Примерная схема психолого-педагогической характеристики личности школьника
Ф.И.О.____________________ Возраст____________________
Класс_____________________ Школа_____________________
Психолого-педагогические особенности. | Психолого-педагогические выводы и рекомендации. |
1. Особенности физического развития. | |
Здоровье ребёнка (здоровый или ослабленный), рост (отстаёт в росте или очень рослый), вес (нормальный, избыточный, недостаточный), есть ли недостатки зрения, слуха, нарушение осанки. Уровень развития моторики (в частности мелких движений). Соответствие физического развития возрасту. Методы: анализ документации, наблюдение, беседы с родителями, учителями, школьным врачом. | Как влияют физические особенности школьника на развитие его личности? В чём и как это проявляется? Если влияние негативное, существует ли возможность коррекции? Как её осуществить? |
2. Характеристика семейной среды. | |
Состав семьи, профессия и место работы родителей, взаимоотношения в семье, особенности психологического климата, отношение взрослых к ребёнку, позиция ребёнка в семье. Методы: беседа с членами семьи, учеником, анкета на выявление отношения ученика к близким людям. | Отметить положительные и отрицательные факторы семейной среды, их влияние на развитие личности ребёнка. Что следовало бы изменить, усилить или сохранить? |
3. Взаимоотношения ученика со сверстниками. | |
Социальный статус и социальная роль ученика в коллективе, его отношение к товарищам по классу (кого считает другом, кому благосклонен, с кем конфликтует и по каким причинам), какие моральные качества проявляются во взаимоотношениях с одноклассниками, отношение к нему одноклассников (какие отличают положительные или отрицательные черты), совпадают ли их оценки с оценкой учителя. Имеет ли друзей вне класса. С кем общается вне школы, каков характер этих взаимоотношений. Методы: наблюдение, беседа с учителем, социометрия, референтометрия. | Сделать вывод: благоприятна ли позиция ученика в классе, как это сказывается на развитии его личности. Чем определяется его позиция в коллективе? Что и как следовало бы изменить в социометрическом статусе школьника? Проанализировать особенности общения вне школы. Какое влияние оно оказывает на школьника? Возможности исправления отрицательных черт, проявляющихся во взаимоотношениях с другими людьми. |
4. Учебная и трудовая деятельность. | |
Успеваемость, уровень знаний. Отношений к учёбе (общий интерес к учёбе, учению, отношения к различным предметам), старательность умение учиться (работать с книгой, заучивать, составлять планы, контролировать себя), основной мотив учения. Наличие трудовых навыков и умений, предпочитаемые виды труда. Отношение к труду, организованность и дисциплинированность в труде, привычка к длительным трудовым усилиям. Методы: анализ документации, наблюдение, беседы с учителями, родителями, учеником, анкетирование, методики по выявлению сформированности учебной деятельности. | Проанализировать причины того или иного отношения к труду, возможные пути перестройки отрицательного или активизация положительного отношения. Какие умения (учебные и трудовые) необходимо сформировать у школьника, какими способами? |
5. Направленность личности школьника. | |
Учебные и неучебные интересы (их направленность, широта, глубина, активность). Убеждения, мечты. идеалы. Наличие специальных способностей: музыкальных, артистических, художественных и др. Методы: экспериментальные методики к разделу 5. | Рекомендации по реализации интересов в учебной и внеучебной деятельности. Учет интересов при распределении общественных поручений. Возможные пути коррекции негативной направленности личности |
6. Интеллектуальные особенности. | |
Общее умственное развитие, осведомлённость, понятливость, словарный запас, умение выразить мысль. Особенности мышления: умение анализировать, сравнивать, выделять существенное, обобщать, делать выводы, уровень развития наглядно-образного и понятийного мышления. Характеристика воображения (оригинальность, богатство, уровень развития творческого воссоздающего воображения). Особенности памяти (объём, быстрота, прочность, преобладающий тип). Характеристика восприятия наблюдательности. Особенности внимания (концентрация, распределение, объём). Методы: наблюдение, экспериментальные методики к разделу 4. | Рекомендации по формированию недостаточно развитых примеров мышления, запоминания, наблюдения. Возможные для данного ученика пути повышения уровня умственного развития, коррекции имеющихся недостатков внимания памяти, мышления, воображения. Учёт интеллектуальных особенностей ученика в учебной работе. |
7. Особенности нервной системы и темперамента. | |
Определить тип высшей нервной деятельности, описав силу протекания нервных процессов, их уравновешенность и подвижность. Проявление свойств темперамента: сензитивность, реактивность, активность, соотношение реактивности и активности, темы реакций, пластичность и ригидность, экстраверсия, интроверсия. Методы: наблюдение, беседа с учеником, учителями, методика определения силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов, типа темперамента и его отдельных свойств. | Рекомендации по учёту темпераментных особенностей ученика в индивидуальном подходе: в учебной и внеучебной деятельности, при назначении общественных поручений. |
8. Особенности характера. | |
Ярко выраженные черты характера, проявляющихся в отношении к людям, учёбе, труду, самому себе. Самооценка, уровень притязаний, волевые черты характера. Преобладающее настроение. Реакция на препятствия (фруктация). Методы: наблюдение, беседа с учеником, родителями, методика по определению самооценки, уровня притязаний. | Проанализировать причины формирования положительных или отрицательных черт характера школьника. Возможные пути и способы формирования положительных и преодоление отрицательных качеств. |
9.Общие выводы. | |
Сделать выводы о сильных и слабых сторонах личности учащейся. Определить возможные перспективы дальнейшего развития. | Главные причины недостатков, пути их преодоления. |
10. Работа по формированию личности школьников. | |
Описать проведённую во время изучения ученика индивидуальную работу с ним. Какие умения и навыки удалось у него сформировать? | Проанализировать индивидуальную работу с учеником. Удалось ли достичь целей? Какие допущены ошибки, что считается своей удачей? |
Приложение № 35