Методические материалы по посещению и анализу учебного занятия
Важным звеном в системе работы в процессе педагогической практики руководителя практики и практиканта, далее-эксперта - является посещение и анализ конкретного учебного занятия, оценка урока. Работа эксперта в связи с посещением и анализом и оценкой урока включает в себя следующие основные этапы:
1 Подготовка к посещению урока.
2 Наблюдения за ходом урока, деятельностью учителя и учащихся.
3 Заслушивание самоанализа урока, постановка вопросов автору (учителю).
4.Совместная аналитико-оценочная деятельность эксперта и автора, советы и рекомендации в адрес учителя.
Подчеркнем, что «выпадение» или низкое качество проведения каждого из этапов неизбежно ведут к снижению качества и эффективности анализа.
[. Подготовка эксперта к посещению урока может включать в себя:
а) выбор для посещения конкретного урока, исходя из общих целей педагогической практики;
б) уточнение конкретного назначения посещения урока — изучение учебно-воспитательного процесса в целом, целостной системы работы учителя, отдельных моментов этой системы, учебной деятельности школьников и ее отдельных сторон.
в) знакомство с требованиями программы, материалами учебника и методическими рекомендациями но данной теме, а также с результатами психолого-едагогического изучения учащихся класса
г) знакомство с ходом выполнения учебной программы, включая ее практическую часть, с состоянием успеваемости учащихся и контроля знаний, умений и навыков, с домашними заданиями (по журналам);
д) просмотр выводов, предложений, материалов по ранее посещенным урокам данного учителя; е) психологическую настройку на посещение данного урока, общение с данным учителем;
ж) подготовку материалов для фиксации наблюдаемого по ходу урока и последующего анализа.
2. Наблюдение за ходом занятия, деятельностью учителя и учащихся.
Наблюдение организуется, исходя из конкретных целей посещения учебного занятия, однако в любом случае необходим анализ урока как целостной системы. В противном случае замысел учителя, выполнение им программно-методических требований оказываются в стороне, а при анализе выпячивается проблема, интересующая эксперта, что ведет к субъективизму и невольно нацеливает учителя на показуху.
Фиксация наблюдаемого по ходу урока ведется в форме, удобной для руководителя практики или в виде протокола (практикантом). Для того, чтобы. лучше и быстрее организовать, систематизировать полученный в ходе наблюдений материал, подчинить его главным целям и задачам анализа, полнее учесть закономерности и принципы, обучения, требования к современному уроку, целесообразно иметь в виду следующий примерный комплекс вопросов, выбор и компоновка которых в программу наблюдений зависит от конкретных целей посещения:
Как решаются задачи урока:
а) познавательные задачи:
- как формируются (контролируются, закрепляются, совершенствуются) знания основных понятий, теоретических положений, законов, закономерностей, важнейших фактов, оценок явлений и событий; специальные предметные и общеучебные умения и навыки;
как осуществляется профилактика и ликвидация пробелов в знаниях, умениях и навыках школьников;
- соответствуют ли эти задачи требованиям программы (Стандартов);
- полно ли используются образовательные возможности урока;
б) воспитательные задачи:
- как используются в целях комплексного решения воспитательных задач воспитательные возможности учебного материала;
- правильно ли выделены и раскрываются важнейшие воспитательные, мировоззренческие идеи;
- как используются воспитательные возможности методов, средств, форм, условий обучения, организации учебной деятельности школьников, общения в классе, возможности классного коллектива и личности учителя; как осуществляется профилактика и ликвидация пробелов в воспитанности школьников; полно ли используются воспитательные возможности урока;
в) задачи развития учащихся:
- как используются возможности урока для развития интеллектуальной (внимание, восприятие, память, мышление, воображение) сферы школьников, их речи; эмоциональной и волевой сферы;
- как осуществляется профилактика и ликвидация пробелов в психическом развитии школьников;
- полно ли используются развивающие возможности урока;
- правильно ли учтены учителем особенности класса и отдельных групп учащихся;
- комплексно ли решаются задачи урока; выделены ли среди них главные, доминирующие задачи.
Как осуществлен выбор содержания учебного материала:
соответствует ли материал программным требованиям, задачам урока; рациональна ли логика его изучения; правильно ли используются внутрикурсовые и межпредметные связи; соответствует ли отобранное содержание принципам научности, доступности, связи с жизнью, практической, политехнической, трудовой и профориентационной направленности, доступности, систематичности и последовательности, системности; обеспечена ли воспитательная роль содержания, раскрытие ведущих мировоззренческих идей, обеспечено ли развивающее влияние содержания; рационально ли использован дополнительный (к учебнику) материал; удалось ли отобрать в содержании урока главное, существенное сконцентрировать на этом главном внимание и деятельность учащихся?
Как осуществлен выбор методов и средств обучения:
рационально ли избранное учителем сочетание словесных, наглядных и практических; репродуктивных и проблемных; индуктивных и дедуктивных методов; методов самостоятельной работы школьников и работы под руководством учителя; различных методов стимулирования учащихся и контроля; обеспечивают ли эти методы активизацию и рациональную организацию учебной деятельности школьников; позволяют ли они обеспечить усвоение главного содержания урока, его воспитывающее и развивающее влияние; рационально ли избраны и применяются средства обучения, включая ТСО, средства информатики и т.д.?
Как осуществлен выбор форм обучения:
рационально ли избранное учителем сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных форм работы; есть ли необходимость в дифференцированном подходе к учащимся и если да, то как он осуществляется; обеспечивается ли коллективный характер учебно-воспитательной деятельности школьников?
Как организована учебная деятельность школьников и общение в классе :
сделано ли все необходимое для стимулирования у учащихся мотивов интереса, а также долга, ответственности и сознательности в учении; для рациональной организации труда (четкая постановка задач работы, заданий, инструктаж о выполнении, сроках и видах контроля, обеспечение всем необходимым для работы и т.п.); для контроля учебной работы (разнообразие видов контроля, его непрерывный характер, сочетание контроля и самоконтроля и т.п.); для оценки деятельности учащихся (сочетание количественной оценки (отметки) и качественной, содержательной оценки, меры по накопляемости отметок, стимулирующий, воспитывающий и развивающий характер оценки и т.д.); для своевременной работы над ошибками; правильно ли организовано общение, взаимодействие учителя с учащимися, их общение друг с другом; полно ли использо- ваны возможности учебной деятельности и общения для образования, воспитания и развития школьников?
Создание условий для обучения:
а) учебно-материальные - правильно ли использованы возможности учебного кабинета (мастерской, лаборатории, спортзала и т.д.) на уроке; есть ли необходимое существенного совершенствования оборудования кабинета и (или) улучшения использования этого оборудования;
б)морально-психологические - благоприятна ли психологическая атмосфера урока для решения его задач; полно ли используются педагогические возможности личности учителя, его примера; создаются ли на уроке ценные традиции, ритуалы деятельности, поведения, общения и отношений учителя и учащихся;
в) гигиенические - поддерживается ли работоспособность учащихся в течение всего урока; учитываются ли место урока в расписании, день недели, время года, степень утомления учащихся; нет ли переутомления, перегрузки школьников из-за нерациональной работы на уроке;
г) эстетические - оказывает ли работа на уроке эстетическое воздействие на школьников (с помощью оформления кабинета, эстетики оборудования, самого процесса взаимодействия учителя с классом, эстетики общения, поведения, отношений, внешнего вида и т.д.);
д) фактор времени - рационально ли использовано время урока; оптимален ли темп работы на уроке; правильно ли и вовремя ли было задано домашнее задание.
Правильно ли определено место данного урока в теме, разделе, курсе, системе внутрикурсовых связей, верно ли определен тип урока?
Рациональна ли избранная учителем структура урока :
можно ли согласиться с выделением именно таких этапов урока, с их последовательностью, есть ли необходимая связь, логика переходов от этапа к этапу, правильно ли распределено время на каждый этап и элемент урока?
Удалось ли решить поставленные задачи урока на необходимом уровне :
первый критерий оптимальности урока — максимум результатов с учетом конкретных условий?
Удалось ли избежать перегрузки школьников:
второй критерий оптимальности урока — экономичность, отсутствие перегрузки?
Удалось ли обеспечить высокую продуктивность мотивации учения, рабочее самочувствие и настроение школьников на уроке, качество «проживания» урока третий критерий оптимальности урока — критерий качества жизни.
Рассмотренная программа наблюдений не является единственно возможной. В то же время она достаточно целостно охватывает важнейшие компоненты обучения, его закономерности и принципы, учитывает требования оптимизации обучения — требования к современному уроку. Ответы в ходе наблюдений на вопросы 1—8 дают (вместе с самоанализом урока учителем) основу для ответов на главные вопросы; 9—11, по которым производится оценка и самооценка урока и деятельности учителя.
3. Заслушивание самоанализа урока, постановка вопросов автору урока:
— самоанализ урока оказывает существенную помощь учителю: учитель лучше осознает систему своей работы, свои достижения, а также затруднения и недостатки, быстрее осваивает на практике методику выбора оптимальных методических вариантов, нацеливается на улучшение планирования урока и системы уроков не по формальным, а по сущностным основаниям и т.д.;
— самоанализ урока оказывает серьезную помощь руководителю педпрактики и практиканту: он дает уникальную возможность знакомства с системой творческой работы учителя, с замыслом и планом урока (без чего невозможен целостный анализ посещенного урока); через самоанализ легче усваиваются советы и рекомендации по улучшению работы учителя.
Памятка-алгоритм для самоанализа урока учителем (практикантом) предусматривает ответ пи следующие вопросы:
A. Каков был замысел, план данного уроки и почему?
1. Каково место урока в теме, разделе, курсе? как он связан с предыдущими, на что в них опирается? как он работает на последующие уроки, темы, разделы (в том числе — по другим предметам)? как были учтены программные требования к уроку? как были учтены особенности урока, его специфика? как был определен тип урока и почему?
2 Какие особенности учащихся были учтены при подготовке к уроку и почему?
3.Какие задачи ставились и решались на уроке и почему?
4. Почему была избрана именно такая структура урока?
5. Обоснование хода урока, деятельности учителя и учащихся. Почему был сделан акцент именно на данном содержании, избрано именно такое сочетание методов, средств, форм обучения? Как осуществлялся дифференцированный подход к учащимся на уроке? Как осуществлялось управление учебной деятельностью школьников (стимулирование, организация, контроль, оценка, работа над ошибками) и почему?
6. Какие условия были созданы для проведения урока (учебно-материальные, морально-психологические, гигиенические, эстетические, временные)? Как осуществлялась экономия времени?
Б. Были ли отклонения (или усовершенствования) по отношению к плану в ходе урока, если да, то какие, почему, и к чему они привели?
B. Удалось ли решить на необходимом уровне поставленные задачи урока и избежать при этом перегрузки учащихся? Какова общая самооценка урока учителем?
Г Каковы причины успехов и недостатков проведенного урока? Что в этом уроке стоило бы изменить, сделать по-другому?