Организация практической деятельности учащихся по формированию патриотизма и культуры межнациональных отношений
Об успехах в формировании патриотизма и культуры межнациональных отношений можно говорить только при условии, если у школьников воспитаны соответствующие навыки и привычки поведения, т.е. собственный опыт этих отношений. Всякий же опыт, как известно, вырабатывается путем продолжительных упражнений в тех или иных видах деятельности и поведения. Вот почему необходимо вовлекать учащихся в разнообразные виды практической деятельности, связанной с проявлением патриотизма и культуры межнациональных отношений. Какие же виды деятельности используются в школах в этом направлении?
Существенное значение имеет организация общественно полезной деятельности школьников. Так, труд по самообслуживанию в школе, изготовление и ремонт учебного оборудования и наглядных пособий, участие в создании учебных кабинетов, ремонте школьной мебели, работа на пришкольном учебно-опытном участке воспитывают у учащихся стремление внести свой вклад в улучшение школьной Жизни, развивают чувство ответственности и самостоятельности, формируют их активное гражданское отношение к окружающей Действительности.
Особую роль в формировании патриотического поведения играет деятельность учащихся по охране природы родного края. С этой целью они привлекаются к посадке и уходу за зелеными насаждениями, оказанию помощи в поддержании чистоты и порядка в скверах и парках, на улицах и площадях сел и городов. Старшеклассники могут оказывать посильную помощь в закладке питомников и уходе за саженцами плодовых деревьев и кустарников. Во время летнего отдыха в оздоровительном лагере школьники оказывают помощь в очистке леса от мусора, ограждении муравейников, в благоустройстве родников, изготовлении экологических знаков-символов и т.д.
Немало возможностей для формирования у школьников патриотического поведения заключает в себе туристско-краеведческая работа. Особая роль здесь отводится историко-этнографическим экспедициям по изучению родного края. Сошлемся на опыт проведения одной из таких экспедиций. Ее участники поставили перед собой цель: собрать сведения об истории деревень, расположенных по пути маршрута, выяснить и уточнить происхождение их названий; побеседовать с народными умельцами и по возможности ознакомиться с их деятельностью; пополнить школьный музей новыми экспонатами. Во время экспедиции был собран разнообразный материал о народных умельцах и художественных изделиях родного края. Так, ребята познакомились с женщинами, которые в прежние времена занимались ткачеством. Осмотрели выставку картин одно- J го из сельских жителей. Беседовали с искусным резчиком по дереву и познакомились с его работами.
В последнее время обострился интерес к историческим названиям улиц, городов и деревень. Школьники также принимают участие в изучении этих вопросов и собирают материал о названиях близлежащих улиц и отдельных районов.
Не потеряла своего значения и поисковая работа учащихся. Они продолжают устанавливать имена неизвестных солдат, погибших в годы Великой Отечественной войны, записывают воспоминания ветеранов, совершают походы к памятным местам, проводят поисковые операции под названием «Выпускники нашей школы – участники Великой Отечественной войны», «Орден в твоем доме», «Твоя родословная».
Формированию патриотизма и культуры межнациональных отношений способствует также участие детей в художественно-творческой деятельности. Здесь прежде всего используются такие формы работы, как участие в литературно-драматических композициях, посвященных юбилейным датам родного края, неделях культуры, читательских конференциях, встречах с писателями и поэтами родного края, праздниках народного творчества и т.д.
Разнообразная практическая деятельность школьников организуется и по выработке у них культуры межнациональных отношений. Школьники Брянщины в связи с чернобыльской трагедией часто выезжают на отдых в другие республики и страны. Это позволяет им в живом общении с людьми других народов и национальностей изучать их традиции и обычаи, знакомиться с историческими и культурными памятниками. С другой стороны, соседство России с Белоруссией, Украиной, Латвией дает учащимся возможность устанавливать связи со своими сверстниками из этих республик и знакомиться с историей, национальной культурой, бытом, традициями и обычаями соседних народов.
Таковы некоторые формы работы, используемые в школах для организации практической деятельности учащихся по формированию у них патриотического поведения и культуры межнациональных отношений. Если эта деятельность носит регулярный и содержательный характер и органически сочетается с развитием у учащихся потребностно-мотивационной сферы и интеллектуально-эмоционального компонента патриотизма и культуры межнациональных отношений, она, несомненно, способствует развитию и упрочению убеждений и выработке многостороннего опыта поведения, связанного с проявлением и совершенствованием этих важнейших моральных качеств.
Литература для самостоятельной работы
Антология педагогической мысли России XVIII в. / Сост. И.А. Соловков. – М., 1985.
Антология педагогической мысли России первой половины ХІХ в. до реформ 60-х гг. / Сост. П.А. Лебедев. – М., 1987.
Гасанов З.Т. О психологии формирования общенациональных ценностей // Сов. педагогика. – 1991. – № 9.
Зубайраев А.Л. Патриотическое воспитание: духовная сфера, опыт // Сов. педагогика. – 1990. – № 9.
Культура межнационального общения // Сов. педагогика. – 1991. – № 3.
Самцов С. К., Черный Д.М. Познай Родину, воспитай себя. – Минск, 1983.