Социальная Профессиональная
Система взглядов, Система мотивационно-ценностного
убежденийи ценностных отношения к педагогической профессии,
ориентаций целям и средствам педагогической
деятельности
Виды позиций: информатор, друг, диктатор, советчик, проситель, вдохновитель.
Профессиональная готовность – совокупность профессионально-обусловленных требований к учителю. Содержание профессиональной готовности отражено в профессиограмме. Профессиограмма – идеальная модель учителя, преподавателя, классного руководителя, педагога; образец, эталон, в котором представлены основные качества личности, которыми должен обладать учитель.
Профессиограмма: общегражданские качества; профессионально-значимые качества; специальные знания, умения, навыки; педагогические способности.
Общегражданские качества:
· Высокая гражданская ответственность и социальная активность;
· Любовь к людям, детям; уважение прав и свобод других людей;
· Интеллигентность, духовная культура;
· Желание и умение работать с другими людьми;
· Потребность в постоянном самообразовании;
· Физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность;
· Высокий профессионализм;
· Чувство национальной гордости и патриотизма;
· Честность, правдивость.
Профессионально-значимые качества
· Направленность личности: развитие себя, ребёнка, педагогическое призвание (склонность к педагогическому делу), гражданственность.
· Профессионально-нравственные качества: любовь и уважение к детям, справедливость, объективность, доброжелательность, искренность, требовательность, принципиальность.
· Отношение к педагогическому труду: добросовестность, ответственность, способность к самоотдаче, увлечённость и удовлетворённость собственной педагогической деятельностью, потребность в знаниях, непрерывность педагогического самообразования.
· Интересы и духовные потребности: познавательная активность, широта и глубина интеллекта, культура, разносторонность интересов, культура внешнего вида, речи.
Профессиональная пригодность –есть не что иное, как необходимый комплекс способностей, физических, нервно-психических и нравственных качеств, которые требуются для овладения определёнными рабочими функциями и успешной деятельностью в той или иной сфере производства или духовной жизни.
Выделяют ступени профессионального роста учителя:
l педагогическая умелость как уровень профессионализма учителя, который включает в себя обстоятельное знание им своего учебного предмета, хорошее владение психолого-педагогической теорией и системой учебно-воспитательных умений и навыков, развитые профессионально-личностные качества и свойства;
l педагогическое мастерство как доведенная до высокой степени совершенства учебная и воспитательная умелость, которая проявляется в особой отшлифованности методов и приемов применения психолого-педагогической теории на практике;
l педагогическое творчество как внесение в учебно-воспитательную деятельность тех или иных модификаций, рационализация приемов и методов обучения и воспитания без какой-либо ломки педагогического процесса;
l педагогическое новаторство как внесение и реализация новых, прогрессивных идей, принципов и приемов в процесс обучения и воспитания, которые значительно изменяют и повышают их качество.
Профессиональная компетентность педагога.
Содержание теоретической и практической готовности учителя
Профессиональная компетентность –единство теоретической и практической готовности педагога к осуществлению педагогической деятельности. Содержание подготовки педагога отражено в квалификационной характеристике.
Профессиональная компетентность