И оформлению логопедического кабинета
Логопедический кабинет - не только рабочее место учителя-логопеда, но и учебная аудитория, где проводятся коррекционные занятия. Поэтому кабинет должен быть:
■ обеспечен необходимым для работы и в нужном количестве демонстрационным оборудованием, мебелью, учебно-техническими средствами (включая персональный компьютер с обучающими программами для индивидуальной работы с учащимися, а также для оформления и ведения необходимой документации); максимально содержательными систематизированными и предусматривающими различные виды работы учебными пособиями, используемыми в готовом виде или изготовленными в совместной деятельности с учащимися в ходе занятия, что придает больший развивающий эффект, улучшает запоминание и понимание материала, т.к. применение обобщенных познавательных действий обеспечивает усвоение информации вместе с методами ее структурирования и применения, учитывая преобладание среди учащихся, зачисленных на занятия, с такими формами речевых нарушений, как нарушения письма, письменной речи.
По субъекту деятельности средства можно разделить на средства преподавания, используемые учителем-логопедом для объяснения, закрепления, повторения, контроля по усвоению материала, и средства учения, используемые учащимися для формирования правильных навыков, их применения, усвоения знаний.
При отборе средств, введенных в контекст деятельности, специалисту необходимо руководствоваться следующим:
- Средства должны быть многофункциональными, выполняющими функции наглядности, инициирования, инструментальную; интерактивными, воздействующими на аудиальный, визуальный, кинестетический каналы восприятия, учитывая механизм нарушения и доминирующий сохранный канал восприятия. Такие средства являются оптимальными, позволяющими учителю-логопеду при минимальных усилиях достигать максимальных результатов.
- Средства определяют последующий выбор форм, являющихся внешним выражением содержания работы, и, в свою очередь, отбираются согласно методам как моделям организации взаимно обусловленной деятельности педагога и ребенка, как способам достижения цели и решения задач, поставленных на данных период работы с детьми. При использовании новых средств традиционная форма видоизменяется и преобразуется в инновационную, что свидетельствует о взаимодействии и взаимовлиянии всех составляющих процесса коррекционно-развивающей учебно-воспитательной работы, и инициирует учителя-логопеда на поиск новых средств, поддерживающих познавательные интересы учащихся, активизирующих самостоятельную работу, позволяющих ее вести в индивидуальном темповом режиме, т. е. оптимизирующих, интенсифицирующих коррекционный процесс в целом;
■ просторным, учитывая преимущественно групповую форму работы с учащимися;
■ стилистически нейтральным, без излишнего демонстрационного материала, не имеющего информационного содержания, учитывая школьный возраст детей;
■ удобным для проведения консультативной работы с родителями детей и методической работы с педагогами школы по вопросам коррекции, развития, воспитания и обучения учащихся.
Таким образом, логопедический кабинет - это смоделированная учителем-логопедом окружающая ребенка среда: прежде всего, развивающая и воспитывающая, а также обучающая и профессионально интерпретированная, т.е. коррекционная направленность содержания должна иметь скрытый характер (например, речевые профили могут быть оформлены в виде буклета, используемого только в момент коррекции звукопроизношения). Это - комфортное и одновременно рабочее пространство для совместной деятельности (ученик - учитель логопед + учитель, родитель).
Паспорт кабинета
Паспорт логопедического кабинета оформляется учителем-логопедом на каждый учебный год и заверяется заместителем директора по административно хозяйственной части (АХЧ).
В паспорте кабинета указываются:
■ оборудование, технические средства обучения, используемые в работе учителем-логопедом, предоставляемые школой и находящиеся на балансе материальных ценностей школы;
■ наглядный материал, дидактические пособия и учебно-методическая литература. В случаях использования в работе логопедом личного имущества или оборудования, добровольно предоставляемого родителями учащихся школы (аудио-, теле-, видеоаппаратура, персональный компьютер и др.), рекомендуется составить заявления на имя директора школы следующего содержания:
■______ «Прошу Вашего разрешения на период учебного года использовать в работе, не учитывать при инвентаризации и формировании баланса материальных ценностей следующее личное имущество:... 00.00.00. Подпись».
■_________________________ «Мы, родители учащихся школы № , просим Вашего разрешения на период учебного года использовать в работе учителю-логопеду (Ф.И.О.), не учитывать при инвентаризации и формировании баланса материальных ценностей следующее имущество:... 00.00.00. Подпись».
Заявления составляются на каждый учебный год, визируются директором школы; копии заверенных заявлений отправляются заместителю директора по АХЧ и в бухгалтерию школы.
Организация работы
Эффективность любой работы обусловлена ее правильной организацией, и многие трудности в работе начинающего специалиста объясняются прежде всего отсутствием должных навыков организации труда, а именно: нечеткое планирование работы.
С позиции деятельностного подхода специали-первых, должен представить конечную и промежуточную цели, во вторых, выделить состав действий (конкретные мероприятия), направленных на достижение конечного результата при наименьшей затрате сил, времени и средств; наконец, провести контроль соответствия полученного результата с намеченным и, в случае несоответствия, довести необходимую коррекцию исходного плана. При этом действия или конкретные мероприятия - это не самоцель, а только средство достижения определенной цели: цель - действия - результат.
Учитель-логопед должен организовывать свою работу, руководствуясь нормативными и методическими документами, действуя в соответствии с Должностной инструкцией и учитывая при этом:
■все направления своей профессиональной деятельности;
■последовательность их осуществления;
■время проведения, содержание иформу конкретных мероприятий;
■период подготовки и оформления требуемой и необходимой для работы документации.
План схема общей организации работы
Период времени | Содержание | Документы |
К 1 сентября | Планово организационная деятельность (подготовка к учебному году) | Должностная инструкция. План работы на учебный год. График работы на учебный год. Личные документы (копии). Паспорт кабинета. |
«Тарифно-квалификационные характеристики и (требования) по должностям работников учреждений образования РФ» (разделы «Должностные обязанности», «Должен знать» для учителя-логопеда) (копия). Инструктивное письмо «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» (копия). | ||
1 15 сентября | Обследование устной речи учащихся 1 х классов. Обследование устной и письменной речи учащихся начальной школы (2 4 классы), а также средней школы (по рекомендации администрации), зачисленных в образовательное учреждение в новом учебном году; классов КРО (если есть). Зачисление на занятия, комплектование групп. Планирующая организация коррек ционно-развивающего учебно-воспитательного процесса. | Журнал обследования. Отчет (цифровой) по результатам обследования с указанием класса, количества детей и логопедического заключения (на начало учебного года). Индивидуальная речевая карта обследования. Групповая карта. Планирование перспективное (индивидуальное, групповое) Тематическое планирование занятий. Расписание логопедических занятий. |
В течение учебного года | Организация коррекционно-развивающего учебно-воспитательного процесса в форме групповых, индивидуальных логопедических занятий. Проверка состояния письма и письменной речи учащихся, прошедших логопедические занятия. Взаимопосещение логопедических занятий, уроков. Направление учащихся в психолого- медико-педагогическую комиссию (ПМПК) (по показаниям). | Журнал логопедических занятий. Конспекты занятий. Тетради для проверочных работ. Тетради рабочие. Конспекты проведенных открытых логопедических занятий. Логопедическое представление на обучающегося для предоставления в ПМПК. |
15 30 мая | Отчисление с занятий по успешным результатам коррекционно-развивающей учебно-воспитательной работы. Обследование письма и чтения учащихся начальных классов. Обследование устной речи детей, поступающих в школу. Организационная работа по комплектованию 1-х классов; классов КРО (если есть). Итоговая организационно методическая деятельность. Планирующая деятельность. | Журнал логопедических занятий (графа «результат работы»). Журнал обследования (дополнительная информация по результатам обследования письменной речи учащихся, итогам коррекционной работы). Индивидуальная речевая карта. Отчет о проделанной работе за учебный год. План работы на следующий учебный год. |
Каникулы | Участие в работе педагогических советов школы, методических объединений учителей школы, учителей-логопедов. Консультативная деятельность. | Тематические доклады. Журнал обследования. |
►Следуя общему плану организации работы, учитель-логопед составляет на каждый учебный год план работы, соответствующий Должностной инструкции и утвержденный директором школы. В плане работы указываются основные направления деятельности, составляющие общее содержание, конкретные организационно методические мероприятия со сроком их исполнения в текущем учебном году. В предлагаемом варианте плана работы срок исполнения указан ориентировочно и требует уточнения.
План работы
(подпись) |
Утверждаю
Директор школы
(расшифровка подписи)
00.00.00
План работы
Учителя-логопеда (Ф.И.О.) на .учебный год
Образец заполнения | |
Срок | |
Содержание работы | исполнения |
Организационная работа. | 4. |
Коррекционно развнвающая учебно воспитательная работа | |
1. Составление графика работы и утверждение директором школы (завучем по УВР) | Сентябрь |
2. Первичное обследование устной речи учащихся 1-х классов. | Сентябрь |
3. Углубленное обследование устной и письменной речи учащихся, зачисленных на | Сентябрь, |
занятия. | в течение года. |
4. Зачисление учащихся на занятия (групповые или индивидуальные) в соответствии | Сентябрь |
с логопедическим заключением. | |
5. Проведение занятий с обучающимися, имеющими нарушения в развитии | В течение года |
устной и (или) письменной речи, препятствующими успешному освоению | |
общеобразовательных программ (в соответствии с групповым или индивидуальным | |
перспективным планированием коррекционно-развивающей учебно-воспитательной | |
работы). | |
6. Обследование письма и чтения учащихся 1-х классов. | Апрель |
7. Обследование письменной и устной речи учащихся 2- 4-х классов. | Апрель |
8. Обследование письма и письменной речи учащихся средней школы (по | В течение года |
показанию или требованию). | |
9. Проверка состояния письма и письменной речи учащихся, прошедших | Январь |
логопедические занятия (тетради для проверочных работ). | |
10. Направление на консультацию учащихся к специалистам смежных профессии, | В течение года |
в ПМПК (по показанию или требованию родителей). | |
11. Подготовка логопедических представлений на учащихся, направляемых вПМПК. | В течение года |
Методическая работа | |
1. Участие в работе методических объединений учителей-логопедов СОШ, ДОУ. | По графику МО |
2. Участие в проведении научно практических семинаров, конференций по | В течение года |
коррекционной педагогике. | |
3. Участие в работе педсоветов, методических объединений учителей школы. | По графику школы |
4. Посещение уроков с целью определения тактико-вариативных направлений в | В течение года |
работе (учителя и учителя-логопеда) с учащимися, испытывающими трудности по | |
освоению общеобразовательных программ (особенно по русскому языку) | |
5. Проведение открытых логопедических занятий (указание темы) для учителей | По графику школы, МО |
школы, учителей-логопедов. | |
6. Посещение открытых логопедических занятий учителей-логопедов. | По графику МО |
7. Оказание консультативно методической помощи учителям общеобразовательного | В течение года |
учреждения, родителям учащихся в вопросах коррекционно-развивающего обучения |
8. Разработка методических рекомендаций, учебно-дидактических пособий | В течение года |
по предупреждению и устранению нарушений устной и письменной речи у | |
учащихся. | |
9. Проведение педагогической практики студентов факультета коррекционной | По учебному плану |
педагогики. | ВУЗа |
Документация | |
1. Заполнение журнала обследования по результатам первичного обследования | Сентябрь, |
устной речи учащихся 1-х классов, устной и письменной речи учащихся школы | май. |
2. Оформление индивидуальной речевой карты обследования на каждого | Сентябрь |
учащегося, зачисленного на занятия. | |
3. Оформление групповой карты на учащихся, зачисленных на групповые | Сентябрь |
занятия. | |
4. Составление перспективного группового (индивидуального) планирования | Сентябрь |
Коррекционно-развивающей учебно-воспитательной работы с учащимися, | |
зачисленными на занятия. | |
5.Составление тематического планирования занятий, проводимых с учащимися | Сентябрь |
6.Составление расписания с учетом различных форм организации занятий | Сентябрь |
(групповое, подгрупповое, индивидуальное). | В течение года |
7. Оформление журнала логопедических занятий. | В течение года |
8. Ведение тетрадей (рабочих, для проверочных работ). | Май |
9. Составление отчета о работе в текущем году. | Сентябрь |
10. Оформление паспорта кабинета. | |
Самообразование и повышение квалификации | В течение года |
I. Изучение методической литературы но коррекционной педагогике и специальной | |
психологии. | В течение года |
2. Анализ научной и практической литературы для составления (или разработки) | |
Коррекционно-развивающих рабочих (или авторских) программ (указание темы) | В течение года |
3. Выбор темы по самообразованию (указание темы и этапа работы). | |
4. Прохождение курсов повышения квалификации (1 раз в 5 лет). | |
5. Прохождение аттестации на соответствующую квалификационную категорию | |
Просветительская работа | Сентябрь, |
1. Проведение обследования речи детей, поступающих в школу, в присутствии | май |
родителей; консультация педагога класса по результатам логопедического | |
обследования учащихся с целью выработки единой направленности в коррекционной | |
работе и учебно-воспитательной работе. | По графику школы |
2. Выступление с сообщениями на общешкольных и классных собраниях | |
родителей. | Сентябрь, декабрь, |
3. Проведение собраний для родителей учащихся, зачисленных на занятия | май |
(3 раза в год). | |
Оборудование кабинета | В течение года |
1. Оформление стендов информационного блока для учащихся, зачисленных | |
на занятия, родителей, учителей. | В течение года |
2. Техническое переоснащение кабинета. | В течение года |
3. Систематизация дидактических пособий, наглядного материала. |
Основные требования к составлению плана:
1. План должен быть целесообразным, иметь единое направление, представлять систему мероприятий по выполнению поставленных задач.
2. План должен быть кратким, четким.
3. По форме может быть текстовым, графическим или смешанным.
► График работы учителя-логопеда, утверждаемый директором школы (завучем по УВР) на каждый учебный год, определяется расписанием занятий.
Расписание занятий - необходимый документ, регулирующий количество, последовательность и продолжительность занятий.
График работы должен быть информационно доступен для сотрудников, учащихся школы, родителей учащихся.
Составляя график работы и расписание занятий, необходимо исходить из следующих положений:
■ Учитель-логопед проводит занятия во внеурочное время (как правило) и согласовывает время занятий с учителями и (или) воспитателями ГПД.
■ Учитель-логопед работает с учетом 20 часовой учебной нагрузки в неделю. Ставка заработной платы учителя-логопеда выплачивается за 20 астрономических часов педагогической работы, т. е. непосредственной работы с детьми. (Инструкция о порядке исчисления заработной платы работников просвещения №20 58 196/20 5 от 16.01.2001 г.) Периодичность и продолжительность занятий определяются в соответствии с тяжестью речевого нарушения (как правило, не менее трех раз в неделю через день) и выбором формы занятия. Основная форма - групповое занятие с 40 минутной продолжительностью, а также индивидуальное занятие с 20 минутной продолжительностью (Инструктивное письмо Министерства образования РФ «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения», от 14.12.2000).
* Индивидуальное занятие рассматривается в Инструктивном письме как наиболее предпочтительная форма работы с учащимися, которые имеют тяжелую форму речевой патологии (ОНР, дизартрия, ринолалия). Но, учитывая рекомендуемую 20 минутную продолжительность занятия, коррекционная работа будет скорее всего, малоэффективна и нерезультативна.
Несмотря на очевидное противоречие между степенью тяжести речевого недоразвития и временем, отведенным на коррекцию, учитель-логопед и в этом случае обязан при составлении расписания и планировании занятий следовать требованиям действующих на настоящий момент нормативных документов (до соответствующего возможного принятия решения).
В Инструктивном письме указывается предельное количество учащихся, зачисленных на занятия (не более 25 человек). Эти требования затруднительно соотнести с предлагаемыми нормами наполняемости групп (от 7 до 3 человек) и рекомендуемой периодичностью занятий (как правило, не менее трех раз в неделю через день).
Даже учитывая минимальную наполняемость групп (3 человека) в сочетании с индивидуальными занятиями, общее количество учащихся не может быть меньше 27 человек. Использование подгрупповой формы работы и (или) другой периодичности занятий ведут к увеличению общего количества учащихся и удлинению рабочего времени специалиста.
Данное несоответствие обусловлено тем, что один час учебной нагрузки логопеда приравнивается не к академическому, а к астрономическому часу (60 минут). Это создает дополнительные трудности при составлении таких документов, как расписание, график работы, и ведении журнала логопедических занятий, являющихся финансовыми документами.
Таким образом, во избежание нарушения нормативных требований логопеды вынуждены работатьв режиме увеличенной временной и численной нагрузки (до возможного принятия соответствующего решения по данному вопросу).
График работы
Утверждаю
Директор школы
_______________ (расшифровка подписи)
(подпись)00.00.00
График работы
Учителя-логопеда (Ф.И.О.)на____ учебный год
Образец заполнения
Понедельник | 12.30- 17.30 |
Вторник | 12.30- 17.30 |
Среда | 12.30- 17.30 |
Четверг | Методический день |
Пятница | 12.30- 17.30 |
Вданном случае график работы составлен исходя из 20 часовой учебной нагрузки в неделю (1 рабочая ставка). Методический день предусмотрен для повышения квалификации в любой форме (на курсах, в творческих семинарах, путем самообразования), не предполагает обязательного присутствия учителя-логопеда в образовательном учреждении.
Он окинул взглядом планету географа. Никогда еще он не видел такой величественной планеты... На ней жил старик, который писал толстые книги.
- Ваша планета очень красивая,... А океаны у вас есть?
- Этого я не знаю.
- О- о... разочарованно протянул Маленький принц. Но ведь вы географ!
- Вот именно,... я географ, а не путешественник. Географ слишком важное лицо, ему некогда разгуливать. Он не выходит из своего кабинета. Но он принимает у себя путешественников и записывает их рассказы».
Антуан де Сент Экзюпери.
Часть 3
СВЯЗЬ ДИСЦИПЛИН
Внастоящее время все чаще требуется объединение усилий ученых разных специальностей для решения сложных задач, стоящих перед теорией и практикой специальной педагогики.
Речь (внутренняя и внешняя по форме, устная и письменная по виду) остается предметом пристального внимания многих специалистов: психологов, нейропсихологов, лингвистов, психолингвистов, педагогов, логопедов.
Логопедия, будучи отраслью коррекционной педагогики, своими задачами ставит выявление и изучение недостатков речи, разработку принципов и методов их предупреждения и коррекции.
Обратите внимание: «изучение», а не формальная констатация речевой некомпетентности; «предупреждение», а не активное преодоление трудностей, пассивно ожидая их проявления. И на многие вопросы, возникающие при этом, специалисту практику невозможно ответить без знаний смежных дисциплин: психологии, специальной психологии, нейропсихологии, психолингвистики, лингвистики.
Учитывая, что основным направлением деятельности школьного логопеда является коррекционная работа с учащимися, имеющими нарушения в развитии устной и письменной речи, то и система формирования связной речи у данной категории детей должна разрабатываться с опорой на теоретические положения, сложившиеся в современной науке и подтверждающие взаимосвязь и взаимодействие того, что стоит за понятиями: «язык и речь», «язык, мышление и сознание», «устная и письменная речь», «письмо и письменная речь».
Первое положение:
Речь - реализация Языка, который обнаруживает себя в Речи.
«Язык» и «Речь»
Язык
Абстрактен ,. Потенциален Нецеленаправлен Независим от обстановки Статичен
Объективен
Разделяет слова
Опыт коллектива
Речь
Конкретна
Актуальна
Устремлена к определенной цели
Ситуативно обусловлена
Динамична
Субъективна
Стремится к слиянию слов в речевом потоке
Опыт индивидуума
Природа языка двойственна: речь (как говорение) и язык (как знаковая система) в совокупности образуют единый феномен языка. В связи с этим различают две формы существования ЯЗЫКА,соответствующие понятиям «Язык» и «Речь» в единстве и противопоставлении. Единство предполагает невозможность рассматривать их как нечто вполне самостоятельное. Противопоставление свидетельствует о наличии у них своих особенных свойств.
Язык система единиц,... | Язык4* ' Речь | Речь - данность отдельного человека, что подчеркивает ее индивидуальный характер (основной признак). |
■звуковых: фонема, слог, фонетическое | ||
слово, фонетическая фраза; | ||
■ значимых: морфема, слово, словосочетание | Говорящий | |
предложение. | а. Соотносит языковые номинации и | |
Совокупность единиц языка образует | объекты действительности. | |
его структуру, состоящую из ряда уровней: | b. Сочетает их между собой. | |
1) Фонологический; | с. Выбирает по своему усмотрению | |
2) Морфологический; | структуры предложения. | |
3) Лексемный; | d. Определяет стиль сообщения. | |
4) Синтаксический. | е. Воплощает в устной или письменной | |
Они соответствуют основным разделам | форме. | |
изучения языка: | f Использует высказывание с нужной | |
I. Фонетика; | для себя коммуникативной целью. | |
II. Словообразование; | ||
III. Лексика; | Речь понимают | |
IV. Морфология; | ■как собственно говорение (речевой акт | |
V. Синтаксис. | в процессе (речевая деятельность) * как результат этого процесса (речевое | |
... предназначенная для | произведение, организованное в связный | |
> общения (коммуникация ~ обмен | текст). | |
информацией); | ||
> осмысления (логика ~ расчленение, | Речь изучается,исходя из этого, с точки | |
классификация, закрепление понятий); | зрения двух аспектов. | |
> осознания (познание ~ восприятие | > Динамического ~ теория речевой | |
действительности, ее оценка, положение | деятельности (речеобразование, | |
человека в жизненном пространстве, | речевосприятие, механизм речевых | |
духовное содержание личности). | особенностей, эффективность речевого | |
акта, отношение речевой деятельности к | ||
С учетом целевой направленности | другим видам социочеловеческой | |
языка различают соответственно | активности). | |
коммуникативную, мыслительную, | ||
познавательную функции. | > Статического ~ теория текста | |
Итак, язык приспособлен для коммуникации | (структура речевого произведения, | |
(вербальная функция), для выражения | членение, способы связности текста, | |
мысли (логическая функция), для | речевые нормы, типы речи | |
познания (когнитивная функция), но | (монологическая, диалогическая), особенности реализации языка в устной | |
реализуются эти функции в Речи. | и письменной формах речи). | |
...Язык обнаруживает себя в Речи... | ...Речь есть реализация Языка... |
Обнаруживая себя в речи, система языка, понимаемая как некое порождающее устройство, обладающее динамическими возможностями, является реализацией языкового знания и языковых способностей людей. Соответственно комплексный подход к исследованию способов существования языка проявляется в том, что язык предстает и как система, и как текст, и как способность. Перенос центра тяжести на психологию владения языком побудил представителей генеративной лингвистики, начало которой было положено Н.Хомским, заменить противопоставление языка и речи противопоставлением языковой компетенциии языкового исполнения.
Второе положение:
Речь - механизм человеческого мышления, которое облекается в форму Речи.
«Язык», «Мышление» и «Сознание»
Язык (как совокупность языка и речи) + мышление + сознание представляют собой триединую сущность – ментально-лингвальный комплекс(МЛК) - функционирующая на основе человеческого мозга самоорганизующаяся информационная система, которая включается с рождением человека и выключается в момент смерти его мозга.
где Язык - инструментальная информационная система артикуляторно-содержательного типа;
где Мышление - динамическая информационная система функционирующего типа;
где Сознание – накопительно-оценочная информационная система координационно-регулирующего типа.
В рамках ментально-лингвального комплекса.
> Мышление (динамическая ипостась)
Для того, чтобы мышление состоялось, необходим определенный инструмент, который обеспечивал бы целесообразное расчленение потока импульсов, идущих в мозг от органов чувств. В качестве такого инструмента выступает язык.
> Язык (инструментальная ипостась)
Является посредником, преобразующим единицы мышления (образы, действия, формы, краски, звуки) в соотносимые с языком информационные сцепления (языковая единица и мыслительная единица). Совокупное осмысление составляющих окружающего мира (действительности) посредством языка свидетельствует о функционировании сознания.
> Сознание (накопительная, оценочная ипостась)
Создание человеком определенной картины (модели) мира, т.е. целой системы, являющейся личным достоянием отдельного человека.
Язык нужен для того,
чтобы «заработало» мышление
и «включилось» сознание.
■Для этого необходимо изучать (создавать, накапливать, уточнять, расширять) язык как систему.
■Для этого необходимо учитывать, чтобы вербально-логическое мышление работало не в свободном режиме (мышление ни о чем), а в целенаправленном режиме(мышление о чем то конкретном), создавая системно-комплексноеинформационное сцепление «языковая единица + мыслительная единица».
■Для этого необходимо предлагать определенную и понятную систему оценок и алгоритм накопления.
Так понимается, как язык моделирует действительность и формирует интеллект. Предложенный механизм рассматривался в работах И. А. Соколянского по обучению слепоглухонемых, что позволило наблюдать скрытые в норме процессы. Теоретическое осмысление этих процессов связано с освоением наследия Л. С. Выготского.
Третье положение:
Письменная речь одна из форм существования Языка (как совокупность языка и речи).
«Письменная речь» и«Устная речь»
Сопоставляемая с устной речью и являющаяся психологически наиболее сложной формой речемыслительной деятельности письменная речь:
Обязательно | Всегда |
Сознательна. Монологична. Целенаправленна (обращена к отсутствующему собеседнику с целью сообщения). | Лишена вспомогательных приемов (интонации, жестов, мимики). Развернута в плане выражения мысли (требует гораздо большего лексического запаса, большей точности и полноты грамматического оформления). Выражена в письменных знаках. |
Вероятно, основное различие между устной и письменной речью состоит в том, что устная речь представляет собой высокоинтерактивное действие: когда задействуются обратные связи не только в смысле речевых высказываний, но и невербальных реакций (интонации, жесты, мимика). В случае письменной речи взаимодействие ограничено листом бумаги, что создает определенные трудности в том, чтобы представить аудиторию, к которой обращаются и с которой общаются посредством письменной речи. При этом письменная речь обладает тем преимуществом, что, фиксируя на бумаге речевой процесс, позволяет вносить в него изменения и дополнения, что придает письменной речи особую важность в дальнейшем формировании осмысленной правильной развитой устной речи.
Вместе с тем и письменную речь, и устную речь считают «поверхностными структурами», задача которых - отражение эмпирических «глубинных структур»: передача личностных переживаний с последующим их объединением в некоторую последовательность с целью инициировать аналогичные переживания в других посредством речи (устной или письменной).
Во избежание семантического зашумления понятий «письмо» и «письменная речь» требуется дать их определения в сравнении (лингвистические, психолингвистические, нейропсихологические знания).
«Письмо» и «Письменная речь»
Письмопонимают как систематизированный произвольный психический процесс (транскрипция устной речи).
В логопедической практике нарушение письма определяется как «обусловленное (фонетико)фонематическим недоразвитием речи (Ф)ФН и (или) оптическим недоразвитием». Это определение учитывает понимание сути дефекта:
■ обусловлено недоразвитием деятельности одного из анализаторов: речеслухового, речедвигательного или оптико-пространственного; как следствие, нарушением процессов фонетического анализа и синтеза, фонематического или зрительного восприятия (в совокупности или парциально);
■ специфические ошибки проявляются на уровне языковых единиц: слова, звука, буквы;
■затруднено списывание и (или) письмо под диктовку.
Письменную речьпринято определять как сложную самостоятельную высшую психическую функцию.
В процессуальном смысле это - преобразование или перевод эмпирической «глубинной структуры» в вербальные «поверхностные структуры», т. е. слова и предложения, которые необходимо эффективно и правильно записать: расположить письменные знаки на листе бумаги таким образом, чтобы они «запустили» изображение или чувство, которое испытывается, в сознании читателя.
В логопедии дано следующее определение в случае нарушения письменной речи как «обусловленное (НВ)ОНР» (в условиях массовой школы). Что указывает на то, что:
■ нарушена межанализаторная деятельность в совокупности; в результате множественно нарушаются важные для сохранности письменной речи процессы как речевые, так и неречевые (восприятие, ощущение, внимание, память);
■ специфические ошибки проявляются на различных рече-языковых уровнях: текст, предложение, словосочетание, слово, звук , буква;
■ затруднено или невозможно выполнение таких видов заданий, как сочинение, изложение, а также диктант и (или) списывание.