Тема 3.2. методы социально-педагогической деятельности
Осваивая любую профессиональную деятельность, будущий специалист прежде всего знакомится с тем видом деятельности, которым ему предстоит заниматься в дальнейшем. Так, чтобы стать учителем физики, необходимо изучить законы физики, знать, что доступно для усвоения учащимися, какие знания могут изучаться в школе, в каких классах и многое другое, что имеет отношение к преподаванию физики. Готовясь стать детским врачом, студенты изучают анатомию и физиологию ребенка, детские болезни. И так в каждой профессии. Но затем встает вопрос, как это делать: как учить, как лечить?
Этот же вопрос встает и перед будущими социальными педагогами. Познакомившись с особенностями этой науки, изучив содержание социальной педагогической деятельности, будущий социальный педагог оказывается перед проблемой: как, каким путем помочь ребенку стать личностью, каким образом предупредить отклоняющееся поведение. На эти и многие другие вопросы дают ответы методика и технологии.
Вначале рассмотрим суть понятий «методика» и «технология». Методика в самом общем виде представляет собой совокупность методов, приемов и средств целесообразного проведения какой-либо работы. Мы уже встречались со словом «метод» при рассмотрении социально-педагогического исследования, а также при освоении других учебных дисциплин: педагогики, психологии, социологии и др. Это говорит о том, что понятие метода имеет очень широкое применение. В этой лекции мы будем рассматривать это понятие относительно социально-педагогической деятельности.
Как бы ни велика была роль социального педагога и других специалистов, работающих с ребенком, в осмыслении реальной действительности, процессов развития знаний о природе человека, их взгляды не могут быть истиной в последней инстанции. Тем не менее, как высказывался Л. С. Выготский: «Проблема метода есть начало и основа, альфа и омега всей истории культурного развития ребенка... опереться по-настоящему на метод, понять его отношение к другим методам, установить его сильные и слабые стороны, понять его принципиальное обоснование и выработать к нему верное отношение – значит, в известной мере, выработать правильный и научный подход ко всему дальнейшему изложению важнейших проблем...».
Поэтому необходимо разобраться с сущностью метода, показать их разнообразие, уметь отличать «метод», «прием» и «средства» работы, а также видеть их взаимосвязь и взаимообусловленность.
Как известно, эффективность социально-педагогической деятельности зависит не только от того – насколько точно определена цель деятельности и адекватно отобрано ее содержание, но и какие выбраны средства и методы для достижения, поставленной цели. Причем, цель, содержание, средства, методы социально-педагогической деятельности не существуют независимо друг от друга, цель деятельности определяет ее содержание, в свою очередь, содержание влияет на выбор средств и методов, а методы деятельности могут корректировать ее содержание.
Средство – это совокупность материальных, эмоциональных, интеллектуальных и других условий, которые используются социальным педагогом для достижения поставленной цели.
Обращаясь к понятию «средство» следует уточнить, что средствами воспитания и перевоспитания в педагогике может стать любой предмет, явление, процесс, концентрирующий в себе достижения человеческой культуры, доступный для использования. Любой объект окружающей реальности, взятый извне субъектом (социальным педагогом) кроме человека – может выступать как средства социально-педагогической деятельности.
Многомерный и многообразный мир лежит перед мысленным взором социального педагога в качестве бесконечного ряда потенциальных средств, которые могут быть привлечены для решения социальных проблем ребенка. Профессиональная проблема социального педагога заключается не в скудности или отсутствии средств, а в их соответствии целям, стоящим перед ним.
Средства не ищут, за ними не ездят за границу, их не приобретают за деньги, так как они в великом многообразии находятся вокруг специалиста. Средства выбирают, отбирают, отвергают, подбирают – оставляя лишь то, что оптимально соответствует профессиональным целям.
Гениальный скульптор так объяснил тайну ваяния: берется кусок мрамора, отбрасывается лишнее и то, что остается и есть скульптура. Перефразируя шутку великого художника, можно сказать, что социальный педагог из всего многообразия жизни выбирает те средства, которые оптимальны для проблемной социальной ситуации, индивидуальности ребенка и педагога, и профессиональных целей.
Однако в профессиональной работе социального педагога средства не используются напрямую, они опосредуются избранными методами деятельности. (Метод – гр. metodos – путь, способ достижения заданной цели, путь исследования, способы и приемы обучения, воспитания, коррекции, реабилитации, адаптации. В науке метод является ведущим средством получения нового знания, инструментом открытия объективных закономерностей окружающей действительности.
В философии метод рассматривается как способ теоретического и практического освоения действительности, как процесс теоретический, направленный на распознание проблемы и практический, направленный на ее решение. «…Опереться по-настоящему на метод, понять его отношение к другим методам, установить его сильные и слабые стороны…значит, в известной мере, выработать правильный подход ко всему дальнейшему изложению важнейших проблем…» (Л. С. Выгодский).
По мнению М. Галагузовой, методы – это способы воздействия и взаимодействия, направленные на достижения целей воспитания и перевоспитания. Причем, в социальной педагогике методы являются важным средством включения самого ребенка в процесс разрешения проблем его социальной жизни; т. е. системой качественно определенных действий, направленных на решение проблем ребенка (С. А. Расчетина).
Общеизвестно, что профессиональная деятельность тем успешнее и эффективнее, чем богаче арсенал методов достижения ее целей. Традиционно накопление методов осуществляется за счет заимствования из других смежных наук и разработки собственных методов. Причем процесс заимствования, в социальной педагогике, происходит путем адаптации заимствованного метода к целям и задачам своей науки и практики, т. е. методы социальной педагогики рождаются из недр тех наук, которых она интегрирует (философии, социологии, психологии, медицины, педагогики).
Условно методы можно разделить на методы исследования социально-педагогической реальности и методы ее преобразования (С. В. Тетерский). Имеет право на существования и классификация, предложенная Ф. А. Мустаевой, она выделяет: методы исследования, методы воспитания и методы социально-психологической помощи. В контексте содержательной характеристики социально-педагогической деятельности возможно деление, имеющихся методов на:социально-педагогического исследования, методы социального обучения и воспитания, методы социально-педагогической помощи (Л. Н. Маркина)