Язык и стиль научной работы
Языкуи стилюнаучно-исследовательской работы следует уделять самое серьезное внимание, т.к. именно языково-стилистическая культура автора лучше всего позволяет судить об его обшей культуре. Язык и стиль научно-исследовательской работы как часть письменной научной речи сложились под влиянием так называемого академического этикета, суть которого заключается в интеграции собственной истины. Уже выработались определенные традиции в общении ученых между собой как в устной, так и в письменной речи. Однако не следует полагать, что существует свод «писаных правил» научной речи. Можно говорить лишь о некоторых особенностях научного языка, уже закрепленных традицией.
Наиболее характерной особенностью языка письменной научной речи является формально-логический способ изложения материала. Это находит свое выражение во всей системе речевых средств. Научное изложение состоит главным образом из рассуждений, целью которых является доказательство истин, выявленных в результате исследования фактов действительности.
Для научного текста характерны смысловая законченность, целостность и связность. Важнейшим средством выражения логических связей являются здесь специальные функционально-синтаксические средства связи. Чтобы указать на последовательность развития мысли следует использовать:
1.вначале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит, итак и др.;
2. противоречивые отношения: однако, между тем, в то время как, тем не менее,
3. причинно-следственные отношения: следовательно, поэтому,
благодаря этому, сообразно с этим, вследствие этого, кроме того, к
тому же;
4. переход от одной мысли к другой; прежде чем перейти к ... обратимся к...рассмотрим, остановимся на.., необходимо рассмотреть;
5. итог, вывод: итак, таким образом, значит, в заключении отметим, все сказанное позволяет сделать вывод, подведя итог, следует сказать.
В качестве средства связи могут использоваться местоимения, прилагательные и причастия: данные, этот, такой, названные, указанные и др., не всегда такие и подобные им слова и словосочетания украшают слог, но они являются своеобразными дорожными знаками, которые предупреждают о поворотах мысли автора, информируют об особенностях его мысленного пути.
Читатель сразу понимает, что слова «действительно» или «в самом деле» указывают, что следующий за ними текст предназначен служить доказательством, слова «с другой стороны», «напротив» и «впрочем» готовят читателя к восприятию противопоставления, «ибо» - объяснения. Слова «приступим к рассмотрению» могут заменить заглавие рубрики. Они, играя роль невыделенных рубрик, разъясняют внутреннюю последовательность изложения, а потом в научном тексте очень полезны.
Такие устойчивые сочетания, как «привести результаты», «как показал анализ», «на основании полученных данных», «резюмируя сказанное», «отсюда следует, что», используют, чтобы выразить связи между частями высказывания.
В научной прозе широко представлены относительные прилагательные, поскольку именно такие прилагательные в отличие от качественных способны с предельной точностью выражать достаточные и необходимые признаки понятий. Для образования превосходной степени чаще всего используются слова «наиболее», «наименее».
Особенностью языка научной прозы является факт отсутствия экспрессии. Отсюда доминирующая форма оценки - констатация признаков, присущих определяемому слову. Поэтому большинство прилагательных являются здесь частью терминологических выражений. Отдельные прилагательные употребляются в роли местоимений- Так, прилагательное «следующие» заменяет местоимение «такие» и везде подчеркивает последовательность перечисления особенностей и признаков.
Обычно пишут «рассматриваемая проблема», а не «рассмотренная проблема», т.к. эта форма служит для выражения постоянного свойства предмета (в научных законах, закономерностях, установленных ранее или в процессе данного исследования). Она употребляется также при описании хода исследования, доказательства и т.д.
В научной речи очень распространены указательные местоимения «этот», «тот», «такой». Они не только конкретизируют предмет, но и выражают логические связи между частями высказывания (например: «Эти данные служат достаточным основанием для вывода...»). Местоимения «что-то», «кое-что», «что-нибудь» в силу неопределенности их значения в тексте дипломной работы не используются.
Поскольку научная речь характеризуется строгой логической последовательностью, поэтому для дипломной работы, требующего сложной аргументации и выявления причинно-следственных отношений, характерны сложные предложения различных видов с четкими синтаксическими связями. Преобладают сложные союзные предложения. Отсюда богатство составных подчинительных союзов «благодаря тому что», «между тем как», «так как», «вместо того чтобы», «ввиду того что», «оттого что», «вследствие того что», «после того как», «в то время как» и др. Особенно употребительны производные отыменные предлоги «в течение», «в соответствии с...», «в результате», «в отличие от...», «наряду с -..», «в связи с...» и т.п.
Объективность изложения - основная стилевая черта письменной научной речи, которая вытекает из специфики научного познания, стремящегося установить научную истину. Отсюда наличие в тексте научных работ вводных слов и словосочетаний, указывающих на степень достоверности сообщения. Благодаря таким словам тот или иной факт можно представить как вполне достоверный (конечно, разум но), как предполагаемый (видимо, надо полагать), как возможный (возможно, вероятно).
Обязательным условием объективности изложения материала является также указание на то, каков источник сообщения, кем высказана та или иная мысль, кому конкретно принадлежит то или иное выражение. В тексте это условие можно реализовать, используя специальные вводные слова и словосочетания (по сообщению, по сведениям, по мнению, по данным, по нашему мнению и др.).
Сугубо деловой и конкретный характер описаний изучаемых явлений, фактов и процессов почти полностью исключает индивидуальные особенности слога, эмоциональность и изобретательность. В настоящее время в научной речи уже довольно четко сформировались определенные стандарты изложения материала. Так, описание результатов наблюдений, например, можно оформить так: «Было выделено 4 группы...». Использование подобных конструкций позволяет сконцентрировать внимание читателя только на самом действии. Субъект действия при этом остается необозначенным, поскольку указание на него в такого рода научных текстах является необязательным.
Стиль письменной научной речи - это безличный монолог. Поэтому изложение обычно ведется от третьего лица, так как внимание сосредоточено на содержании и логической последовательности сообщения, а не на субъекте. Сравнительно редко употребляется форма первого и совершенно не употребляется форма второго лица местоимений единственного числа. Авторское «я» как бы отступает на второй план.
Сейчас стало неписаным правилом, когда автор научной работы вступает во множественном числе и вместо «я» употребляет «мы», считая, что выражение авторства как формального коллектива придает больший объективизм изложению. Действительно, выражение авторства через «мы» позволяет отразить свое мнение как мнение определенной группы людей, научной школы или научного направления. И это вполне объяснимо, поскольку современную науку характеризуют такие тенденции, как интеграция, коллективность творчества, комплексный подход к решению проблем. Местоимение «мы» и его производные как нельзя лучше передают и оттеняют эти тенденции. Став фактом научной речи, местоимение «мы» обусловило целый ряд новых значений и производных от них оборотов, в частности, с притяжательным местоимением типа «по нашему мнению».
Однако нагнетание в тексте местоимения «мы» производит малоприятное впечатление. Поэтому автору дипломной работы следует прибегать к конструкциям, исключающим употребление этого местоимения.
Например: «Вначале выясняют причины неуспеваемости, а затем определяют пути ее преодоления....». Употребляется также форма изложения от третьего лица, например: «Автор полагает...». Конструкции типа «Разработан комплексный подход к исследованию...», устраняют необходимость в фиксации субъекта действия и тем самым избавляет от необходимости вводить в текст работы личные местоимения.
Качествами, определяющими культуру научной речи, являются точность, ясность и краткость. Смысловая точность - одно из главных условий, обеспечивающих ценность заключенной в тексте дипломной работы информации. Действительно, неправильно выбранное слово может существенно исказить смысл написанного, дать возможность двоякого толкования той или иной фразы, придать всему тексту нежелательную тональность.
Ясность - это умение писать доступно и доходчиво. Практика показывает, что особенно много неясностей возникает там, где авторы вместо точных количественных значений употребляют слова и словосочетания с неопределенным или слишком обобщенным значением.
Очень часто авторы пишут «и т.д.» в тех случаях, когда не знают, как продолжить перечисление, или вводят в текст фразу «вполне очевидно», когда не могут изложить доводы. Обороты «известным образом» или «специальным исследованием» нередко указывают, что автор в первом случае не знает, каким образом, а во втором - какое именно исследование.
Во многих случаях нарушение ясности изложения вызывается стремлением отдельных авторов придать своему труду видимость научности. Отсюда и совершенно ненужное наукообразие, когда простым, всем хорошо знакомым предметам дают усложненные названия. Самое обычное понятие, обозначаемое общеизвестным словом, у таких авторов вдруг выступает под сугубо научным наименованием. Причиной неясности высказывания может стать неправильный порядок слов во фразе.
Нередко доступность и доходчивость называют простотой. Простота изложения способствует тому, что текст читается легко, т.е. когда мысли ее автора воспринимаются без затруднений. Однако нельзя отождествлять простоту и примитивность. Нельзя также путать простоту с общедоступностью научного языка. Популяризация здесь оправдана лишь в тех случаях, когда научная работа предназначена для массового читателя. Главное при языково-синтактическом оформлении текста научных работ, в том, чтобы его содержание по форме своего изложения было доступно тому кругу, на который такие работы рассчитаны.
Краткость- это умение избежать ненужных повторов, излишней детализации и словесного мусора. Каждое слово и выражение служит здесь той цели, которую можно сформулировать следующим образом: как можно не только точнее, но и короче донести суть дела. Поэтому слова и словосочетания, не несущие никакой смысловой нагрузки, должны быть полностью исключены из текста дипломной работы. Многословие, или речевая избыточность, чаще всего проявляется в употреблении лишних слов. Чтобы избежать многословия, необходимо прежде всего бороться с тем, чтобы в текст не попадали ненужные по смыслу слова. Такие слова в дипломной работе свидетельствуют не только о языковой небрежности ее автора, но и часто указывают на нечеткость представления о предмете речи или на то, что он просто не понимает точного смысла слова.
К речевой избыточности следует отнести и употребление без надобности иностранных слов, которые дублируют русские слова и тем самым неоправданно усложняют высказывание. Зачем, например, говорить «ничего экстраординарного», когда можно сказать «ничего особенного»; вместо ординарный - обыкновенный, вместо индифферентно - равнодушно, вместо игнорировать - не замечать, вместо лимитировать - ограничивать, вместо ориентировочно - примерно, вместо функционировать - действовать, вместо диверсификация - разнообразие, вместо детерминировать - определять, вместо апробировать - проверять и т.д.
Неправильное или параллельное употребление иноязычной лексики ведет, как правило, к ненужным повторениям, например: «форсировать что-либо ускоренными темпами» (форсировать и означает вести ускоренными темпами), «потерпеть полное фиаско (фиаско и есть полное поражение). Другая разновидность многословия - тавтология, т.е. повторение того же самого другими словами, например: «в августе месяце», «схематический план», «пять человек учеников» и т.п.
Краткость в передаче содержания научно-исследовательской работы достигается, благодаря различного рода сокращениям слов и словосочетаний, замене часто повторяющихся терминов аббревиатурами. При первом упоминании повторяющегося термина заменяющая его аббревиатура приводится в круглых скобках. Например: «Проверка и оценка знаний, умений и навыков (ЗУН) учащихся осуществляется систематически. Установлено, что проверка и оценка ЗУН учащихся...».
По ходу изложения материала, автор научно-исследовательской работы периодически ссылается на авторитетный источник для того, чтобы подтвердить собственные доводы или критически разобрать то или иное научное произведение. Для этого приводят цитаты, прибегают к пересказу текста первоисточника, ссылаются на конкретные факты, установленные тем или иным ученым. То, как правильно оформлять цитаты в дипломной работе, мы уже рассматривали в данном пособии, когда говорили о работе над литературными источниками.
В текст научно-исследовательской работы включается заимствованный у разных авторов материал. Чтобы не быть обвиненным в научном плагиате, следует обязательно указать источник, на который делается ссылка.По месту расположения относительно основного текста научно-исследовательской работы ссылки бывают I) внутритекстовые, т.е. являются частью основного текста; 2) подстрочные, т.е. вынесенные из текста вниз страницы; 3) затекстовые, т.е. вынесенные за текст всего произведения или его части.
Внутритекстовые ссылки используются, когда значительная часть ссылки вошла в основной текст научно-исследовательской работы так ограничено, что изъять ее из этого текста невозможно, не заменив этот текст другим. Существует несколько способов связи основного текста дипломной работы с описанием источника. Чаще всего для этой цели служит порядковый номер источника, указанного в списке использованной литературы. В тексте дипломной работы этот номер берется в квадратные скобки. Например, Ерастов М.П. [12].
При указании в основном тексте на страницу источника, последняя также заключается в квадратную скобку. Например: [37, с. 145], что означает 35-й источник, 145-я страница.
Подстрочные ссылки (сноски) на источники используются в тексте дипломной работы, когда ссылки нужны по ходу чтения, а внутри текста их разместить невозможно или нежелательно, чтобы не усложнять чтение и не затруднять поиски при наведении справки. Сноски приводят в конце страницы, от основного текста они отделяются сплошной чертой. Для связи подстрочной ссылки с текстом используются знаки сносок в виде звездочки или цифры (арабской). Знак сноски располагают в том месте, где по смыслу заканчивается мысль автора. Сноски нумеруются в последовательном порядке в пределах каждой страницы. На каждой следующей странице нумерация ссылок начинается сначала [2,3,4].
В процессе выполнения дипломной работы, в частности при обобщении результатной опытно-педагогической работы, накапливается цифровой материал. Когда такого материала много или когда имеется необходимость в сопоставлении и выводе определенных закономерностей, его оформляют в виде таблицы. Таблицапредставляет собой такой способ передачи информации, при котором цифровой или текстовой материал группируется в колонки, отграниченные одна от другой вертикальными и горизонтальными линейками.
Цифровой материал, как правило, оформляют в виде таблиц. Пример оформления таблицы приведен на рисунке 1.
Таблица ____ - ________________________
номер название таблицы
Головка | Заголовки граф | |||||
Подзаголовки граф | ||||||
Строки (горизонтальные ряды) | ||||||
Боковик Графы
(графа для (колонки)
заголовков)
Рисунок 1 - Образец оформления таблиц
По содержанию таблицы делятся на аналитические и неаналитические. Аналитические таблицы являются результатом обработки и анализа цифровых показателей. Как правило, после таких таблиц делается обобщение в качестве нового (выводного) знания, которое вводится в текст словами: «таблица позволяет сделать вывод, что...», «из таблицы видно, что...», «таблица позволит заключит, что...» и т.п. Часто такие таблицы дают возможность выявить и сформулировать определенные закономерности. В неаналитических таблицах помешаются, как правило, необработанные статистические данные, необходимые лишь для информации и констатации.
Таблица состоит из следующих элементов: порядкового номера и тематического заголовка, боковика, заголовков вертикальных граф, горизонтальных и вертикальных граф основной части (см. приложение 4). Порядковый номер таблицы служит для ее связи с текстом. Он состоит из слова «таблица» и цифры ее номера в научно-исследовательской работе. Слово «таблица» пишется с прописной буквы, значок «№» перед порядковым номером и точку после него не ставят (например: Таблица 3). Если в научно-исследовательской работе одна таблица, то ни нумерационный заголовок, ни слово «таблица» не нужны. В этом случае в тексте слово «таблица» необходимо писать без сокращения, например:
Как видно из таблицы ...
По результатам анализа (см. таблицу) видно, что...
Если в дипломной работе две таблицы и более, то они должны быть пронумерованы, и на каждую необходима ссылка в тексте. Слово «таблица» в этом случае приводят в сокращенном виде, знак «№» не ставят, например:
Данные анализа (таблицы 3) показывают, что...
В случае повторных ссылок в тексте необходимо к ссылке добавлять общепринятое сокращение от слова «смотри» - см., например:
Повторный анализ (см. таблицу 3 ) свидетельствует, что ...
Тематический заголовок определяет содержание таблицы и употребляется в случае необходимости ее использования без обращения к тексту. Такой заголовок, как и нумерационный, пишется с прописной буквы, без точки на конце. Ссылку на таблицу следует сформировать таким образом, чтобы не дублировать тематический заголовок, в котором следует избегать употребление следующих слов: значение, величина, расчет, зависимость.
По ходу изложения материала автор научно-исследовательской работы представляет отдельные виды иллюстративного материала. Иллюстрировать работу необходимо исходя из определенного общего замысла, по тщательно продуманному тематическому плану, который помогает избавиться от иллюстраций случайных, связанных с второстепенными деталями текста, и предупредить неоправданные пропуски иллюстраций к важнейшим темам. Каждая иллюстрация должна отвечать тексту, а текст - иллюстрации. Основными видами иллюстративного материала в дипломной работе являются: схема, диаграмма, график, фотография и др.
Схема - это изображение, передающего обычно с помощью условных обозначений и без соблюдения масштаба основную идею какого-либо предмета или процесса и показывающего взаимосвязь их главных - элементов.
Диаграмма - один из способов графического изображения зависимости между величинами. Диаграммы составляются для наглядности изображения и анализа массовых данных. В соответствии с формой построения различают диаграммы плоскостные, линейные и объемные. В дипломных работах наибольшее распространение получили линейные диаграммы, а из плоскостных - столбиковые (ленточные) и секторные.
Результаты обработки числовых данных можно представить в виде графиков, т.е. условных изображений величин и их соотношений через геометрические фигуры, точки и линии графики используются как для анализа, так и для повышения наглядности иллюстрируемого материала.
Фотография - особенно убедительное и достоверное средство наглядной передачи действительности. Она применяется тогда, когда необходимо с документальной точностью изобразить предмет или явление со всеми его индивидуальными особенностями.
Все иллюстрации в дипломной работе должны быть пронумерованы. Нумерация сквозная, т.е. через всю работу. Если иллюстрация в работе единственная, то она не нумеруется. Каждую иллюстрацию необходимо снабжать подрисуночной подписью, которая должна соответствовать основному тексту и самой иллюстрации. Подпись под иллюстрацией имеет четыре основных элемента:
1. Наименование графического сюжета, обозначаемого словом « Рисунок»;
2. Порядковый номер иллюстрации, который указывается без знака
номера арабскими цифрами;
3.Тематический заголовок иллюстрации, содержащий текст с характеристикой изображаемого в наиболее краткой форме;
4.Экспликация, которая строится так: детали сюжета обозначают
цифрами, затем эти цифры выносят в подпись, сопровождая их текстом.
Экспликации не заменяют общего наименования сюжета, а лишь поясняют его.
Пример:
Рисунок 4 - Результаты выполнения контрольного среза:
1- начало опытно-педагогической работы;
2- конец опытно-педагогической работы.
В тексте на иллюстрации делаются ссылки, содержащие порядковые номера, под которыми иллюстрации помещены в дипломной работе. Ссылки не оформляются как самостоятельные фразы, в которых лишь повторяется то, что содержится в подписи. В том месте, где речь идет о теме, связанной с иллюстрацией, и где читателя нужно отослать к ней, помещают ссылку либо в виде заключенного в круглые скобки выражения (рисунок 4), либо в виде оборота типа: «...как это видно на рисунке.4», «....как это видно из рисунка 4».
Перед тем как переходить к окончательной обработке черновой рукописи, полезно обсудить основные положения ее содержания с научными руководителями. Когда черновая рукопись готова, переходят к работе над беловой рукописью. Все нужные материалы собраны, сделаны необходимые обобщения, которые получили одобрение научного руководителя. Теперь начинается детальная шлифовка текста рукописи. Проверяются и критически оцениваются каждый вывод, таблица, иллюстрация, каждое предложение и каждое отдельное слово.
Еще раз проверьте, насколько заглавие работы и название ее глав и параграфов соответствует их содержанию, уточните композицию дипломного произведения, расположение материалов в их рубрикацию. Желательно также еще раз проверить убедительность аргументов в защиту своих положений. Здесь, как уже говорилось, целесообразно посмотреть на свое произведение как бы «чужими глазами», строго критически, требовательно и без каких-либо послаблений [3, 4].
Вопросы
1. Какие методы анализа используются для оценки результатов педагогического воздействия?
2. Какие понимаются сведения под статистическими данными?
3. Что является важнейшей характеристикой выборки?
4. Перечислите некоторые способы статистической обработки полученного исследовательского материала
5. Какой способ является характерной особенностью языка письменной научной речи изложением материала?
6. Что представляет собой такой способ передачи информации, при котором цифровой или текстовой материал группируется в колонки?
7. Из каких элементов состоит таблица?