Произвольным вниманием называется такое, которое возникает под влиянием сознательно поставленной цели и волевого усилия
В таком внимании отчётливо выступает деятельность второй сигнальной системы. Человек с помощью внутренней речи формулирует цель, побуждает себя быть внимательным, доказывает себе необходимость внимания и тем самым поддерживает его устойчивость.
Произвольное внимание к чему-либо устанавливается в результате осознания необходимости быть внимательным именно к этому объекту или действию. При этом, чем менее интересен человеку объект, тем больше усилий воли потребуется от него, чтобы быть внимательным, тем произвольнее должно быть его внимание. На процесс произвольного внимания благоприятно действует привычная обстановка. Человек привыкает к определённому рабочему месту, к установленному им порядку в расположении вещей, к определённому режиму труда. Важнейшее и обязательное условие поддержания произвольного внимания – это содержательность того дела, которым занят человек.
Произвольное внимание вызывается следующими основными причинами:
˗ осознанием долга и обязанностей, способствующих выполнению данного вида деятельности;
˗ потребностями и мотивами деятельности, побуждающими к активности;
˗ привычкой к работе, выполнению той или иной деятельности, как в благоприятных, так и в неблагоприятных условиях.
Такое внимание имеет основное значение в жизни и деятельности человека.
Произвольное внимание основывается на сознательно-волевом отношении человека к выполняемой им деятельности. Воспитание (развитие) произвольного внимания связано прежде всего с формированием мировоззрения, моральных убеждений и принципов, осознания общественной значимости и необходимости данной деятельности.
Послепроизвольное внимание – это такое внимание, которое возникает на основе произвольного, направляется сознательно поставленной целью и поддержание которого не требует волевого усилия. Своеобразие его заключается в том, что оно всегда возникает на основе произвольного и что главной его побудительной силой является глубокий и устойчивый интерес не только к результату, но и к процессу деятельности. Определённый интерес к результату действий может настолько организовать произвольное внимание, что оно незаметно переходит в послепроизвольное.
Послепроизвольное внимание характеризуется исключительной ясностью сознания, чёткостью и продуктивностью психических процессов, необходимых для данного вида деятельности, эмоциональным подъёмом.
Все три вида внимания тесно связаны между собой и переходят друг в друга.
В целом внимание человека выполняет следующие функции:
1. Осуществляет отбор значимых, релевантных, то есть соответствующих потребностям в данной деятельности воздействий, и игнорирование (торможение, устранение) других несущественных, побочных, конкурирующих (функция отбора).
2. Обеспечивает удержание (сохранение) данной деятельности, то есть сохранение в сознании образов, определённого предметного содержания до тех пор, пока не будет достигнута цель (функция сохранения).
3. Осуществляет регуляцию и контроль протекания деятельности (функция регулирования).
Внимание может проявляться как в сенсорных, так и во мнемических, мыслительных и двигательных процессах.
Внимание человека может быть устойчивым и колеблющимся, более и менее сосредоточенным, широким и узким, распределённым и не распределённым, легко и с трудом переключаемым с объекта на объект. Эти особенности внимания называют его свойствами. Одни из свойств положительно влияют на деятельность человека, другие отрицательно.
Основными свойствами внимания являются:
1.Устойчивость внимания– это его способность длительно сосредотачиваться на определённых объектах (предметах и явлениях внешнего мира либо собственных действиях и мыслях). Устойчивости внимания способствует смена объектов деятельности и выполняемых действий. В процессе деятельности имеют место колебания внимания,т.е. периодически повторяющиеся отклонения от основного объекта внимания и возвращения к нему. Периодичность колебания приблизительно 5 секунд.
2. Сосредоточенность внимания – это степень концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечение от других (иногда это свойство называют концентрацией внимания).
3. Объём внимания– количество объектов, которые одновременно охватываются вниманием с одинаковой степенью ясности и отчётливости. Средний объём внимания – 5-7 единиц информации.
4. Распределение внимания – это способность иметь в сознании несколько разнородных объектов, параллельно выполнять несколько разных видов деятельности. Оно зависит от психологического и физиологического состояния человека. При утомлении, а также при выполнении сложных видов деятельности, требующих повышенной концентрации внимания, область распределения внимания обычно сужается. Уровень распределения внимания зависит от ряда условий: от характера совмещаемых видов деятельности, от степени их сложности, от их знакомости и привычности. При этом, чем сложнее совмещаемые виды деятельности, тем труднее распределять внимание.
5. Переключаемость внимания– это скорость перевода внимания с одного объекта на другой. Она зависит прежде всего от значимости того объекта или вида деятельности, в сторону которых изменяется направленность внимания. Когда значимость другого объекта (или деятельности) превышает значимость того, на который сейчас направленно внимание, то происходит его переключение.
Характеристики внимания человека определяются как природными, так и социальными факторами. Например, устойчивость, концентрация и переключаемость внимания связаны со свойствами нервной системы человека (лабильностью, возбуждением и торможением). Социальная обусловленность внимания складывается прижизненно в результате обучения и воспитания, она связана с волевой регуляцией поведения, с избирательным сознательным реагированием на объекты.
Рис.4.14. Основные свойства внимания.
Речь
Человек – существо социальное, он живет всегда в окружении других людей и ему необходимо взаимодействовать с ними. В этом ему помогает такой психический процесс, как речь. Речью называется процесс практического применения человеком языка в целях общения с другими людьми. Речь является основным средством человеческого общения. Она позволяет получать и передавать большое количество информации, в частности такой, которая несет большую смысловую нагрузку, так как позволяет фиксировать в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств (абстрактные понятия, законы, правила и т.п.).
Речь позволяет человеку узнать, как жили, что думали и делали люди предыдущих поколений. С помощью письменной речи человек получил возможность сохранять и использовать опыт других людей.
С точки зрения жизненного значения речь имеет многофункциональный характер. Она является не только средством общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, информации (т.к. наши мысли, а также многое из того, что хранится в памяти оформлено словами), средством управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека.
Как средство общения речь характеризуется содержательностью, понятностью, выразительностью и воздейственностью, с помощью которых она и выполняет свои основные функции, а именно:
˗ выражения, т.е. передачи своих переживаний, чувств, отношений;
˗ воздействия, т.е. побуждения людей к действию;
˗ обозначения, т.е. дачи предметам и явлениям присущих только им названий;
˗ сообщения, т.е. обмена мыслями с другими людьми.
Существуют различные виды (или формы) речи: внешняя и внутренняя, устная и письменная, монологическая и диалогическая. Хотя все эти виды речи взаимосвязаны, их жизненное назначение неодинаково.
Внешняя речь, например, в основном является средством общения, внутренняя же – средством мышления.
Письменная речь чаще всего выступает как способ сохранения информации. Она более развернута, чем устная поскольку предполагает отсутствие обратной связи с собеседником. Также, письменная речь не имеет никаких дополнительных средств воздействия на воспринимающего кроме самих слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания.
Монолог обслуживает процесс одностороннего, а диалог двустороннего обмена информацией. Диалогическая речь – это речь поддерживаемая. В ходе нее собеседник ставит уточняющие вопросы, подает реплики, может помочь закончить мысль или направить беседу в другое русло.
Речь и язык – это не одно и то же. Язык – это система условных знаков, включающая слова с их значениями и синтаксис – набор правил, по которым строятся предложения. Речь – это язык в действии. Без усвоения языка она невозможна, в то время как язык может существовать и развиваться относительно независимо от конкретного человека, по законам, не связанным ни с его психологией, ни с его поведением.
В процессе развития психики (в филогенезе) речь первоначально выступала, скорее всего, как средство общения людей, способ обмена между ними информацией. На это указывают факты наличия у многих животных развитых средств коммуникации и только у человека ˗ способности пользоваться речью при решении интеллектуальных задач.
Главная функция речи у человека состоит в том, что она является инструментом мышления. Тот факт, что мышление человека неразрывно связано с речью, доказывают психофизиологические исследования. Регистрация электрических потенциалов мышц показала активность мышц, управляющих голосовыми связями, в то время когда человек решает мыслительные задачи.