Задание 7. «Нормы и правила педагогической деятельности»

На этом этапе работы необходимо обозначить нормы и правила педагогической деятельности.
Задание: 1. Напишите 5 запретов и 5 долженствований педагогической деятельности Вашего лагеря.

2. Обсудите предложенные варианты.

3. Результаты работы напишите на листе ватмана и представьте на общее обсуждение.
Итогом работы на данном этапе может стать выработанный и принятый всем коллективом «Кодекс чести», другими словами, нравственная норма деятельности педагогов Вашего лагеря.

В качестве иллюстрации предлагаем Вам несколько подобных «кодексов»

2 этап. «Личностная готовность вожатого».

Все качества личности проявляются в деятельности. Поэтому личную готовность можно определить через принятие решения педагога в конкретной ситуации. Участникам игры предлагается ряд педагогических ситуаций, каждая из которых требует от педагога как педагогических, так и психологических знаний и умений, сформировавшихся подходов и принципов деятельности. Выбрав ситуацию, группа обсуждает возможные варианты решения данной ситуации и предъявляет решение для общего обсуждения. Во время обсуждения корректируется педагогическая позиция, принципы, на которых строится деятельность.
Педагогические ситуации:

  1. У Вас не сложились отношения с воспитателем, работающим на Вашем отряде. При определенном стечении обстоятельств, он при детях, выясняя отношения, грубо оскорбляет Вас.
    Ваши действия?
    Варианты ответов:
    А. Нельзя терять свое лицо перед детьми, поэтому необходимо тут же поставить невежду на место.
    В. Нужно написать докладную начальнику лагеря, это в его компетенции.
    С. Нужно сгладить конфликт, а затем найти с этим педагогом компромиссное решение.
  2. Старшие мальчики Вашего отряда курят. Они это делали дома и не собираются оставлять своих привычек в лагере.
    Что делать? Разрешить? Запретить? Другие варианты? Ваши действия?
    Варианты ответов:
    А. Сделаю обыск и отберу все сигареты.
    В. Буду бороться с курением вплоть до отправки их домой.
    С. Возьму под контроль процесс курения и буду планомерно агитировать их бросить курить.
    D. Свой вариант.
  3. В первые дни смены все дети активны, веселы, но две девочки ни в чем не участвуют, ничего не хотят, у них одно желание - «хочу домой».
    Как быть? Ваши действия?
    Варианты ответов:
    А. Отвлечь их внимание путем включения в выполнение ответственных поручений.
    В. Организовать их бойкотирование, выдвинув при этом ультиматум: «пока вы плачете, мы молчим».
    С. Перевести их в другой отряд.
    D. Свой вариант.
  4. Ребенок из Вашего отряда просит перевести его в другой отряд, мотивируя это тем, что его никто не понимает, все обижают и Вы в том числе.
    Ваши действия?
    Варианты ответов:
    А. Нужно немедленно удовлетворить желание ребенка.
    В. Нужно выяснить причину создавшейся ситуации. Отсрочить его перевод и построить программу разрешения возникшей ситуации.
    С. Сам виноват, пусть сам и выпутывается.
    D. Свой вариант.
  5. К концу смены дети Вашего отряда адаптировались к условиям жизни в лагере, стали более уверенными в себе и раскрепощенными, и поэтому меньше прислушиваются к тому, что Вы говорите.
    Какие меры могут быть приняты для сохранения порядка и дисциплины в детском коллективе?
    Варианты ответов:
    А. Необходимо радикальными мерами ужесточить дисциплину.
    В. Не нужно зацикливаться на этом, все пройдет само собой (никуда они не денутся).
    С. Необходимо создать ситуацию, в которой актуализируется потребность в вожатых, и затем на общем сборе разобраться в сложившейся ситуации.
    D. Свой вариант.
  6. Часть ребят Вашего отряда не хочет участвовать ни в каких делах. Они находят массу отговорок, только бы их не трогали. Как привлечь к деятельности, Ваши действия?
    Варианты ответов:
    А. Участие в мероприятиях является обязанностью для детей, отдыхающих в лагере.
    В. На отрядном сборе нужно выработать альтернативную программу деятельности отряда.
    С. «Баба с возу, кобыле легче».
    D. Свой вариант.


3 этап. «Управленческая компетентность вожатого».

Участникам игры объясняется суть управленческой позиции педагога. Педагог по существу своей деятельности находится в позиции управленца.
Он управляет процессом организации деятельности детей (определяет цели, задачи, выбирает средства и способы их достижения, делает анализ и оценивает полученные результаты).

Педагог руководит детьми, оказывая влияние на их поведение, поступки, отношения и.д.
Управленческая позиция педагога зависит от его собственной жизненной позиции, жизненных принципов и ценностных ориентаций. Управленческая позиция педагога проявляется в стиле руководства и способе принятия решения.


Задание 1. Все группы получают для проигрывания одну ситуацию: «Отряд опаздывает на общелагерное дело. Задача вожатого собрать отряд». Каждая группа должна продемонстрировать ситуацию в предложенном ей стиле руководства, не называя его. Остальные участники должны определить, какой стиль демонстрируется.

Участники подводят итоги выступления групп.

Задание 2. Принятие управленческого решения.

Каждая группа получает ситуацию, в которой необходимо принять целесообразное педагогическое решение. Все группы выполняют задание в следующем алгоритме:
Анализ ситуации - Возможные решения - Принятое решение - Возможные последствия принятого решения.


Ситуации.
1. Отряд и два вожатых пошли в поход. Ушли далеко. Лес. Речка. Ребенок получил травму. Ваше решение.

2. На стадионе лагеря идут соревнования по футболу. В самый разгар соревнований, когда решается судьба матча, пошел дождь. Вы ответственный. Ваше решение.

3. Вашему отряду поручено подготовить важное общелагерное дело, но большая часть отряда не хочет этого делать. Саботаж. Ваше решение.

4. Ваш отряд отправился на автобусную экскурсию. В пути у ребенка приступ аппендицита. Вы ответственный. Ваше решение?

5. В лагере работает кружок очень привлекательный для детей, но он может принять только 20 человек, а пришло 30. Ваше решение?

По итогам выступлений групп может быть проведена общая дискуссия.


5 этап. «Психолого-педагогическая готовность вожатого»

Наши рекомендации