ГЛАВА 1. Теоретические аспекты организации опытно-экспериментальной работы, как средства развития познавательного интереса
ГАУ ДПО «Саратовский областной институт развития образования»
Кафедра дошкольного и начального образования
Опытно-экспериментальная работа как средство развития познавательного интереса младших школьников средствами курса «Окружающий мир»
Выпускная квалификационная работа
слушателя курсов переподготовки
по дополнительной профессиональной программе «Педагогика и методика начального образования»
ШиловойЕлены Николаевны
Научный руководитель: ______________________________С. В. Марчук
дата, подпись
Заведующий кафедрой: _______________________________ Н. Н. Ценарёва
дата, подпись
Саратов 2015
СОДЕРЖАНИЕ
Введение Глава 1. Теоретические основы организации опытно-экспериментальной работы, как средства развития познавательного интереса 1.1. Опытно-экспериментальная работа: сущность, формы обучения 1.2. Методика работы с опытно-экспериментальными заданиями в домашних условиях Глава 2. Практические аспекты организации опытно-экспериментальной деятельности в рамках курса «Окружающий мир» 2.1. Опытно-экспериментальная работа при изучении растений 2.2. Примеры опытов, реализуемых в домашних условиях Заключение Список использованной литературы | 45р и |
ВВЕДЕНИЕ
Предмет «Окружающий мир» рассматривается как часть системы начального образования, а значит, он призван решать не только частные, но и общие задачи. Содержание курса «Окружающий мир» отражает общую идею федерального государственного образовательного стандарта – не накопление у младших школьников определенной суммы РИ знаний, а формирование умений применять различные способы использования информации при изучении окружающего мира.
Учебный материал по окружающему миру должен быть отобран таким образом, чтобыспособствоватьформированию у младших школьников всех групп универсальных учебных действий.
Важной особенностью принятого ФГОС НОО является усиление практической направленности образования, использование приобретенных знаний и умений в учебной деятельности и повседневной жизни.
Освоение содержания курса «Окружающий мир» невозможно без таких видов практической деятельности детей, как наблюдение, эксперимент, моделирование, что в свою очередь неизбежно требует от учителя организации экскурсий, практических работ, дидактических игр. Решение основных задач современного образования невозможно без формирования у каждого учащегося стойких познавательных мотивов учения, познавательного интереса. Именно от этого в дальнейшем будут зависеть успехи подрастающего поколения не только в годы школьного обучения, но и возможности реализовать свой внутренний потенциал в дальнейшем профессиональном образовании.
Поэтому в начальной школе крайне важна взаимосвязь деятельности учащихся в природе, в условиях школы и дома. Именно опыты, которые проводятся в домашних условиях, должны сыграть огромную роль в развитии познавательного интереса ребёнка к окружающему миру. Эта деятельность опирается на теоретические знания, полученные школьниками на уроках, в процессе самообразования.
Обосновывая актуальность исследуемой проблемы, можно констатировать тот факт, что существует противоречие между объективными требованиями к наличию у школьников готовности к развитию познавательных интересов и недостаточной разработанностью теории и практики её формирования у учащихся начальной школы.
Всё вышесказанное обусловило выбор темы выпускной квалификационной работы: «Опытно-экспериментальная работа как средство развития познавательного интереса младших школьников средствами курса «Окружающий мир».
Объектом исследования являются процесс обучения младших школьников основам естествознания.
Предметом исследования является опытно-экспериментальная деятельность младших школьников в курсе «Окружающий мир» как средство развития познавательного интереса.
Цель исследованиясостоит в том, чтобы теоретически изучить и практически обосновать эффективность организации опытно-экспериментальной деятельности в рамках курса «Окружающий мир», позволяющую развить познавательный интерес у младших школьников.
В соответствии с целью, предметом и объектом были поставлены следующие задачи:
–изучить и проанализировать общепедагогические аспекты теории и практики использования опытов в образовательном процессе;
–выявить роль опытно-экспериментальной деятельности в развитии познавательного интереса;
–проследить динамику развития познавательного интереса школьников в образовательном процессе как результата их работы по проведению опытов и наблюдений.
Методологической основой исследования являются научные положения о диалектическом характере познания, ведущей роли деятельности в формировании гармонично развитой личности, а также идеи философии образования о творческом потенциале личности как ценности человека и нации.
В основу работы положены гуманистические идеи педагогов и психологов, раскрывающих сущность феномена познавательного интереса (Я.А. Коменский, Г.И. Щукина, Н.Г. Морозова и др.), оптимизации педагогического процесса образовательных учреждений, совершенствования профессиональной готовности учителя к реализации функции педагогической деятельности (В.В. Давыдов, Н.В. Кузьмина и др.)
Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использовались методы исследования: теоретический анализ педагогической и психологической литературы, педагогического опыта – наблюдения, индивидуальные и групповые беседы, обобщение независимых характеристик.
Базой исследования явилась МОУ «СОШ № 82» Октябрьского района г. Саратова.
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты организации опытно-экспериментальной работы, как средства развития познавательного интереса