Возникновение и развитие советской системы образования (1917-1930гг.)
Образование является важнейшей составной частью любого общества. Настроения русской власти всегда отражались в школе. Революционные события 1917 года неизбежно повлекли за собой радикальные изменения в системе и содержании образования и воспитания.
В первом обращении наркома по народному просвещению 29 октября 1917 года говорилось о задачах достижения "в кратчайший срок всеобщей грамотности путём организации сети школ, отвечающих требованиям современной педагогики и введения всеобщего обязательного и бесплатного обучения".
Задачи в области народного образования: они были определены в программе РКП(б), принятой на VIII съезде в марте 1919 года "Довести до конца дело превращения школы из орудия классового господства буржуазии в орудиое коммунистического перерождения общества", "подогнать сознание взрослых к изменившимся общественным отношениям", "воспитать молодое поколение, которое будет всей своей психологией стоять на почве новго коммунистического общества".
На рубеже 20-30-х годов ХХвв. ужесточающаяся диктатура неотвратимо распространяется и на культурную сферу в целом, и на образование в частности.
Создание разветвлённой сети образовательных учреждений, от дошкольных до высших учебных заведений,Ю а также кружков ликбеза с предельно идеологизированной системой образования и непосредственно учавствовать в процессе формирования личности, создавая "нового человека".
Одной из важнейших задач в сфере народного образования на протяжении предвоенного десятилетия оставалась борьба с неграмотностью, т.к. овладевший даже элементарными навыками чтения и письма человек более восприимчив к информационному воздействию. Кроме того, к началу 1930-х гг в стране не хватало специалистов, поэтому был взят курс на их расширенную подготовку, особенно из числа передовых рабочих, через систему институтов и техникумов и через сеть специально созданных промышленных академий и различных курсов. К концу 1930-х гг. СССР вышел на первое место в мире по числу учащихся и студентов и по темпам подготовки.
Становл. совет. с-мы образ. в 30-ых гг. 20в. Унификация структуры, содержания и форм организации обучения.
В 30-е гг. в ряде постановлений ЦК ВКП(б) намечаются пути перестройки содержания, методов и организационных форм обучения, берется курс на введение всеобщего обязательного начального обучения в объеме 4-годичной школы для детей с 8 лет и для переростков 11-15 лет. В постановлении «О начальной и средней школе» (1930) даны указания о изменении учебно-воспитательной работы школ. В постановлении «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе» (1932) одобрены новые предметные программы, введенные в действие с января 1932 г. Надежда Константиновна Крупская (1869-1939), основоположник марксистской истории педагогики, характеризуя эти постановления, отметила, что по духу и строю они не отличаются от устава царской гимназии 1864 г.
Учебно-воспитательная работа принимает все более односторонний характер: не уделяется внимание трудовому воспитанию, нет тесной связи общего образования с политехническим.
В конце 30-х гг. труд вовсе изымается из учебного плана и программ, школьные мастерские ликвидируются. Н. К. Крупская, как один из организаторов советской школы и как жена В. И. Ленина. Накануне войны в школах была введена начальная допризывная подготовка.
Постановление ЦК «О педологических извращениях» (1936) объявило деятельность педологов вредной, основанной на лженаучных.
Вследствие не всегда правильно применявшихся приемов исследования нормальные дети могли быть ошибочно зачислены в категорию «дефективных» и направлены во вспомогательные школы, которые к середине 30-х гг. оказались переполнены. Односторонний подход к данному постановлению привел к значительному ослаблению изучения возрастных и индивидуальных особенностей школьников и затормозил развитие отечественной психологии.
Становление советской педагогики проходило в острой идейной борьбе с представителями теории независимости педагогики от политики, теории свободного воспитания, теории отмирания школы. В центр внимания встали проблемы, требующие определения общих целей воспитания, задач и содержания учебно-воспитательной работы в соответствии с коммунистическими идеалами. Неоднократно разгорались горячие дискуссии. Наиболее широкой была дискуссия 1927—1930 гг., охватившая такие проблемы, как предмет педагогики, ее основные задачи и границы. Некоторые педагоги настаивали на раздельном проживании детей и родителей («чтобы младшие товарищи не мешали старшим отдыхать после трудового дня»), старались убедить в том, что оптимальной формой социального воспитания детей должен быть признан детский дом.
Значительную роль в становлении и развитии советской педагогики сыграли первый нарком просвещения А. В. Луначарский, Н. К. Крупская, М. Н. Покровский, П. П. Блонский, С. Т. Шацкий, А. Г. Калашников.