессов и т.п. Эти недостатки могут отчасти компенсироваться проведением других типов уроков, а также нестандартных уроков.
Содержанием урока изучения новых знаний является неизвестный учащимся учебный материал достаточно большого объема, требующий значительного времени на его изучение. Структура урока изучения новых знаний состоит из следующих элементов: организация начала урока, постановка цели и задач; объяснение нового материла (изложение учителем и (или) организация самостоятельной работы учащихся с учебником, приборами, компьютерной техникой и т.п.); проверка понимания и первичное закрепление материала; комментирование домашнего задания; подведение итогов урока.
На уроках закрепления знаний и (или) формирования, закрепления умений и навыков происходит вторичное осмысление ранее усвоенных знаний, формируются умения и навыки по их применению. Структура урока данного типа включает такие этапы, как проверка домашнего задания; выполнение устных и письменных упражнений различных видов и степени сложности, практических или лабораторных работ; включение учащихся в самостоятельную работу под руководством учителя; показ достигнутых результатов, их обсуждение, коррекция, оценивание (выставление отметок) знаний и деятельности учащихся; домашнее задание и его комментарий.
Уроки обобщения и систематизации изученного проводятся в конце изучения отдельных тем, разделов, всего курса в целом. Для того чтобы сформировать у учащихся систему теоретических знаний, на уроке выделяются основные положения, показывается взаимосвязь изученных фактов, событий, систематизируются и обобщаются изученные знания. Кроме того, проводится проверка знаний, умений и навыков по изученным темам или разделам. Соответственно в структуре урока данного типа можно выделить этапы: вступительное слово учителя, в котором намечаются пределы (границы) повторения материала; повторение и обобщение учебного материала с использованием разных видов и форм опроса; анализ и оценка работы учащихся, диагностика глубины и прочности знаний; рекомендация учащимся способов и содержания дальнейшей самостоятельной работы; постановка д/з.
Уроки контроля имеют целью диагностику уровня обученности учащихся, то есть сформированности у них знаний, умений и навыков в определенной предметной области для того, чтобы выявить недостатки (пробелы) и наметить пути дальнейшей работы по их устранению. Основной этап в структуре такого урока состоит из инструкции к заданиям контрольного типа и собственно самостоятельной работы учащихся по их выполнению. Урок контроля предполагает последующее проведение урока коррекции знаний и умений, в ходе которого анализируются типичные ошибки и их причины, намечаются пути предупреждения отставания и неуспеваемости отдельных учащихся, определяется общая тенденция усвоения программного материала; дается комментарий хорошим работам учащихся, учащиеся настраиваются учителем на изучение нового материала.
Другими формами организации учебно-познавательной деятельности учащихся являются учебная экскурсия, урок-лекция, урок-семинар, практические и лабораторные занятия, урок - дидактические игры, нестандартные уроки (урок-путешествие, урок-соревнование, урок творчества, урок-сказка, урок-аукцион знаний, урок-концерт, урок-конференция и другие). В настоящее время в практике школ получили распространение курсы по выбору (факультативы), ориентированные на работу с детьми, хорошо успевающими по отдельным учебным предметам. Для работы с такими детьми организуются также занятия в кружках и клубах по интересам. Для неуспевающих учащихся организ-ся консультации, поддерживающие и стимулир-е занятия по предмету.
Наряду с постоянно действующими формами организации обучения большое значение имеют такие эпизодические формы, как олимпиады, викторины, конкурсы, смотры, соревнования, выставки, экспедиции и другие.
Важнейшей формой организации учебно-познавательной деятельности школьников является домашняя работа. Домашняя учебная работа – самостоятельное выполнение учащимися определенных заданий учебного характера в послеурочное время без непосредственного руководства учителя.
Недостатки классно-урочной системы:1.ведущая роль принадлежит учителю, он проектирует, управляет, главный организатор учебной деятельности, мотиватор, руководит процессом. 2. Затрудненно взаимодействие уч-ся в ходе урока (парная р-та, групповая, коллективная р-та отсутствует). 3. Слабое развитие уч-ся, их инициативы и творчества.
Преимущества: обеспечивает массовое обучение при относительной дешевизне. Высокая организованность.