Тема 10. Особенности коррекционной работы с ребенком с особыми нуждами, воспитывающегося в условиях замещающей семьи

Содержание темы:

1. Специфика коррекционной работы по изменению социальных установок и ценностных ориентаций.

2. Технология обновления навыков социального поведения у детей, имеющих отклонения в физическом развитии.

3. Технология коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в психическом развитии.

Основные понятия темы: коррекция, ребенок с особыми нуждами, дети с ограниченными возможностями, специфика коррекционной работы, социальное поведение, социальные установки, ценностные ориентации.

Обязательные домашние задания (общие):

1. Изучите книги Н.А. Саковича «Игры в тигры: Сборник игр для работы с агрессивными детьми и подростками». – С. 12-36; Е.Л. Мерзляковой «Как правильно общаться с ребенком. Уроки родительского мастерства». – С. 45- 97; «Методика и технология работы социального педагога», под ред. Л.В. Мардахаева. – С.128 -150; П.А. Шептенко, Г.А. Ворониной «Методика и технология работы социального педагога». – С. 170-182.

Индивидуальные задания:

1. Разработайте свой вариант программы обучения приемного ребенка с особыми нуждами определенного возраста навыкам социального поведения.

2. Изучите индивидуально-личностные особенности детей с ограниченными возможностями (особенности социально-эмоционального развития, межличностные отношения, нравственное развитие, проявление агрессивного, адаптивного поведения.

Вопросы для рефлексии:

1. Какие вопросы при подготовке домашнего задания у вас вызвали затруднения?

2. Что особенно привлекло внимание, показалось интересным и полезным для практической деятельности?

Литература для изучения слушателями, при подготовки к семинарским занятиям:

2. Басова В.М., Захарова Ж.А. Формирование социально-педагогической компетентности у приемных родителей (усыновителей). Кострома, 2003.

3. Бернз Д.Г. Социальная работа с семьями в Англии. – М., 1993.

4. Бобылева И.А., Зотова Н.А., Петрученко О.В. Детский дом =- без детей (Модель учреждения нового типа, предоставляющего семейные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечение родителей). – М., 2005.

5. В помощь усыновителям (методическое пособие_. – Красноярск, 2002.

6. Гринберг С.Н., Севельева Е.В., Вараева Н.В., Лобанова М.Ю. Приемная семья: психологическое сопровождение и тренинги. – СПб, 2007

7. Захарова Ж.А. Тренинг семейных отношений (для приемных родителей). – Кострома, 2006.

8. Захарова Ж.А. Программа подготовки замещающих родителей. – Кострома, 2005.

9. Захарова Ж.А., Чугунова Э.И. Первичная диагностика претендентов на роль замещающих родителей. – Кострома, 2007.

10. Захарова Ж.А., Осипова И.И. Замещающая семья. – М., 2005.

11. Иванова Н.П., Бобылева И.А., Заводилкина О.В. Социально-педагогическая адаптация детей в замещающей семье . – М., 2002.

12. Иванова Н.П., Заводилкина О.В. Дети в приемной семье. – М., 1993.

13. Иванова Н.П., Красницкая Г.С. и др. Программа подготовки приемных родителей (профессиональный минимум). – М., 1999.

14. Книга для приемных родителей /Под ред. Г.И. Гусаровой. – Самара, 1998.

15. Котли П. Новые приемные родители. Первый опыт. – Новосибирск, 2000.

16. Котли П. Новые приемные родители. – СПб., 2004.

17. Красницкая Г.С. Усыновление детей: Вопросы и ответы. – М., 2001.

18. На каникулы в семью (рекомендательные материалы по организации помещения в семьи граждан в период каникул воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) /Сост. Б.Л. Альтшулер, Г.С. Красницкая и др.. – М., 2003.

19. Олифсренко Л.Я., Шульга Т.И, Дементьева И.Ф. Критерии и показатели отнесения детей категории нуждающихся в государственной помощи и поддержке. – М., 2002.

20. Опека и попечительство на детьми, оставшимися без попечения родителей (сборник нормативно-правовых актов). – Красноярск, 2002.

21. Организация работы с приемными семьями: Методические рукомендации. – Екатеринбург, 1997.

22. Ослон Жизнеустройство детей-сирот: прфессиональная замещающая семья. – М., 2006.

23. Правовые основания создания и функционирования приемной семьи (сборник нормативно-правовых актов). – Красноярск, 2003.

24. Преодоление трудностей социализации детей-сирот /Под ред. Л.В. Байбородовой. – Ярославль, 1997.

25. Сакович Н.А. Игры в тигры: Сборник игр для работы с агрессивными детьми и подростками. – СПб., 2007.

26. Семейное устройство (рекомендации специалистам органов опеки и попечительства по организации работы с гражданами при устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающую семью /Сост. Г.С. Красницкая, А.Г. Рудов. – М., 2006.

27. Семьи-мосты: приемные семьи краткосрочного размещения /Методические материалы Британской организации «Барнардос». – СПб., 2004.

28. Чугунова Э.И. Формирование жизненно важных навыков у ребенка, воспитывающегося в условиях замещающей семье. – Кострома-Мю, 2004.

29. Чугунова Э.И. Программа подготовки воспитанников учреждений интернатного типа в жизнив семе. – Кострома, 2006.

30. Центр помощи семье и детям, оставшимся без попечения родителей: содержание и организация деятельности /Под ред. Г.М. Иващенко. – М., 1999.

31. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. ‑ М., 2002.

31.Шахманова А.Ш. Воспитание детей-сирот дошкольного возраста.

32. Формы семейного воспитания (информационно- методический сборник). Красноярск, -2002.

Lois R. Melina – “Raising adopted children”, Ch. 12. 1998, USA.

Приложение № 4.

Наши рекомендации