Термин методология греческого происхождения и означает «учение о методе» или «теория метода»
А.В.Долгополова
МЕТОДОЛОГИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ
Учебное пособие
Издательство "Самарский университет"
Учебное пособие включает содержание разделов курса «Методология и методы психолого-педагогического исследования», вопросы для обсуждения на семинарах, задания для лабораторных занятий, рекомендации для самостоятельной работы студентов и подготовки их к семинарам, темы рефератов по курсу и задания для контроля, списки рекомендуемой литературы.
Пособие предназначено для студентов специальности «Социальная педагогика», студентов бакалавриата направления «Психолого-педагогическое образование», изучающих дисциплину «Методология и методы психолого-педагогического исследования», аспирантов и соискателей в области педагогики.
Рецензент: кандидат педагогических наук, доцент О.В.Черкасова.
ВВЕДЕНИЕ
Изучение методологии педагогики и психолого-педагогического исследования – важное условие формирования педагогической и методологической культуры. Оно дает знание о наиболее общих, прежде всего, мировоззренческих, принципах в их применении к решению сложных теоретических и практических задач педагогики. Вместе с тем методология дает представление о методах познания, обосновывает исходные принципы и способы их конкретного применения в познавательной и практической деятельности.
В предлагаемом пособии раскрываются темы одной из научных дисциплин педагогического цикла – «Методология и методы психолого–педагогического исследования». Целью этой дисциплины являетсяформирование у студентов системы знаний, умений и навыков в области организации и проведения психолого-педагогических исследований.
Задачи дисциплины:
1. Вооружение студентов знаниями основ методологии, методов и научных понятий психолого-педагогического исследования.
2. Ознакомление с основными методологическими принципами научного психолого-педагогического исследования.
3. Формирование практических навыков и умений применения научных методов в ходе психолого-педагогического исследования, а также разработки программы и методики его проведения.
4. Ознакомление с этическими нормами и правилами осуществления психолого-педагогического исследования.
5. Формирование у студентов устойчивого интереса к исследованию педагогических проблем.
В результате изучения дисциплины «Методология и методы психолого-педагогического исследования» формируются
знания:
· методологических основ психолого-педагогических исследований;
· о понятиях и категориях научно-педагогического аппарата;
· основных методологических характеристик психолого-педагогического исследования;
· основных методов и методик психолого-педагогического исследования и требований, предъявляемых к их использованию;
умения:
· подбирать и использовать необходимые методы исследования;
· определять основные методологические характеристики научного психолого-педагогического исследования: определять актуальную проблему исследования, его цели, задачи, формулировать гипотезу;
· организовывать научное и практическое психолого-педагогическое исследование, соблюдая принципы, логику и необходимые его этапы;
· разрабатывать педагогические рекомендации на основании результатов, полученных в ходе научного психолого-педагогического исследования.
· наблюдать и анализировать педагогические явления, изучать и обобщать педагогический опыт;
В итоге освоения дисциплины «Методология и методы психолого-педагогического исследования» и формирования соответствующих компетенций, обучающийся способен:
· проводить педагогический эксперимент, обрабатывать и интерпретировать результаты проведенного исследования;
· обобщать исследовательские материалы в виде курсовой и выпускной квалификационных работ.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
1. Понятие, функции и уровни методологии педагогики.
2. Методологические принципы психолого-педагогического исследования.
3. Профессионально-этические аспекты психолого-педагогического исследования.
4. Научное исследование как особая форма познавательной деятельности в области педагогики.
5. Типология психолого-педагогических исследований.
Понятие, функции и уровни методологии педагогики
В настоящее время роль методологии в определении перспектив развития педагогической науки существенно возросла. Это связано с рядом причин:
В современной науке заметны тенденции к интеграции знаний, комплексному анализу явлений объективной реальности.
Причем в настоящее время интеграция всех гуманитарных наук имеет ясно выраженный объект – человека. Поэтому важную роль в объединении усилий различных наук при его изучении играют психология и педагогика.
Психология и педагогика все больше опираются на достижения различных отраслей знания, усиливаются качественно и количественно, поэтому необходимо сделать так, чтобы этот рост был осознан, скорректирован, управляем, что непосредственно зависит от методологического осмысления данного явления.
Методология, таким образом, играет определяющую роль в психолого-педагогических исследованиях, придает им научную целостность, системность, повышает эффективность, профессиональную направленность.
Усложнились сами науки психология и педагогика: методы исследования стали более разнообразными, в предмете исследования открываются новые аспекты. В этой ситуации важно, с одной стороны, не потерять предмет исследования – собственно психолого-педагогические проблемы, а с другой – не утонуть в море эмпирических фактов, направить конкретные исследования на решение фундаментальных проблем психологии и педагогики.
В настоящее время стал очевиден разрыв между философско-методологическими проблемами и непосредственной методологией психолого-педагогических исследований. Психологи и педагоги все чаще сталкиваются с проблемами, которые выходят за рамки конкретного исследования, то есть методологическими, еще не решенными современной философией. В силу этого и требуется заполнить создавшийся вакуум методологическими концепциями, положениями в целях дальнейшего совершенствования непосредственной методологии психолого-педагогических исследований.
В настоящее время психология и педагогика стали своеобразным полигоном применения математических методов в социальных науках, мощным стимулом развития целых разделов математики. В этом объективном процессе совершенствования методической системы данных наук неизбежны элементы абсолютизации количественных методов исследования в ущерб качественному анализу.
И чтобы этого не произошло, количественный анализ необходимо дополнять качественным – методологическим. В этом случае методология не дает запутаться в бесчисленных корреляциях, позволяет выбрать для качественного анализа наиболее существенные статистические зависимости и сделать правильные выводы из их анализа.
Термин методология греческого происхождения и означает «учение о методе» или «теория метода».