Термин методология греческого происхождения и означает «учение о методе» или «теория метода»

А.В.Долгополова

МЕТОДОЛОГИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

ИССЛЕДОВАНИЯ

Учебное пособие

Издательство "Самарский университет"

Учебное пособие включает содержание разделов курса «Методология и методы психолого-педагогического исследования», вопросы для обсуждения на семинарах, задания для лабораторных занятий, рекомендации для самостоятельной работы студентов и подготовки их к семинарам, темы рефератов по курсу и задания для контроля, списки рекомендуемой литературы.

Пособие предназначено для студентов специальности «Социальная педагогика», студентов бакалавриата направления «Психолого-педагогическое образование», изучающих дисциплину «Методология и методы психолого-педагогического исследования», аспирантов и соискателей в области педагогики.

Рецензент: кандидат педагогических наук, доцент О.В.Черкасова.

ВВЕДЕНИЕ

Изучение методологии педагогики и психолого-педагогического исследования – важное условие формирования педагогической и методологической культуры. Оно дает знание о наиболее общих, прежде всего, мировоззренческих, принципах в их применении к решению сложных теоретических и практических задач педагогики. Вместе с тем методология дает представление о методах познания, обосновывает исходные принципы и способы их конкретного применения в познавательной и практической деятельности.

В предлагаемом пособии раскрываются темы одной из научных дисциплин педагогического цикла – «Методология и методы психолого–педагогического исследования». Целью этой дисциплины являетсяформирование у студентов системы знаний, умений и навыков в области организации и проведения психолого-педагогических исследований.

Задачи дисциплины:

1. Вооружение студентов знаниями основ методологии, методов и научных понятий психолого-педагогического исследования.

2. Ознакомление с основными методологическими принципами научного психолого-педагогического исследования.

3. Формирование практических навыков и умений применения научных методов в ходе психолого-педагогического исследования, а также разработки программы и методики его проведения.

4. Ознакомление с этическими нормами и правилами осуществления психолого-педагогического исследования.

5. Формирование у студентов устойчивого интереса к исследованию педагогических проблем.

В результате изучения дисциплины «Методология и методы психолого-педагогического исследования» формируются

знания:

· методологических основ психолого-педагогических исследований;

· о понятиях и категориях научно-педагогического аппарата;

· основных методологических характеристик психолого-педагогического исследования;

· основных методов и методик психолого-педагогического исследования и требований, предъявляемых к их использованию;

умения:

· подбирать и использовать необходимые методы исследования;

· определять основные методологические характеристики научного психолого-педагогического исследования: определять актуальную проблему исследования, его цели, задачи, формулировать гипотезу;

· организовывать научное и практическое психолого-педагогическое исследование, соблюдая принципы, логику и необходимые его этапы;

· разрабатывать педагогические рекомендации на основании результатов, полученных в ходе научного психолого-педагогического исследования.

· наблюдать и анализировать педагогические явления, изучать и обобщать педагогический опыт;

В итоге освоения дисциплины «Методология и методы психолого-педагогического исследования» и формирования соответствующих компетенций, обучающийся способен:

· проводить педагогический эксперимент, обрабатывать и интерпретировать результаты проведенного исследования;

· обобщать исследовательские материалы в виде курсовой и выпускной квалификационных работ.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

1. Понятие, функции и уровни методологии педагогики.

2. Методологические принципы психолого-педагогического исследования.

3. Профессионально-этические аспекты психолого-педагогического исследования.

4. Научное исследование как особая форма познавательной деятельности в области педагогики.

5. Типология психолого-педагогических исследований.

Понятие, функции и уровни методологии педагогики

В настоящее время роль методологии в определении перспектив развития педагогической науки существенно возросла. Это связано с рядом причин:

В современной науке заметны тенденции к интеграции знаний, комплексному анализу явлений объективной реальности.

Причем в настоящее время интеграция всех гуманитарных наук имеет ясно выраженный объект – человека. Поэтому важную роль в объединении усилий различных наук при его изучении играют психология и педагогика.

Психология и педагогика все больше опираются на достижения различных отраслей знания, усиливаются качественно и количественно, поэтому необходимо сделать так, чтобы этот рост был осознан, скорректирован, управляем, что непосредственно зависит от методологического осмысления данного явления.

Методология, таким образом, играет определяющую роль в психолого-педагогических исследованиях, придает им научную целостность, системность, повышает эффективность, профессиональную направленность.

Усложнились сами науки психология и педагогика: методы исследования стали более разнообразными, в предмете исследования открываются новые аспекты. В этой ситуации важно, с одной стороны, не потерять предмет исследования – собственно психолого-педагогические проблемы, а с другой – не утонуть в море эмпирических фактов, направить конкретные исследования на решение фундаментальных проблем психологии и педагогики.

В настоящее время стал очевиден разрыв между философско-методологическими проблемами и непосредственной методологией психолого-педагогических исследований. Психологи и педагоги все чаще сталкиваются с проблемами, которые выходят за рамки конкретного исследования, то есть методологическими, еще не решенными современной философией. В силу этого и требуется заполнить создавшийся вакуум методологическими концепциями, положениями в целях дальнейшего совершенствования непосредственной методологии психолого-педагогических исследований.

В настоящее время психология и педагогика стали своеобразным полигоном применения математических методов в социальных науках, мощным стимулом развития целых разделов математики. В этом объективном процессе совершенствования методической системы данных наук неизбежны элементы абсолютизации количественных методов исследования в ущерб качественному анализу.

И чтобы этого не произошло, количественный анализ необходимо дополнять качественным – методологическим. В этом случае методология не дает запутаться в бесчисленных корреляциях, позволяет выбрать для качественного анализа наиболее существенные статистические зависимости и сделать правильные выводы из их анализа.

Термин методология греческого происхождения и означает «учение о методе» или «теория метода».

Наши рекомендации