Проблема групповой сплоченности в отечественной социальной психологии
Методологически исходными для решения проблемы групповой сплоченности в отечественной социальной психологии является принцип единства социальных и психологических факторов.
Рассматривая малую группу в определенной связи с обществом, большинство исследователей проблемы групповой сплоченности (Агеев В.С., Донцов А.И., Дуберман Ю.Е., Кричевский Р.Л., Немов Р.С., Обозов Н.Н. и др.] в качестве ее ведущего фактора выделяют совместную деятельность. Тогда процесс формирования группы и ее дальнейшего развития предстает как процесс возрастания групповой сплоченности, базирующийся не столько на увеличении ее эмоциональной привлекательности, сколько на основе все большего включения индивидов в процесс совместной деятельности, которая является основанием для возникновения как эмоциональных отношений, так и единства ценностных ориентаций.
Категория деятельности в отечественной психологии является одной из фундаментальных категорий. Посредством деятельности реализуется внутреннее единство биологического и социального в индивидуальном развитии человека, через деятельность человек включается в систему общественных отношений и, усваивая их, формирует свою общественную сущность (Буева Л.П., 1975). С деятельностью в той или иной степени связаны все проявления человеческого бытия. Поэтому данная категория приобретает всеобщее методологическое значение для раскрытия сущности различных сторон общества и человека. Значительный вклад в развитие понимания деятельности внесли С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Б.Г.Ананьев и др. С. Л. Рубинштейн (1959) выдвинул и всесторонне обосновал принцип единства сознания и деятельности. Человек и его психика, утверждал он, формируются и проявляются в изначально практической деятельности и потому должны изучаться через их проявления в основных видах деятельности. «Личность определяется своими отношениями к окружающему миру, общественному окружению, к другим людям. Эти отношения реализуются в деятельности, посредством которой люди познают мир (природу и общество) и изменяют его».
Совместная деятельность чаще всего рассматривается либо через призму деятельности индивида, либо как сумма индивидуальных деятельностей. Однако при таком подходе остаются малоисследованными особые качества, свойства, интегральные характеристики совместной деятельности, возникающей в процессе группового взаимодействия.
В структуре совместной деятельности можно выделить следующие компоненты (Социально-психологические методы…, 1990).
1. Общая цель. Под общей целью понимается идеально представленный будущий результат, которого стремится достигнуть общность индивидов (коллективный субъект). Общая цель может распадаться на более частные конкретные задачи, поэтапное решение которых приближает коллективный субъект к общей цели.
2. Общий мотив – непосредственная побудительная сила, которая побуждает общность индивидов к совместной деятельности.
3. Совместные действия как элементы совместной деятельности, направленные на выполнение текущих задач.
4. Общий результат – завершающий этап в структуре совместной деятельности, фиксирующий ее итог.
Важнейшим условием совместной деятельности является необходимость объединения (совмещения), распределения и согласования (координация) индивидуальных деятельностей. При этом всякая индивидуальная деятельность, какой бы важной она ни была, является лишь частью целого по отношению к совместной деятельности, сохраняя при этом относительную самостоятельность.
Совместная деятельность устанавливает определенную систему взаимосвязи и взаимозависимости индивидов. Так, Н. Н. Обозовым предложена следующая классификация взаимосвязанности членов группы (1990).
1. Изолированность (физическая и социальная). Это исключительно редко встречающаяся форма организации деятельности человека. Отсутствие взаимосвязанности обычно носит относительный характер.
2. Предполагаемая взаимосвязанность. Известно, что не только реальное взаимодействие и общение между людьми меняют их отношение друг к другу, но последнее может происходить в результате предполагаемого взаимодействия, предполагаемого общения, т.е. при ожидании взаимодействия человек оценивает других людей в зависимости от предполагаемой им ситуации.
3. Взаимосвязанность по типу «молчаливого присутствия» других людей при выполнении человеком какой-либо индивидуальной деятельности. Наиболее характерной особенностью взаимосвязанности данного уровня является так называемый публичный эффект, который заключается в изменении характеристик индивидуальной деятельности и поведения человека под влиянием пассивного присутствия других людей. По-видимому, «молчаливое присутствие» выступает наиболее элементарной формой совместности при выполнении деятельности.
4. Взаимосвязанность по типу «влияние и взаимовлияние», осуществляемая с помощью вербальных и невербальных средств воздействия, например через мнения и оценки участников совместной деятельности. В зависимости от этих мнений и оценок меняется восприятие этими участниками друг друга, их отношение и поведение, а, следовательно, и характеристики их деятельности.
5. Активная, или действенная, взаимосвязанность людей через средства совместных действий. Этот вид взаимосвязанности включает широкий диапазон видов совместной деятельности. Действенная взаимосвязанность может иметь разную степень проявления, от частичной или минимальной, до полной, или максимальной, когда действия одного участника становятся невозможными без действий других.
6. Коллективистская взаимосвязанность представляет собой качественно новую ступень развития группы. Взаимосвязанность этого уровня, во-первых, может включать в себя особенности предыдущих уровней, а во-вторых, характеризуется наибольшим совпадением личностно значимого, группового и общественно ценного содержания совместной деятельности. При этом личностное и групповое в содержании совместной деятельности подчинены общественно значимым целям совместной деятельности.
В любой совместной деятельности можно выделить два аспекта: собственно предметную деятельность и совокупность процессов, устанавливающих различные связи и зависимости между людьми в процессе деятельности и общения (Панферов В.Н., 1982).
Проблема взаимосвязи общения и деятельности относится к числу важнейших методологических проблем социальной психологии. Ее сущность сводится к вопросу: порождает ли деятельность общение или общение само является деятельностью?
Б. Ф. Ломов (1984) определял общение как самостоятельную базовую категорию в психологии. Автор отмечал, что «социальная обусловленность сознания в конкретно-психологическом изучении деятельности раскрывается главным образом через анализ процессов усвоения исторически сложившихся способов действий с предметами, овладения предметным миром. Это, конечно очень важный аспект психологического исследования. Но есть и другая, более важная сторона социального бытия человека – его общение с себе подобными. Мир человека – это не только мир предметов (естественный и преобразованный трудом, «очеловеченной» природы), но (и прежде всего) окружающие его живые люди» (Там же, с. 129). Б.Ф. Ломовым подчеркивается значимость исследования системы субъект-субъектных отношений, взаимодействия, взаимоотношения субъектов общения.
Проблема межличностных отношений также рассматривается Н. Н. Обозовым (1977; 1990). Определяя межличностные отношения как взаимную готовность партнеров к определенному типу чувств, притязаний, ожиданий и поведения, автор дает их классификацию, основанную на нескольких критериях: глубина отношений; избирательность в выборе партнера; функции отношений. Н. Н. Обозовым выделяются следующие виды отношений: отношения знакомства; приятельские; товарищеские; дружеские; любовные; супружеские; родственные; деструктивные.
Однако главным критерием, по мнению Н. Н.Обозова, является мера и глубина вовлечения личности в отношения. Автором подробно рассматриваются психологические свойства межличностных отношений, такие, как привлекательность, взаимовлияние, сопереживание, взаимопонимание.
Составными элементами привлекательности являются: симпатии-антипатии, притяжение-отталкивание. Симпатия-антипатия представляют собой переживаемое удовлетворение – неудовлетворение от реального или мысленного контакта с другим. Притяжение-отталкивание есть фактическая составляющая этих переживаний. Личностная привлекательность-непривлекательность может приобретать устойчивый характер между людьми, переходить во взаимную привязанность или неприязнь друг к другу.
Взаимовлияние определяется как процесс изменения мнений и оценок в общении человека с человеком. Взаимовлияние может быть ситуативным и устойчивым. Регуляторами взаимовлияний выступают: подражание, внушение, конформность и убеждение. Существенным моментом изменчивости мнений и оценок являются отношения симпатий-антипатий. Межличностные симпатии «навязывают» большее согласие, антипатии – несогласие. «К мнению симпатичного для нее человека личность относится менее критично и легче принимает его. Точно также люди довольно часто невольно отрицательно относятся к тем взглядам и воззрениям, которым следуют несимпатичные, по их мнению, люди» (Надирашвили Ш.А., 1974. С. 161). Межличностные взаимовлияния затрагивают не только «верхние пласты» отношений, но и приводят к определенным ценностным, характерологическим, интеллектуальным изменениям.
Сопереживание выступает как один из основных феноменов и механизмов регуляции межличностных отношений. Без этой способности невозможно не только коллективное, но и индивидуальное бытие. Отклик одного человека на переживание другого называют эмпатией. Выраженность эмпатии и ее форма (сочувствие, сопереживание) зависят как от природных особенностей личности, например темперамента, общей чувствительности (сенситивности), так и от условий воспитания, жизнедеятельности человека, его эмоционального опыта. Эмпатия возникает и формируется во взаимодействии и общении. В основе этого процесса лежит механизм осознанной или неосознанной идентификации.
Последняя, в свою очередь, является результатом действия более фундаментального свойства человека сравнивать способности, сравнивать себя, свою личность, поведение, состояние отношений с другими людьми. Эмпатическое переживание может быть как положительным – радость, удовлетворение, так и отрицательным – печаль, неудовлетворенность. Эмпатия – социально позитивное качество личности, она поддерживается общественными нормами жизни, но может иметь индивидуальный, избирательный характер, когда отклик возникает на прореживания не любого человека, а только значимого.
Взаимопонимание или взаимное непонимание – один из существенных моментов возникновения, развития и распада межличностных отношений. Существенная характеристика взаимопонимания – его адекватность. Она зависит от целого ряда факторов: от типа отношений между партнерами (отношений знакомства и приятельства, дружеских, любовных и супружеских отношений), товарищеских (деловых по сути отношений): от знака или валентности отношений (симпатий, антипатий, индифферентных отношений); от степени возможной объективации, проявляемости свойств личности в поведении и деятельности (общительность, например, легче всего наблюдаемое свойство личности).
Взаимопонимание – когнитивный процесс. Важный момент взаимопонимания - «согласие». Согласие - несогласие есть основной регулятор общения, взаимодействия. Без согласия партнеров, даже внешнего, поверхностного невозможно их функционирование как единого целого. Между взаимопониманием и согласием существуют сложные зависимости. Адекватное, полное и глубокое взаимопонимание не всегда сопровождается согласием. Во взаимопонимании доминирует когнитивный процесс, во взаимном согласии – эмоциональный и поведенческий. Адекватность взаимопонимания (по точности, полноте, глубине) зависит от целого ряда факторов, среди которых – степень «проявляемости» и «наблюдаемости» личностных качеств познающих друг друга, степень субординации и т.д. Общность точек зрения, единодушие позволяет оптимизировать процесс взаимопонимания людей.
Межличностные отношения определяются не только параметрами адекватности, но и идентификацией, определяемой как отождествление индивидом своей личности с личностью другого индивида. В основе этого феномена лежит механизм сравнения явлений, предметов, образов. Идентификация как процесс заканчивается определением сходства или различия между двумя личностями в сознании каждой из них. Сходство, подобие, возникшее как результат отождествления с другим позволяет формировать единство и целостность системы межличностных отношений.
Таким образом, проблема совместной деятельности в отечественной психологии рассматривается в единстве с процессами общения и межличностных отношений; включена в широкий контекст социальной деятельности, в систему общественных отношений.
В современной отечественной социальной психологии деятельностный подход к анализу психологических феноменов групп, коллективов наиболее полно представлен в стратометрической концепции групповой активности А.В.Петровским (1982).
Методологической основой построения концепции послужило представление о социально значимой совместной предметной деятельности как ведущем факторе становления и развития всех форм внутригрупповой активности (Донцов А.И., 1984). Акт деятельностного опосредования в данной концепции выступает важнейшим системообразующим признаком социально-психологических процессов, происходящих в группе. Группа с этих позиций выступает как иерархически выстроенная многоуровневая система активности, состоящая из различных слоев (страт) различной степени опосредованности процессом совместной деятельности.
Первый поверхностный слой образован совокупностью межличностных отношений непосредственной зависимости, теми слоями, взаимодействиями и эмоционально личностным контактами, которые не опосредованы содержанием совместной деятельности. Примерами активности этого уровня являются: взаимные симпатии и антипатии, взаимная привлекательность и непривлекательность и т.п.
Второй, более глубокий слой составляют взаимоотношения опосредованные ценностными характеристиками групповой деятельности. Развитость этого слоя справедливо считают показателем уровня развития группы. Высокая степень совпадения позиций, мнений, взглядов индивидов по вопросам, значимым для группы создается не в результате частоты эмоциональных контактов, а является итогом активной совместной групповой деятельности.
Третий, наиболее глубокий, «ядерный» слой. Он определяется конкретной, целенаправленной деятельностью всей группы: ее целями, задачами, местом в системе социальных отношений общества.
Стратометрическая концепция стала фундаментальной моделью в понимании сплочения групп и коллективов. Таким образом, формирование групповой сплоченности можно рассматривать как «последовательное включение совместной деятельности в опосредование многообразных контактов между членами группы» (Андреева Г.М., 1996. С. 213).
Проанализируем исследования отечественных психологов, занимающихся проблемами групповой сплоченности. Первое направление связано с работами, в которых сплоченность рассматривается в основном с позиций эмоционально-психологической привлекательности членов малых групп. Так, по мнению Н. В. Бахаревой (1975), сплоченность группы определяется характером эмоциональных отношений в группе, наличием взаимных симпатий.
Второе направление исследований групповой сплоченности основано на понимании ее как ценностно-ориентационного единства. «Ценностно-ориентационное единство (ЦОЕ) – это сходство мнений, оценок, позиций членов группы по поводу значимых для совместной деятельности событий, фактов, людей. Этот феномен был изучен такими исследователями, как А. В. Петровский, А.И. Донцов, Р.С. Немов. По А.В. Петровскому (1982), «сплоченность как ценностно-ориентационное единство – это характеристика системы внутригрупповых связей, показывающая степень совпадения оценок, установок и позиций группы по отношению к объектам (лицам, задачам, идеям, событиям), наиболее значимым для группы в целом» (Там же. С. 182). Автор подчеркивает, что единство ценностных ориентаций не предполагает полного совпадения мнений, оценок членов группы по различным вопросам, единообразия интересов, эстетических вкусов. «Ценностно-ориентационное единство в коллективе -это прежде всего оценок в нравственной и деловой сфере, в подходе к целям и задачам совместной деятельности» (там же).
Ценностно-ориентационное единство также изучалось Р. С. Немовым (1982), которым были выявлены различия его специфики в группах, отличающихся по характеру ведущей деятельности. Весьма плодотворным в исследовании групповой сплоченности в контексте ценностно-ориентационного единства стал подход предложенный А. И. Донцовым. Была выдвинута и экспериментально подтверждена гипотеза о том, что ведущим фактором сплоченности группы, коллектива выступает ценностное единство предметного уровня внутригрупповой активности, предметно-ценностное единство (ПЦЕ) (Донцов А.И., 1979), понимаемое автором как совпадение ценностей относительно предмета совместной групповой деятельности.
Р.Л. Кричевский и Е.Д. Дубровская (1991) выделяют два основных вида групповой сплоченности : инструментального типа, основанную на предметно-ценностном единстве группы, и эмоционального типа, определяющуюся взаимными симпатиями-антипатиями членов группы. При этом авторы полагают, что эмоциональная сплоченность не всегда основывается на поверхностных контактах индивидов; в группе может возникать эмоционально-ценностное единство, включающее в себя эмоциональную привлекательность участников на основе сходства их ценностных систем.
Третье направление изучения групповой сплоченности связано с поведенческими аспектами, способствующими оптимальному внутригрупповому взаимодействию и нацеленными на решение задач, стоящих перед группой.
Идея определения групповой сплоченности на основе оценки единства поведения участников группы и их действий, направленных на достижение цели в условиях совместной деятельности реализована в исследованиях Н. Н. Обозова (1977; 1990), где в качестве основных факторов сплоченности выделяются совместимость и срабатываемость участников совместной деятельности. «Срабатываемость основана на согласованности действий в процессе совместной трудовой деятельности. Она представляет собой одновременно и процесс, и результат совместной работы. На основе срабатываемости формируется совместимость» (обозов Н.Н., 1977. С. 64). Автором выделяются три уровня совместимости.
Физиологическая совместимость предполагает удовлетворенность людей друг другом на основе сходства индивидуально-физиологических характеристик, таких, как скорость и интенсивность протекания психических процессов, скорости реакций и т.д. Важную роль здесь играет темперамент.
Психологическая совместимость возникает на основе характерологических, личностных качеств взаимодействующих людей.
Социально-психологическая совместимость предполагает сходство ценностных ориентаций, взглядов, мнений, суждений, идеалов .
Таким образом, категория «единство» выступает как основное, базовое качество, характеризующее групповую сплоченность, выражающее целостность группы; групповая сплоченность понимается как единство эмоционально положительных отношений и переживаний членов группы, единство их ценностных ориентаций, единство действий и поступков, направленных на решение общегрупповых задач.
По своей направленности групповая сплоченность может быть положительной и отрицательной. В первом случае она ориентирована на достижение групповых целей, во втором – противоречит целям группы.
Если исходить из определений групповой сплоченности, можно заключить, что основным, базовым качеством, характеризующим сплоченность, является единство. При этом в социально-психологической литературе понятие «единство» часто употребляется как синоним сплоченности; в различных исследованиях в качестве детерминант сплоченности рассматриваются отдельные аспекты единства эмоциональный, ценностно-ориентационный, поведенческий, деятельностный. С нашей точки зрения, имеются существенные различия между феноменами сплоченности и единства. Единство характеризует индивидуумов как членов той или иной группы; данный феномен проявляется в совпадении мнений, оценок, а также действий и поступков членов группы, в возникновении эмоциональных положительных отношений, симпатий между ними. Единство может стихийно возникать между несколькими участниками, не являясь при этом комплексной характеристикой группы. Сплоченность есть интегральное, системное качество группы как единого целого, характеризующееся качественно новыми отношениями ее участников, выражающихся в сотрудничестве и взаимопомощи, принятием групповых целей, норм и ценностей, выработанных с учетом индивидуальных потребностей членов группы; согласованием действий в совместной групповой деятельности; в групповой атмосфере эмоционального комфорта, доверия, психологической безопасности. Сплоченность группы возникает на основе эмоционального, ценностного и поведенческого единства ее участников. Таким образом, формирование групповой сплоченности возможно посредством стихийного или целенаправленного формирования единства в сфере ценностных ориентаций, эмоциональной и в поведенческой сфере.
В качестве средства, формирующего единство членов группы (в эмоциональной, ценностной, поведенческой сферах) выступает, прежде всего, совместная деятельность. Чем выше опосредованность индивидов совместной деятельностью (т.е., включенностью членов группы в эту деятельность), тем выше степень их единства.
По нашему мнению, наиболее эффективным в плане формирования сплоченности видом деятельности является активное социально-психологическое обучение, проводимое в тренинговой группе. Тренинговая группа представляет собой одну из разновидностей малой группы, которая традиционно рассматривается как «немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов» (Андреева Г.М., 1996. С. 227). Специфика тренинговой деятельности позволяет интенсифицировать процессы, происходящие в группе, повысить мотивацию групповой деятельности, с помощью определенных тренинговых процедур воздействовать на участников, целенаправленно формировать их единство.