Что такое Kindergarten
Дошкольное образование в Германии
У дошкольного образования в Германии давние традиции. Красивое необычное название «детский сад», или по-немецки Kindergarten, придумал почти двести лет назад немецкий педагог Фридрих Фребель. Именно в Германии и были открыты первые детские сады, а название Kindergarten вошло и в другие языки, например, kindergarten в английском.
Что такое Kindergarten
Первый центр по уходу за детьми, чьи матери были вынуждены работать, открылся в 1802 году. Посещали его лишь дети бедняков. Позднее появились и другие учреждения, основная цель создания которых заключалась в том, чтобы позволить немецким женщинам среднего класса работать вне дома. Работа в детских центрах носила религиозно ориентированный характер. Церковь отрицала представление об изначальной невинности детей. Вот что произнес представитель администрации берлинского общества на праздновании его 20-летия: «Мы знаем, что природа ребенка порочна. Как она проявляется и что с этим можно сделать, вам могут рассказать сотрудники детских центров». В качестве методов искоренения порока использовались не физические наказания, а религиозные чтения и запрет на игру (при этом ребенка вынуждали некоторое время стоять в углу или сидеть на скамейке).
Фридрих Фребель придерживался иных взглядов. С его точки зрения, дети обладают врожденными способностями, которым лишь нужно дать возможность развиваться: «С самых малых лет дети должны найти в себе центр всех сил... Они должны быть свободны и стоять на собственных ногах, наблюдать и исследовать собственными глазами».
В 1839 г. Фридрих Фребель основал первый «сад для детей» – Kindergarten, предназначенный для того, чтобы учить малышей и тем самым готовить их к жизни в обществе. По чему именно сад? Подобное сравнение имело для Ф. Фребеля вполне конкретный смысл – подобно тому, как растение окружено заботой садовника, малыши окружены в детском саду любовью взрослых. В детском саду дети занимались той деятельностью, которая позволит им «служить Богу, единой Германии и всему человечеству». Ф. Фребель подчеркивал, что «детство – это не подготовка ко взрослой жизни: оно обладает собственной ценностью и творческой силой».
«Игра – это не ребячество»
Ф. Фребель разработал специальные материалы для детей («дары») и соответствующие занятия, предназначенные для постепенного развития (в основном это работа с карандашом, бумагой и клеем). Материалы, используемые на занятиях, были известны и ранее, однако никто не применял их для обучения детей. Ф. Фребель руководствовался тем, что дошкольное обучение должно бережно направлять активность детей на взаимодействие с физическим миром.
В качестве основной деятельности в детском саду выступала структурированная игра. «В этот период игра – это не ребячест во, а высший уровень развития ребенка».
Работа с «дарами» определялась следующими принципами:
Материалы нужно использовать таким образом, чтобы сохранить идею отношения части к целому.
Всем построенным объектам необходимо давать название, чтобы закреплять их в опыте ребенка.
Чем меньше ребенок, тем больше нужно говорить с ним об осуществляемой деятельности.
Если постройка осуществляется одним ребенком – не следует позволять ему использовать кубики других детей.
Совместное строительство должно практиковаться каждый день.
Правила № 2 и № 3 направлены на развитие языковых навыков детей.
Правило № 4 указывает на необходимость достаточного количества материала для каждого ребенка, чтобы он мог осуществить свой замысел и не мешать другим детям.
Правило № 5 говорит о важности совмест ной деятельности детей. Развитие мышления невозможно в одиночестве – только находясь рядом с детьми и взрослыми ребенок получает опыт оценки и принятия собственной деятельности.
«Дары» позволяют осуществлять последовательное обучение детей с помощью возрастающих по сложности заданий: от конкретного к абстрактному – последние «дары» направлены на развитие математических способностей, словарного запаса и подготавливают дошкольника к изобразительной деятельности. По мнению Ф. Фребеля, «обучение требует знаний в области религии, природы и математики. Изучение искусства необходимо не для самовыражения, а для понимания, открывающего высший порядок в мире. Только понимание целостно сти этих трех областей может стать основой достойного воспитания детей».
Педагогика Ф. Фребеля всячески подчеркивала единение ребенка, социума и природы. Все многообразие проявлений человеческой природы, по мысли Ф. Фребеля, объединялось в идее Бога. Детский сад служит для того, чтобы перевести ребенка от индивидуальной жизни дома к жизни социальной. Для этого необходимо, чтобы ребенок мог наблюдать за окружающим миром. На занятиях в саду дети выращивали растения, ухаживали за ними, постигая простейшие законы природы. Малышам рассказывали о различных профессиях, обучали элементарным бытовым навыкам.
Дошкольное воспитание и образование в Германии является низшей, так называемую элементарную ступень системы образования Германии образуют детские сады. Первые учреждения для маленьких детей, где за ними ухаживали, появились в начале XIX в. Главной функцией таких учреждений был присмотр в течение всего дня за детьми промышленных рабочих, пока те находились на производстве. Рабочих мало интересовало внедрение образования в программу по уходу за детьми.
В буржуазной среде детские сады предназначались для того, чтобы дополнить семью, они были организованы так, чтобы подготовить детей к школе.
В современных детских садах Германии главным в воспитательной работе является развитие речи, детской личности, социальное воспитание и игра. В детском саду дети, как правило, проводят время только до обеда, а вторую половину дня они находятся дома, в своей семье. Между тем есть детские сады и детские учреждения и с продленным днем. Сегодня в ФРГ свыше 30 % детей от трех до шести лет посещают в детские сады.
Приходится констатировать, что сеть дошкольных учреждений развита в стране слабо. Небольшое число детских садов, находящихся в основном в частном ведении, охватывают детей от трех до пяти лет. Кроме того, сеть дошкольных детских учреждений, по нашим меркам, не совсем удобна. В основном это связано с графиком работы детских садов. Например, детский сад может работать с 7 до 12 часов дня. Иногда родителей просят забирать ребенка на обед и потом приводить обратно. Если сад работает, например, до 16 часов, то раньше ребенка забрать нельзя. Эта ступень образования Германии, представленная в основном частными дошкольными образовательными учреждениями, не является обязательной, и государство не принимает участия в ее финансировании.
В отличие от наших детских садов, в Германии не ведется дошкольная подготовка детей – садики не относятся к Министерству образования и не имеют соответствующей программы, целенаправленной финансовой помощи родителям, дети которых посещают детские сады, государство не оказывает.
На данный момент детских садов в Германии практически нет. Зато в этой стране очень развита индустрия нянек. Чем-то средним между нянькой и детсадом можно считать так называемые «Вальфдорские школы». Это школы-интернаты, в которых дети учатся с ясельного возраста и до получения среднего образования. В каждой такой школе на каждую нянечку приходится всего по два ребенка. Все воспитатели и подавляющее большинство преподавателей – женщины. В средней школе германские дети учатся тринадцать лет и заканчивают её в 19-летнем возрасте. Основной принцип немецкой школы – не нагружать ребенка, поэтому, кстати, она считается слабой в образовательном плане.
Дошкольное образование в Германии необязательно (т.е. детские сады не входят в систему обязательного образования).