Виды упражнений по развитию речи у детей.

НАХОДЯЩИХСЯ НА БОЛЕЕ ВЫСОКИХ УРОВНЯХ

РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

На всех рассмотренных этапах коррекционного воздействия пре­дусматривается работа по развитию словаря, звуковой системы речи и ее грамматического строя, но проводится она при рассматриваемых аномалиях специфично — путем формирования нарушенных в своем развитии психологических механизмов, лежащих в основе недоразви­тия речи.

Так, дефекты усвоения словаря, как отмечалось, у детей с первич­ным речевым недоразвитием связаны с несформированностью фонем­ных, морфологических, слоговых и кинестетических образов слов, по­этому приходится формировать эти образы поэтапно, учитывая речевые и психические возможности ребенка. В связи с этим на первом этапе внимание детей обращалось к звуковому, слоговому и двигательному составу слов в целом и некоторым входящим в них фонемам и морфе­мам в процессе восприятия ими специально подобранного языкового материала (паронимов, омонимов, словоформ).

На втором этапе в процессе вычленения синтаксических морфем у детей формируются представления о морфологическом составе слов. На третьем этапе проводится осознанный анализ фонологического, слогового состава слов и реализующих их движений. На четвертом эта­пе формируются оптические (графические) образы усвоенных прежде всего в устной речи и отработанных на предыдущих этапах слов. ►

При развитии грамматического строя речи основное внимание об­ращается также на поэтапное формирование психологических механиз­мов его нарушения.

На первом этапе в процессе восприятия специально подобранных коррелирующих словоформ внимание ребенка привлекается к спосо­бам внешнего выражения грамматических значений.

На втором этапе формируется навык практического вычленения наиболее обиходных синтаксических и словообразующих морфем, и на этой основе закрепляется связь между значением морфем, фик­сирующими их звукокомплексами и реализующими эти комплексы движениями. Это приводит к упорядочению морфологических эле­ментов и усвоению норм их использования. На этой основе оказы­вается возможным и формирование операций объединения слов в предложение.

На третьем этапе в процессе формирования осознанного действия фонематического и слогового анализа слов закрепляются отработан­ные на предыдущем этапе грамматические навыки путем специально­го подбора слов в соответствующей грамматической форме, на мате­риале которых воспитываются название формы языкового и речевого анализа. В процессе формирования произвольного анализа словесно­го состава предложения закрепляется фразовый стереотип.

На четвертом этапе закрепление усвоенных грамматических навы­ков проводится в процессе чтения путем включения в тексты отрабо­танного на предыдущих этапах грамматического материала.

Таким образом, развитие словаря и грамматического строя дости­гается формированием операций вычленения основных элементов языка и речи (фонем, морфем, слов, артикулем, слогов) и формиро­ванием функциональных связей между ними. Эти операции отраба­тываются на каждом этапе, но каждый раз на более высоком уровне в процессе специально организованной деятельности ребенка с язы­ком при восприятии устной речи, отборе языковых единиц и реали­зующих их движений для собственного высказывания, при формиро­вании осознанного языкового и речевого анализа и в процессе чтения. На каждом из этих этапов в соответствии с возможностями ребенка используется определенная система фиксации основных строитель­ных элементов языка — фонем.

Успешность овладения указанными структурами достигается много­кратным повторением действий ребенка на ограниченном и повторя­ющемся лексическом и грамматическом материале.

Построенная таким образом система коррекционного воздействия с использованием на каждом этапе одних и тех же языковых и ре­чевых единиц, но с постепенным усложнением оперирования ими, обеспечивает усвоение языковых закономерностей и дает толчок для самостоятельного развития речи при языковых формах алалии и по­зволяет закрепить двигательные стереотипы при апраксических рас­стройствах.

Наши рекомендации