Типология и структура урока. Гибкость и подвижность структуры урока в зависимости от его цели, содержания и места в учебном процессе. Нестандартные уроки
Структура учебного занятия – логическое взаиморасположение и связь его элементов, обеспечивающая целостность урока.
Структура учебного занятия:
- организационный этап
- этап проверки домашнего задания
- подготовки учащихся к восприятию нового материала
- изучения новых знаний и способов деятельности
- первичной проверки понимания изученного
- закрепления изученного
- применения изученного
- обобщения и систематизации
- контроля и самоконтроля
- коррекции
- информации о домашнем задании
- подведения итогов занятия
Типология урока:
- урок ознакомления с новым материалом
- урок закрепления изученного
- урок применения знаний и умений
- урок обобщения и систематизации знаний
- урок проверки и коррекции знаний и умений
- комбинированный урок
Типология урока по основному способу его проведения:
- в форме беседы
- лекции
- экскурсии
- киноуроки
- самостоятельная работа учащихся
- лабораторные и практические работы
- сочетание различных форм занятий
Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру.
Виды нестандартных уроков:
1) уроки в форме соревнований и игр
2) уроки, основанные на формах и методах работы,известных в общественной практике (исследование, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия)
3) уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала (урок мудрости, откровения)
4) уроки, напоминающие публичные формы общения (пресс-конференция, аукцион, диалог)
5) уроки-фантазии (урок сказка, урок-сюрприз)
6) уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций (суд, бюро, ученый совет)
Организация учебной деятельности учащихся на уроке: фронтальная, групповая и индивидуальная.
Фронтальная форма организации учебной деятельности учащихся – это такой вид деятельности учителя и учащихся на уроке, когда все ученики одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу, всем классом обсуждают, сравнивают и обобщают результаты ее.
Достоинства фронтальной формы организации учебной деятельности:
- воспитывает в учащихся чувство коллективизма
- позволяет обучаемым рассуждать
- формирует устойчивые познавательные интересы
- учитель получает возможность влиять на весь коллектив класса
- ритмичность в деятельности школьников на основе учета их индивидуальных особенностей
Главным недостатком фронтальной формы учебной работы является то, что она ведет к проявлению тенденции к нивелированию учащихся, побуждению их к единому темпу работы.
Индивидуальная форма организации работы учащихся на уроке предполагает, что каждый ученик получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями.
Выделяют два вида индивидуальных форм организации выполнения заданий:
1) индивидуальная (деятельность ученика осуществляется без контакта с другими школьниками)
2) индивидуализированная (учебно-познавательная деятельность учащихся над выполнением специфических заданий)
Главными признаками групповой формы организации учебной работы учащихся являются:
- класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач
- каждая группа получает определенное задание и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя
- задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы
Данная форма работы учащихся на уроке наиболее применима и целесообразна при
- проведении практических работ, лабораторных и работ-практикумов
- подготовке тематических учебных конференций, диспутов и докладов
Недостатки данной формы организации учебной деятельности:
- трудности комплектования групп и организации работы в них
- учащиеся в группах не всегда в состоянии самостоятельно разобраться в сложном учебном материале и избрать самый экономный путь его изучения
Вспомогательные формы обучения: кружки, практикумы, семинары, конференции и факультативные занятия.
Вспомогательные формы организации учебной работы ‒ это разнообразные занятия, дополняющие и развивающие классно-урочную деятельность учащихся.
Виды вспомогательных форм организации учебной работы:
Кружки
Кружок ‒ общество или тематический клуб по интересам.
Кружки способствуют укреплению связи обучения с жизнью, развитию предметных связей между общеобразовательными и специальными дисциплинами.
Практикумы
Практикум ‒ это вид практических занятий тренировочного характера, на котором осуществляется связь изучаемой теории и практики, а материал его часто служит иллюстрацией к лекции.
В основе практикума лежит упражнение, в рамках которого решаются познавательные задачи и большое внимание уделяется обучению специальным приемам и способам профессиональной деятельности.
Семинары
Семинар ‒ это форма организации обучения, доминирующим компонентом которой является самостоятельная исследовательско-аналитическая работа учащихся с учебной литературой и последующим активным обсуждением проблемы под руководством педагога.
Значение проведения семинаров заключается в предоставлении возможностей учащимся раскрыть свой творческий потенциал, развить свои аналитико-синтетические способности, культуру речи и сформировать общее научно-критическое мировоззрение.
Конференции
Конференция ‒ организационная форма обучения, обеспечивающая педагогическое взаимодействие преподавателя и студентов с максимумом самостоятельности, активности, инициативы.
Это особая конструкция обучения, направленная на расширение, закрепление и совершенствование знаний, с большими воспитательными возможностями сразу с несколькими учебными группами.