Её отрасли и основные категории
Воспитание как функция присуще природе человеческого общества. Человек рождается как биологическое существо. Чтобы он стал личностью, его нужно воспитать. Воспитание облагораживает его, прививает необходимые качества. Эта функция органично входит в жизнь человека, составляя необходимую основу его существования и развития. Этим занимается наука о воспитании, которая называется педагогикой. Педагогика получила своё название от греческих слов «пайдос» – дитя и «аго» – вести, что означает буквально «детоведение, детовождение». В Древней Греции педагогом называли раба, наблюдающего за ребёнком, отвечающего за посещение им школы.
Педагогическая мысль зародилась и на протяжении тысячелетий развивалась в древнегреческой, древневосточной и средневековой теологии и философии. Впервые педагогика была вычленена из системы философских знаний в начале XVII в. английским философом и естествоиспытателем Фрэнсисом Бэконом и закреплена как наука трудами чешского педагога Яна Амоса Коменского. Накопление знаний привело к возникновению особой науки о воспитании детей. Такое понимание педагогики сохранилось вплоть до середины XX в. И только в последние десятилетия возникло понимание того, что в квалифицированном педагогическом руководстве нуждаются не только дети, но и взрослые. К настоящему времени педагогика является многоотраслевой наукой, функционирующей и развивающейся в тесной взаимосвязи с другими науками.
Самое краткое, общее и вместе с тем относительно точное определение педагогики – это наука о воспитании человека. Понятие «воспитание» здесь употребляется в самом широком смысле, включая образование, обучение, развитие[3].
Объектом педагогики является процесс образования в целом и во всех его аспектах (генетическом, социо-культурном, личностном, прогностическом, управленческом и др.) как социальный феномен. Она изучает всю систему педагогических явлений и процессов, связанных с целенаправленным развитием индивида, его физическим, духовным и социальным становлением.
Предмет педагогики – интегративные качества образовательного процесса, его факторы и функции, прежде всего целенаправленное формирование и развитие личности в системе отношений образовательного процесса и составляющие этого процесса социализация (приобщение к социальным ценностям, вхождение в систему социальных отношений) и индивидуализация (формирование собственной неповторимой «самости» на основе имеющихся задатков и ранних новообразований)[4].
Категории – это наиболее ёмкие и общие понятия о сущности и свойствах науки. Педагогические категории – основные педагогические понятия, выражающие научные обобщения. К основным педагогическим категориям относятся: воспитание, образование, обучение, развитие, формирование, самовоспитание. Рассматривая эти и другие категории в единстве, объединяют их термином «категориальный аппарат».
Воспитание – целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В педагогике понятие «воспитание» употребляется в широком и узком социальном смысле, а также в широком и узком педагогическом значении[5].
В широком педагогическом смысле воспитание – это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.
В узком педагогическом смысле воспитание – это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач[6].
Образование– результат обучения. В буквальном смысле оно означает формирование образов, законченных представлений об изучаемых предметах. Образование – это объём систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый.
Образованным принято называть человека, который овладел определённым объёмом систематизированных знаний, и, кроме того, привык логически, выделяя причины и следствия, мыслить. Главный критерий образованности – системность знаний и системность мышления, проявляющиеся в том, что человек способен самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний с помощью логических рассуждений.
В древнем афоризме: «Образование есть то, что остаётся, когда всё выученное забывается» – большая доля истины[7]. В образовании выделяются процессы, которые обозначают непосредственно акт передачи и приёма опыта поколений. Обучение – ядро образования.
Обучение –целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками икомпетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни[8]. В начале XX в. в понятие обучения стали включать два основных компонента – преподавание и учение.
Существует точка зрения, что обучение (преподавание) – это характеристика педагогического процесса со стороны деятельности учителя, а учение – со стороны деятельности ученика.
Развитие– это процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека. Оно связано с постоянными, непрекращающимися изменениями, переходами из одного состояния в другое, восхождением от простого к сложному, от низшего к высшему[9].
Формирование– процесс становления человека как социального существа под воздействием определённых факторов – экологических, социальных, экономических, психологических, идеологических и т. д. Воспитание – один из важнейших, но не единственный фактор формирования личности. Формирование подразумевает некую законченность человеческой личности, достижение уровня зрелости, устойчивости[10].
Самовоспитание – выработанное в процессе воспитания стремление и умение через осознание собственных достижений и недостатков совершенствовать свои личностные качества, преодолевать собственные заблуждения и недостатки; способствует самоопределению и самореализации[11].
Педагогика – обширная наука. Предмет, который она изучает, настолько сложен, что отдельная наука не в состоянии охватить его сущность, все связи и опосредования. Педагогика, пройдя длительный путь развития и накопив большой объём информации, превратилась к настоящему времени в разветвлённую систему научных знаний. Поэтому современную педагогику правильнее называть системой наук о воспитании.
В общепринятый перечень научных дисциплин, составляющих структуру педагогики, в настоящее время принято включать довольно значительное их число. В целом эта структура выглядит следующим образом: ясельная педагогика, дошкольная педагогика, педагогика школы, педагогика профессионально-технического образования, педагогика среднего специального образования, педагогика высшей школы, производственная педагогика, военная педагогика, социальная педагогика, сравнительная педагогика, история педагогики, пенитенциарная педагогика и др.[12]
§ 2. Пенитенциарная педагогика как отрасль педагогической науки,
её задачи и категории
Каждую воспитательную систему «обслуживает» специальная отрасль педагогической науки. Изучением процесса исправления осуждённых занимается пенитенциарная педагогика– одна из самостоятельных отраслей педагогики. Объектом пенитенциарной педагогики является воспитательная система органов, исполняющих уголовное наказание, предметом– закономерности и особенности исправления осуждённых в рамках исполнения уголовного наказания как меры государственного принуждения.
Одна из важнейших категорий пенитенциарной педагогики – исправление осуждённых. Исправление осуждённых – это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения[13].
Исправление является не только целью, которую ставит уголовно-исполнительное законодательство, но и важнейшей категорией пенитенциарной педагогики. Без правильного её понимания невозможно достижение положительных результатов. Исправление в пенитенциарных учреждениях представляет собой воспитание у осуждённых правопослушного поведения, соответствующего нравственным и правовым нормам, принятым в обществе и государстве (на уровне действующего уголовного законодательства)[14].
Современные тенденции пенитенциарной педагогики связаны с разработкой системы социально-педагогических воздействий на осуждённых, гуманизацией этого процесса, подготовкой педагогических кадров для исправительных учреждений, привлечением общественных организаций, в т. ч. благотворительных, религиозных и пр.
Пенитенциарная педагогика, изучая воспитание как общественное явление, связана с другими науками об обществе. Философия, являясь наукой о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления составляет научный фундамент, на котором развивается пенитенциарная педагогика. Вместе с тем у пенитенциарной педагогики и философии имеется ряд общих проблем: цели воспитания и формирования человека; взаимосвязь между воспитанием и другими общественными явлениями; проблемы формирования мировоззрения; отношения коллектива, групп и личности и др.
Социология исследует влияние социальной среды на человека и отношения между людьми, изучает особенности развития экономики, культуры, их влияние на формирование личности, помогает раскрыть условия и причины преступности.
Этиказанимается разработкой нравственности. Она связана с вопросами нравственного воспитания, формирует ответы на вопросы о добре и зле, о правильном поведении осуждённого, о правильной жизни.
Эстетика,изучающая общие закономерности развития эстетических отношений к действительности и искусству и формирования эстетических идеалов, служит научной основой эстетического воспитания. Эти основы разрабатывает пенитенциарная педагогика, оказывая влияние на культуру поведения и общение осуждённых.
Право, являясь регулятором общественных правоотношений, регламентирует деятельность исправительного учреждения. Степень регламентации деятельности и процесса воспитания зависит от вида наказания и органа, его исполняющего. Правовой характер требований способствует выработке привычки исполнять законы дисциплинированно и ответственно.
Возрастают связи пенитенциарной педагогики с экономикойна основном этапе развития общества.
Физиология,являясь естественно-научной базой пенитенциарной педагогики, опирается на данные физиологии о развитии высшей нервной деятельности и типологические особенности нервной системы, первой и второй сигнальной систем, о развитии и функционировании органов чувств, опорно-двигательного аппарата и т. д. Знание физиологических основ помогает воспитателю яснее представить себе некоторые механизмы исправления личности осуждённого и более успешно решать многие вопросы повышения эффективности воспитательного процесса в колонии.
Психологиякак наука о фактах, закономерностях и механизмах психики, определяющей восприятие человеком действительности и регулирующей его поведение, исследует разнообразные психические процессы, состояния и качества (мышление, память, воображение, чувства, воля и т. д.), формирующиеся в процессе развития человека, его воспитания. Она вооружает пенитенциарную педагогику знаниями многих уже познанных наукой условий и механизмов протекания внутренних процессов исправления личности.
Таким образом, пенитенциарная педагогика связана с рядом других наук. Эта связь осуществляется в самых разнообразных формах, начиная от совместного исследования общих проблем или использования педагогических данных и фактов других наук, ряда терминов и положений и заканчивая применением методов этих наук в пенитенциарно-педагогических исследованиях[15].
§ 3. Методологические основы пенитенциарной педагогики
Пенитенциарная педагогика изучает методологические проблемы, сущность которых заключается в определении предмета научных поисков и обосновании теории исправления и перевоспитания лиц, отбывающих уголовное наказание в условиях лишения свободы и без изоляции от общества.
Методология – это учение об организации деятельности. Предмет методологии – организация деятельности[16].
Термин «теория» употребляется в двух основных значениях: в широком значении теорией называют всю область научного знания в отличие от практической деятельности людей; в узком значении теория – это система обобщающих положений, которые отражают сущность изучаемых процессов, объясняют их, дают знание о них в единой целостной системе.
Единство методологии и теории. Разграничивая понятия «методология» и «теория», следует иметь в виду, что они внутренне едины. Разрабатываются не только общие проблемы методологии педагогики, но и методологические основы каждой из отраслей педагогической науки, методологические предпосылки, ориентиры и требования применительно к исследованию отдельных аспектов учебно-воспитательного процесса, а в исправительной педагогике – исправления. Теоретическая концепция, раскрывая сущность явлений, опровергая ложные воззрения, влияет на исследование и решение последующих проблем, служит для научной работы ориентиром, то есть имеет методологическое значение (выполняет методологическую функцию).
Принцип единства теории и практики имеет основополагающее значение для всех наук. В каждой отрасли знания этот принцип находит своеобразное преломление, содержательно конкретизируется[17].
Теория служит руководством для практической деятельности. Благодаря обобщающей и опережающей практику теории законодатель вносит в нормативные документы изменения, отражающие новые требования жизни. Вместе с тем в определённых отношениях практика полнее теории; она содержит элементы и свойства, от которых теория абстрагируется.
Педагогическая теория и практика представляют собой две взаимодействующие подсистемы. В этом взаимодействии проявляется общее соотношение между теорией и практикой: ведущая роль теории и решающее значение практики.
Влияние теоретических предпосылок на практическую деятельность велико, хотя не всегда ясно осознаётся. Одно дело, к примеру, если воспитатель считает осуждённых заведомо неисправимыми; другое, если он подходит к ним с оптимистической гипотезой. По-одному идёт работа, если педагоги стремятся и способны понять психологию правонарушителя; по-другому, если для них «чужая душа – потёмки».
Изучение принципов методологии, понимание таких категорий диалектики, как сущность и явление, необходимость и случайность, возможность и действительность, причина и следствие, уяснение взаимосвязей между ними, позволяет практическому работнику глубже осознать и увереннее применять теорию, полнее уяснить сущность своей деятельности.
Принцип научности. Принцип научности (по другой терминологии – принцип объективности) требует рассматривать изучаемые явления объективно, не предвзято, видеть их такими, как они существуют в действительности, не подгонять их под ту или иную идею, а, напротив, вносить в теорию коррективы исходя из анализа реальной действительности, предполагает соответствие содержания образования уровню развития современной науки и техники, опыту, накопленному мировой цивилизацией.
Принцип развития. Воспитание представляет собой вечную задачу человечества; в этом смысле оно общая и вечная категория. Вместе с тем его содержание, формы и методы постоянно изменяются.
Термин «метод» происходит от греческого слова «methodos», что означает путь, способ продвижения к истине, к ожидаемому результату[18].
Пути, способы познания объективной реальности принято называть методами исследования[19]. Для анализа и обобщения опыта используются разные методы: опрос, беседа, наблюдение, опытная работа, эксперимент и др.
Методы опроса: интервью и анкетирование. Эти методы обычно кажутся неспециалисту наиболее простыми, лёгкими, доступными. Однако такое представление неправильно; интервью и анкетирование требуют от исследователя тщательной подготовки, глубокого знания изучаемой темы, умения учитывать психологические особенности ситуации опроса, предотвращать типичные для опроса ошибки[20].
Опрос проводится в виде ответов испытуемых (респондентов) на поставленные вопросы. Он используется в двух основных формах: в виде интервью или беседы (устного опроса) и в виде анкетирования (письменного опроса). Интервью – разновидность опроса, в котором ставится цель выявить опыт, оценки. Анкетирование – разновидность опроса, в котором ставятся те же цели на основе анализа письменных ответов респондентов[21]. При опросах (устных и письменных), фиксирующих грамотность, осведомлённость, образованность, важно отличать вопросы, апеллирующие к памяти, от вопросов, которые позволяют выявить уровень развития индивида. Если опрашиваемый не может припомнить имя известного деятеля, название популярной книги, это ещё не свидетельствует о его неосведомлённости. Трудности припоминания могут объясняться различными причинами и носить временный характер. Следует формулировать вопросы так, чтобы не было необходимости вспоминать отдельные имена, названия, термины. При составлении анкеты важно заблаговременно уяснить, как ответы будут проанализированы, систематизированы и обобщены.
Беседа является традиционным методом педагогических исследований. В беседах выявляются отношения людей, их чувства и намерения, оценки и позиции. В беседах исследователи получают такую информацию, которую невозможно получить никакими другими способами. Педагогическая беседа отличается как метод исследования от житейской беседы своей познавательной целенаправленностью. Она позволяет установить личные контакты, выяснить вопросы, возникающие в ходе беседы; результаты бесед во многом зависят от тактичности ведущего беседу и его умения внимательно выслушать собеседника. Но беседы – очень сложный и не всегда надёжный метод. Поэтому, чаще всего, он применяется как дополнительный для получения необходимых разъяснений и уточнений по поводу того, что не было достаточно ясно при наблюдении или использовании других методов.
Наблюдение – непосредственное восприятие исследователем изучаемых педагогических явлений, процессов. Наряду с непосредственным прослеживанием хода наблюдаемых процессов практикуется и опосредованное, когда сам процесс скрыт, а его реальная картина может фиксироваться по каким-либо показателям.
Материалы наблюдений фиксируются с помощью таких средств как протокольные, дневниковые записи, видео-кино-регистрация, фонографические записи и др. Однако, следует отметить, что наблюдение позволяет обнаруживать лишь внешние проявления педагогических фактов. Внутренние же процессы остаются для наблюдения недоступными[22].
Опытная работа и эксперимент. Соотношение между опытной работой и экспериментом можно кратко сформулировать в следующих положениях. Эксперимент – всегда опыт. Но ставить знак равенства между опытной и экспериментальной работой нет оснований. Если рекомендации испытываются в практике ИУ и им даётся суммарная оценка, эта работа является опытной. Если же объективная зависимость между педагогическими средствами и их результатами прослеживается при точно установленных условиях, причём исследуется определённая теоретическая проблема, такую работу правомерно называть экспериментальной. Организация цельного педагогического опыта позволяет уверенно судить о педагогических результатах системы в целом. Однако в этом и уязвимая сторона цельного опыта: ведь оценивается результат влияния множества факторов, а действие каждого из них остаётся, как правило, недостаточно выявленным[23].
Система педагогических наук – одна из магистральных областей научного знания. Она сочетает общетеоретические, регионально-теоретические и частно-теоретические исследования на основе методологии. В педагогике возрастает значение теоретических, прежде всего, общепедагогических проблем, основанных на теории разного уровня, становится всё более актуальной задача внедрения конкретных методических рекомендаций прикладного характера в практику[24].