Структура учебной деятельности
Структура УД определяется характером взаимодействия ее элементов. Относительно основных структурных элементов УД до сих пор в педагогической психологии нет единого мнения. Ниже приведем несколько точек зрения.
По В.В. Репкину, в структуру учебной деятельности входят:
1) актуализация наличного теоретико-познавательного интереса;
2) определение конечной учебной цели - мотивы;
3) предварительное определение системы промежуточных целей и способов их достижения;
4) выполнение системы собственно учебных действий, центральное место в которой занимают специфические преобразования предмета и построение модели;
5) действия контроля;
6) действия оценки.
По А.У. Варданян, Г.А. Варданян:
1) учебные задачи и действия, направленные на их разрешение;
2) Характер эмоциональной окрашенности УД;
цель УД;
3) средства (методы, способы) осуществления УД;
4) результат УД (усвоение учебного материала и общих способов действия в изучаемой области действительности);
5) характер процесса УД как содержание и последовательность осуществления входящих в ее состав действий.
В конце 50-х гг. XX в. Д.Б. Эльконин выдвинул общую гипотезу о строении УД, о её значении в психическом развитии ребёнка. По его мнению, в структуру УД входят:
1)учебная цель;
2)учебные действия;
3)действия контроля процесса усвоения;
4)действия оценки степени усвоения.
В.В. Давыдов считал, что в структуру УД входят:
1) учебные ситуации (или задачи);
2) учебные действия;
3) действия контроля и оценки.
Более подробно остановимся на точке зрения В.В. Давыдова. По его мнению, одним из важнейших компонентов учебной деятельности является понимание школьником учебных задач (УЗ). Учебная задача тесно связана с содержательным (теоретическим) обобщением, она подводит ученика к овладению обобщенными отношениями в изучаемой области знаний, к овладению новыми способами действия. Следующий компонент - осуществление школьником учебных действий. При правильной организации учения учебные действия школьника направлены на выделение всеобщих отношений, ведущих принципов, ключевых идей данной области знаний, на моделирование этих отношений, на овладение способами перехода от всеобщих отношений к их конкретизации и обратно, способами перехода от модели к объекту и обратно и т.д. Не менее важное значение, по мнению В.В. Давыдова, имеет выполнение самим учеником действия контроля и оценки. Контрольная часть отслеживает ход выполнения действия, сопоставляет полученные результаты с заданными образцами и при необходимости обеспечивает коррекцию как ориентировочной, так и исполнительной частей действия.
Мотивы учебной деятельности. В мотивах учебных действий конкретизируется стремление учащихся к усвоению теоретических знаний из той или иной предметной области, общее стремление учащихся к усвоению теоретических знаний направлено на овладение вполне определенным общим способом решения некоторого класса частных задач.
· эмоциональный
· перспективный
· интеллектуальный
Билет 26. Социализация человека как педагогическое явление, её этапы.
Социализация – это совокупность социальных и психических процессов, посредством которых индивид усваивает систему знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноценного члена данного конкретного общества. И.С. Кон
Социализация– это двусторонний процесс, усвоение + активное воспроизводство
Процесс социализации – совокупность 3 составляющих:
1. Стихийная социализация
2. Относительно направляемая социализация
3. Более или менее сознательное самоизменение человека
Первичная и вторичная социализация:
1. формальные и неформальные институты;
2. первая и вторая половина жизни.
Агенты социализации - конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей.
Институты социализации - учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его: школа и вуз, армия и милиция, производство и др.
Фазы социализации:
1. Дотрудовая (1 год - 14 (18) лет)
2. Трудовая (14 (18)-60 лет)
3. Посттрудовая (55 / 60 лет + ∞)
Билет 27. Факторы и механизмы социализации.
Механизмы социализации:
1. Автономизация
2. Идентификация/ интеграция
3. Персонализация
Факторы социализации:
· Макрофакторы (оказывают влияние на всё человечество): планета, глобальные процессы, космос.
· Микрофакторы (влияют на данного конкретного индивида): деятельность, семья.
· Мезофакторы (оказывают влияние на большие группы людей): государство, религия, СМИ, общество, этнос.
Билет 28. Социализированность и десоциализированность. Норма и отклонение в социальном становлении личности.
Социализированность – способность полноценно функционировать в обществе.
Десоциализированность – препятствие к социализированности:
1. Реальная
2. Потенциальная
3. Латентная
Норма —некое идеальное образование, условное обозначение объективной реальности, среднестатистический показатель, характеризующий реальность, но не существующий в ней.
Норма – критерий оценки реальности.
Выраженное несоответствие норме – отклонение.
Типы отклонений
Физические отклонения
• недуг — любая утрата или аномалия функций временно затрудняющая какую-либо деятельность;
• ограниченная возможность — любые ограничения в выполнении деятельности в пределах нормы (поддается компенсации);
• недееспособность (инвалидность) — любой дефект, препятствующий или стойко ограничивающий выполнение какой-либо нормативной роли или деятельности.