Компьютеризированное обучение: аппаратные и программные средства
Повышению эффективности учебно-воспитательного процесса способствует применение технических средств обучения. Технические средства обучения (ТСО) – это различные технические устройства, способствующие более эффективному восприятию обучаемыми программного материала, проверке степени его усвоения, выработке умений и практических навыков применения полученных знаний, а также различные средства механизации трудоемких процессов, происходящих в ходе обучения.
По назначению ТСО делятся на:
· технические средства передачи учебной информации, позволяющие раскрыть содержание материала учебных дисциплин (учебное телевидение; видеоаппаратура; диа-, кино-, графо-, и мультимедийные проекторы; звуковая аппаратура – магнитофоны, усилители; средства демонстрационного эксперимента; электромеханические стенды; действующие макеты или модели механизмов);
· технические средства контроля, позволяющие быстро получить сведения об уровне усвоения учащимися переданной им информации. Применяются при проведении текущего контроля знаний учащихся, проверке на допуск к лабораторным занятиям, проведении зачетов и экзаменов, самоконтроле знаний обучаемых в процессе их самостоятельной работы;
· тренажерные технические средства, используемые для выработки практических навыков в выполнении логических задач или физических действий при работе с аппаратурой, проведении измерений, настройке или управлении сложными устройствами или процессами;
· вспомогательные технические средства – устройства механизации трудоемких процессов, экономящие учебное время и повышающие культуру педагогического труда: интерактивные классные доски, устройства дистанционного управления комплексом ТСО и затемнением аудитории, оргтехника и другие;
· комбинированные технические средства, выполняющие одновременно несколько функций: передачу информации и контроль, тренаж и контроль и др. Примером таких средств являются современные персональные компьютеры.
Компьютеризация обучения является в настоящее время одной из основных тенденций совершенствования системы образования. Существуют две основные области применения компьютеров в обучающей деятельности: 1) компьютерная поддержка традиционного обучения; 2) обучение, реализуемое с помощью компьютера.
В первой области компьютер применяется для решения следующих дидактических задач:
– предъявление информации в разных формах (вербальной, наглядной, экспериментальной);
– формирование у учащихся общеучебных и специальных знаний и умений по конкретным предметам;
– контроль, оценка и коррекция результатов обучения;
– организация индивидуального и группового обучения;
– управление процессом обучения.
Вторая область охватывает обучение, организованное и реализуемое с помощью компьютерной системы (см.схему 47).
|
| |||||
Применение компьютера как аппаратного средства характеризует его как совокупность оборудования и средств, обеспечивающих ввод-вывод, модификацию текстовой, графической аудио- и видеоинформации. Как универсальное ТСО компьютер способен выполнять функции книги, пишущей машинки, магнитофона, кино, видео и др. Эффективность компьютера как ТСО определяется типом процессора, размером и характеристикой памяти, звуко- и видеоадапторами и др.
Программное средство – это компьютерная программа учебного назначения. Такие программы бывают следующих типов:
· автоматизированные системы обучения (АСО) – компьютерные учебники, программный пакет, обеспечивающий возможность самостоятельно освоить учебный курс или его большой раздел;
· лабораторные практикумы (ЛП) – программа, служащая для проведения наблюдений, их численного и графического представления, исследования различных объектов на практике;
· тренажеры (ТР) – программы, используемые для отработки и закрепления технических навыков при решении задач, выполнения упражнений;
· контролирующие программы (КП) – программы, предназначенные для проверки (и оценки) качества знаний обучающихся;
· справочные системы (СС) – программы, предназначенные для хранения и предъявления обучаемому разнообразной учебной справочной информации;
· компьютерные игры (КИ). По назначению делятся на два класса – деловые (подражание жизненным ситуациям) и соревновательные.
· мультимедиа (от англ. multimedia – многокомпонентная среда), программы позволяющие использовать текст, графику, видео и мультипликацию в интерактивном режиме и тем самым расширяющие область применения компьютера в учебном процессе.
В условиях мультимедиаобразовательных технологий имеются уникальные возможности для стимулирования и поддержания высокого уровня познавательного интереса и развития творчества учащихся на основе обновляющихся форм и методов обучения. В числе таких форм могут быть телемосты, деловые и ролевые игры, выставки творческих достижений учащихся, КВН, турниры ораторов, интеллектуальные аттракционы, поэтические вечера, дискуссионные клубы и др.