Формы и методы сотрудничества детского сада и семьи
Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Но всегда ли детскому саду и семье хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложатся на ребенка. Нередко можно наблюдать, как родители солидаризуются с не всегда справедливым мнением воспитателя, обвиняющего ребенка в лености и упрямстве, непонимании и баловстве, чтобы, в свою очередь, избавить себя от навязываемой опеки над собственным ребенком. А некоторые просто самоустраняются от воспитания детей. Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в работе детского сада, помочь осознать важность единых требований семьи и детского сада?
Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, как одели ребенка. Считают, что детский сад - место, где присматривают за детьми, пока родители на работе.
Поэтому нам хотелось быстрее сблизиться с родителями, добиться взаимопонимания. Познакомить родителей не только с организацией педагогической работы с детьми, но, главное, показать воспитательные цели, традиции группы и детского сада.
В работе с родителями мы используем много разных форм, которые сближают педагога и родителей, приближают семью к саду, помогают определить оптимальные пути воздействия в воспитательном влиянии на ребенка.
Проведение общих (групповых, индивидуальных) собраний;
Педагогические беседы с родителями;
Круглый стол с родителями;
Тематические консультации;
Конференции с родителями;
Совместные досуги;
Диспуты;
Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей;
Организация “уголков для родителей”;
Посещение семьи;
Оформление витрин (фотомонтажей);
Дни открытых дверей;
Родительские университеты;
Работа с родительским активом группы.
Родителям необходимо давать не только педагогические знания, но и осуществлять их практическую подготовку в вопросах воспитания детей.
Современные молодые родители нуждаются в помощи со стороны воспитателей и детского сада потому, что любить надо уметь и любить надо учить. Очень часто приходится наблюдать, что любящие родители не умеют любить своих детей.
Выбор форм и методов взаимодействия – это всегда попытка помочь выполнению семьей функции воспитания.
Нам необходимо было в кратчайшие сроки сблизиться с родителями, добиться взаимопонимания, а для этого важно знать каждую семью. Известно, что знакомиться с семьей можно как до прихода ребенка в детский сад или в течение первых месяцев.
Посещение детей и их родителей – одно из самых важных направлений во взаимодействии с семьей. Цели таких визитов могут быть разными:
1. Познакомить родителей с программой обучения и точно выяснить уровень развития ребенка.
2. Увидеть условия, в которых воспитывается ребенок и оказать необходимую помощь родителям в воспитании ребенка, если они в таковой нуждаются.
3. Совместно разрабатывать стратегии совершенствования воспитания и обучения детей и помочь членам семьи закреплять пройденный материал в домашней обстановке.
4. Но главной целью каждого домашнего визита должно быть установление более тесного контакта с ребенком и семьей.
В случае, когда личный контакт невозможен, используем информационные стенды:
1. Доски объявлений :
- объявления о собраниях;
- объявления о предстоящих мероприятиях;
- информация о деятельности в группе: какая в данный момент идет тема в группе, чем занимаются дети в группе;
- высказывание детей в течение дня;
- ежедневные расписания;
- благодарности родителям.
Информация на стенде может дублироваться или развивать информацию, фигурирующую в записках, в беседах.
2. Брошюры:
Помогают родителям ознакомиться с программой. Они могут содержать краткое изложение философии, общую информацию о ней.
3. Справочники:
Содержат более подробную информацию о программе: описание центров активности; задачи, поставленные в каждом центре на развитие ребенка.
4. Информационные бюллетени:
Могут рассылаться раз или два раза в месяц, (цели могут быть разными):
- информация о различных специальных мероприятиях: собраниях, вечерах, экскурсиях, спектаклях и т.д.;
- описание событий, происходящих в детском саду;
- описание видов занятий, проводящихся в группе, а так же мер, по поддержке этих занятий дома;
- изложение идей, позволяющих лучше преподнести тему, которая проходит в группе (“Осень”, “Моя семья”, “Домашние животные” и т.д.);
- благодарности добровольным помощникам;
- просьба принести какие-либо материалы или оказать какую-либо помощь.
5. Индивидуальные кармашки:
(каждый день, несколько раз в неделю).
В кармашки складываются записки о последних достижениях ребенка, его успехах и новых приобретениях.
6. Личные фотоальбомы, альбомы, дневники, которые передаются от педагога к родителю и обратно:
- короткие сообщения о достижениях ребенка;
- извещение о особых событиях;
- благодарность родителям;
- здоровье ребенка;
- личный рост.
Этот способ особенно подходит родителям, которые легко выражают свои мысли в письменной форме. Для тех, кто не привык пользоваться такой техникой, подойдут другие варианты.
7. Закрытые ящики (в виде почтового ящика) для предложений. Анонимные записки, где родитель может выразить свое отношение к группе, идеи по оформлению, советы, предложения и т.д.
8. Отчеты.