Тема 3. Труд (продуктивная деятельность) дошкольников как средство развития дошкольников
Трудовая деятельность — деятельность по получению жизненно полезного результата путем преобразования среды и материала при посредстве орудий труда. Результат детского труда не имеет общественной значимости, но обладает большим воспитательным воздействием.
Особенности трудовой деятельности дошкольников:
- труд связан с игрой;
- трудовая деятельность дошкольников постоянно развивается;
- для дошкольников характерны предпосылки трудовой деятельности.
Трудовое воспитание дошкольников предполагает:
- ознакомление с трудом взрослых;
- совместный труд педагога и детей;
- собственно трудовую деятельность детей.
Трудовая деятельность дошкольников имеет следующую структуру: цель, мотивы, планирование, трудовые действия, результат.
Средства трудового воспитания дошкольников:
- ознакомление с трудом взрослых;
- обучение навыкам труда;
- организация труда.
Формы организации труда дошкольников:
- трудовые поручения;
- дежурство;
- коллективный труд;
- совместный труд.
Виды труда дошкольников:
самообслуживание;
труд в природе;
ручной труд;
художественный труд.
Условия для труда детей:
- создание среды;
- выбор и использование технологии приобщения детей к труду.
Перечень трудовых умений и навыков дошкольников:
Младший дошкольный возраст: выполнение трудовых поручений взрослого по уходу за растениями и животными; высевание, высаживание крупных семян; собирание урожая; одевание, раздевание, умывание, пользование туалетом с небольшой помощью взрослого; выполнение трудовых поручений по мытью игрушек, стирке кукольного белья, уборке мусора.
Старший дошкольный возраст: самостоятельное осуществление ухода за растениями и животными в качестве дежурных по уголку природы; участие во вторичной перекопке земли; умение готовить блюда из овощей, тесто, пользоваться бытовыми приборами; умение заниматься каким-либо видом художественного труда (вязание, бисероплетение, керамика, ткачество и др.); изготовление игрушек и пособий из разных материалов.
Крулехт М. В. предлагает следующую технологию трудового воспитания с учетом возраста детей. В основе технологии лежит идея освоения позиции субъекта ребенка в труде. Суть данной технологии заключается в формирование операционально-технических способов осуществления микро- и целостных трудовых процессов как структурных единиц элементарной трудовой деятельности путем переноса системных знаний о предметном мире и труде взрослых на трудовую деятельность ребенка. Автор предлагает выстраивать технологию поэтапно. Конструирование образовательного процесса осуществляется на основе методики взаимосвязи трех основных средств трудового воспитания (знания о предметном мире и труде взрослых, обучение детей труду, самостоятельная трудовая деятельность ребенка в детском саду и дома. Первый шаг (этап) при вхождении ребенка в реальные трудовые связи — приобщение к миру, формирование системы знаний о предметах и труде взрослых. Второй шаг (этап) — освоение позиции субъекта детского труда, обучение целостным трудовым процессам, формирование системы общетрудовых и специальных умений для организации труда от постановки цели до получения результата. Третий шаг (этап) связан с дальнейшим освоением позиции субъекта в повседневной жизни детского сада и семьи. Руководство трудом здесь направлено на умение решать житейские задачи, формировать «образ себя», проявлять творчество.
Сайгушева Л. И. и Мичурина Ю. А. разработали технологию, включающую три модуля. Первый модуль — взаимосвязь средств трудового воспитания детей (обучение труду, ознакомление с трудом взрослых). Второй модуль — организация трудовой деятельности в процессе субъект-субъектного взаимодействия со взрослыми и сверстниками, интеграция физического и умственного труда. Третий модуль — организация предметно-развивающей среды (эстетизация трудового оборудования, материалов, детский дизайн).
Методы и приемы руководства трудом детей. Возможно использовать моделирование, например, отобрать картинки, на которых изображены орудия труда, с помощью которых можно ухаживать за комнатными растениями; пословицы о труде, оценку, поощрение, игровые формы организации труда («День добрых дел», «День Мойдодыра») (Сайгушева Л. И.).
Над проблемой трудового воспитания дошкольников работали и работают следующие авторы: Нечаева В. Г., Година Г. Н., Буре Р. С., Сергеева Д. В., Козлова С. А., Крулехт М. В., Сайгушева Л. И., Мичурина Ю. А.
Не во всех образовательных программах для дошкольников имеется раздел, связанный с практической деятельностью (трудовым воспитанием) детей, так как отдельные авторы считают не важным и не обязательным решение задач трудового воспитания в дошкольном возрасте. Так, например, в «Программе воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой раздел «Трудовое воспитание» выделен начиная с третьего года жизни. Уже на третьем году жизни дети должны уметь самостоятельно обслуживать себя, поддерживать порядок в игровой комнате, вместе со взрослым накрывать на стол, ухаживать за растениями и животными, иметь желание помогать взрослым, уважать труд людей. Основные пособия по трудовой деятельности дошкольников: Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир. – СПб.: Детство – Пресс, 2003; Нравственно трудовое воспитание дошкольников / Под ред. С.А. Козловой, М.: Академия, 2002; Сайгушева Л.И., Мичурина Ю,А. Приобщаем дошкольников к труду. – Магнитогорск МГУ, 2004
Таким образом, основными педагогическими условиями организации собственно трудовой деятельности дошкольников являются: создание соответствующе среды, выбор и использование технологий приобщения детей к труду.
Вопросы для самопроверки:
1. В чем заключается специфика трудовой деятельности дошкольников?
2. Назовите основные технологии трудовой деятельности дошкольников? Вчем их суть?
3. Каковы основные педагогические условия организации трудовой деятельности дошкольников?