Виды упражнений по развитию речи у детей, находящихся на более высоких уровнях речевого развития

На всех рассмотренных этапах коррекционного воздействия предусматривается работа по развитию словаря, звуковой системы речи и ее грамматического строя, но проводится она при рассматриваемых аномалиях специфично путем формирования нарушенных в своем развитии психологических механизмов, лежащих в основе недоразвития речи.

Так, дефекты усвоения словаря, как отмечалось, у детей с первичным речевым недоразвитием связаны с несформированностью фонемных, морфологических, слоговых и кинестетических образов слов, поэтому приходится формировать эти образы поэтапно, учитывая речевые и психические возможности ребенка. В связи с этим на первом этапе внимание детей обращалось к звуковому, слоговому и двигательному составу слов в целом и некоторым входящим в них фонемам и морфемам в процессе восприятия ими специально подобранного языкового материала (паронимов, омонимов, словоформ).

На втором этапе в процессе вычленения синтаксических морфем у детей формируются представления о морфологическом составе слов.

На третьем этапе проводится осознанный анализ фонологического, слогового состава слов и реализующих их движений. На четвертом этапе формируются оптические (графические) образы усвоенных прежде всего в устной речи и отработанных на предыдущих этапах слов. *

При развитии грамматического строя речи основное внимание обращается также на поэтапное формирование психологических механизмов его нарушения.

На первом этапе в процессе восприятия специально подобранных коррелирующих словоформ внимание ребенка привлекается к способ бам внешнего выражения грамматических значений.

На втором этапе формируется навык практического вычленения Наиболее обиходных синтаксических и словообразующих морфем, и на этой основе закрепляется связь между значением морфем, фиксирующими их звукокомплексами и реализующими эти комплексы [движениями. Это приводит к упорядочению морфологических элементов и усвоению норм их использования. На этой основе оказывается возможным и формирование операций объединения слов в предложение.

На третьем этапе в процессе формирования осознанного действия фонематического и слогового анализа слов закрепляются отработанные на предыдущем этапе грамматические навыки путем специального подбора слов в соответствующей грамматической форме, на материале которых воспитываются название формы языкового и речевого анализа. В процессе формирования произвольного анализа словесного состава предложения закрепляется фразовый стереотип.

На четвертом этапе закрепление усвоенных грамматических навыков проводится в процессе чтения путем включения в тексты отработанного на предыдущих этапах грамматического материала.

Таким образом, развитие словаря и грамматического строя достигается формированием операций вычленения основных элементов языка и речи (фонем, морфем, слов, артикулем, слогов) и формированием функциональных связей между ними. Эти операции отрабатываются на каждом этапе, но каждый раз на более высоком уровне в процессе специально организованной деятельности ребенка с языком при восприятии устной речи, отборе языковых единиц и реализующих их движений для собственного высказывания, при формировании осознанного языкового и речевого анализа и в процессе чтения. На каждом из этих этапов в соответствии с возможностями ребенка используется определенная система фиксации основных строительных элементов языка фонем.

Успешность овладения указанными структурами достигается многократным повторением действий ребенка на ограниченном и повторяющемся лексическом и грамматическом материале.

Построенная таким образом система коррекционного воздействия с использованием на каждом этапе одних и тех же языковых и речевых единиц, но с постепенным усложнением оперирования ими, обеспечивает усвоение языковых закономерностей и дает толчок для самостоятельного развития речи при языковых формах алалии и позволяет закрепить двигательные стереотипы при апраксических расстройствах.

Заключение

Алалия - одно из наиболее сложных речевых нарушений. Несмотря на многочисленные исследования, оно не является достаточно изученным. Недоразвитие речи при алалии носит системный характер, отмечается несовершенство всех операций в процессе порождения речевого высказывания, хотя наблюдается многообразие вариантов проявления речевых и неречевых симптомов в структуре нарушения.

Комплексная система работ при алалии направлена на создание механизмов речевой деятельности, формирование речи как средства коммуникации и развития психической деятельности в целом.

Дальнейшее углубленное изучение алалии на основе клинических, психолингвистических, психолого-педагогических и других критериях позволит уточнить вопросы этиопатогенеза, дифференциальной диагностики, структуры дефекта при алалии и, как следствие этого обеспечит оптимизацию коррекционно-логопедического воздействия.

Характеристика алалии, ее течения и, в особенности, то обстоятельство, что столь глубокое нарушение речи влияет не только на общее развитие ребенка, но и на формирование ее характера, требует как можно раннего специального педагогического воздействия. Только рано начатое обучение может обеспечить алалику возможность получить образование, соответствующее его интеллекту.

Непременными условиями успешного изучения алалии являются учет типических характеристик изучаемого объекта, своеобразных связей между механизмом языка и механизмами психической деятельности, учет особенностей строения и функционирования языкового процесса (в том числе скрытых от непосредственного наблюдения его звеньев), а также рассмотрение объекта изучения в развитии.

Литература

1. Выготский Л.С. Основы дефектологии. – М.: Педагогика. – 1983. Т.5.

2. Выготский Л.С. Проблема возрастной периодизации детского развития. Вопросы психологии. – 1972.

3. Воробьева В.К. Особенности связей речи школьников с моторной алалией. – М.: Просвещение. – 1975.

4. Гуровец Т.В. Клинико-педагогическая характеристика детей, страдающих моторной алалией. – М.: Просвещение. – 1975.

5. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М.:1981.

6. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодаление задержки речевого развития у дошкольников. – М.: 1973.

7. Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия. 1985.

8. Кузьмина Н.И., Рождественская В.И. Воспитание речи не говорящих детей алаликов.

9. Левина Р.Е. Опыт изучения не говорящих детей алаликов. – М.: 1965.

10. Логопедия. / под ред. Волковой Л.С.

11. Дефектология. – 2001. - №3.

12. Соботович Е.Ф. Формирование правильной речи у детей с моторной алалией. – Киев. – 1961.

Наши рекомендации