Написание основных элементов курсовой работы
Согласно традиционной структуре исследовательская работа должна иметь следующие основные элементы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, библиографический список, приложение.
Рассмотрим вопросы написания основных элементов работы.
1. Титульный лист - это первая страница работы, на которой указываются следующие сведения:
· полное наименование учебного заведения;
· вид работы (курсовая работа);
· направление исследования (дошкольная педагогика, специальная дошкольная психология, теория и методика физического воспитания и спорта и т.д.);
· специальность (код и название), дополнительная квалификация (если есть);
· наименование темы работы (прописывается без слова «тема», в кавычки не заключается, точка в конце названия не ставится);
· сведения о студенте (курс, группа, Ф.И.О. в родительном падеже);
· сведения о научном руководителе (ученая степень или звание, должность и преподаваемая дисциплина, Ф.И.О. в именительном падеже);
· наименование места выполнения работы и год ее написания (без слова «год»).
Являясь первой страницей курсовой работы, титульный лист, как правило, заполняется и оформляется в конце основного этапа выполнения работы, когда весь материал будет написан и оформлен в соответствии с требованиями, предъявляемыми к курсовым работам. Образец титульного листа представлен в прил. 1.
2. Оглавление – это вторая страница работы, где указываются все ее структурные элементы (введение, главы, заключение, библиографический список, приложение) и проставляются страницы, с которых они начинаются.
В курсовой работе, как правило, выделяется одна или две главы, объем которых должен быть примерно равен по отношению друг к другу. Если в работе представлена только одна глава, то она не выделяется, а в оглавлении указываются названия параграфов и пунктов.
Типичной ошибкой при составлении оглавления работы является наличие большого количества параграфов и пунктов, выделение которых свидетельствует о неумении студента систематизировать имеющийся материал. Рекомендуем в каждой главе выделять не менее двух и не более четырех параграфов. Также следует учесть, что каждый из пунктов должен быть объемом не менее двух страниц.
При составлении оглавления, чаще всего студенты встречаются с трудностями в формулировании названия заголовков работы (глав, параграфов, пунктов). Следующие рекомендации помогут избежать трудностей и грамотно сформулировать заголовки курсовой работы:
· Первостепенную важность имеет логическая последовательность выделенных глав, параграфов и пунктов.
· Основные понятия, сформулированные в названии темы курсовой работы, должны найти отражение в оглавлении работы, поскольку сущность каждого из них обязательно должна быть раскрыта в ее содержании.
· Заголовок должен быть достаточно кратким, т.е. не содержать лишних слов, но в тоже время он не должен состоять из одного слова. Односложный заголовок утрачивает конкретность и приобретает нежелательную для отдельной главы или параграфа широту.
· В заголовках следует избегать употребления узкоспециальных терминов, сокращений, аббревиатур.
· Название каждой главы нужно сформулировать так, чтобы оно не было созвучным теме работы и не оказалось шире ее по объему содержания.
· Заголовки должны быть озаглавлены так, чтобы их название точно соответствовало содержанию текста.
· Если в работе представлен материал практического исследования, то целесообразно главу, носящую теоретический характер, назвать «Теоретическое обоснование …» или «Теоретические аспекты изучения…» и т.п. В этом случае в названии главы или параграфа, в которой представлен материал практической работы, уместно употребить «Практическое изучение…», «Содержание практической работы по изучению…, по использованию…, по определению…, по предупреждению…, по развитию…, по формированию…, по выявлению…, по …. решению проблем…, по решению вопросов…, по внедрению… и т.п.».
Заметим, что первоначально составленное оглавление может иметь динамичный характер и изменяться: расширяются отдельные главы и параграфы, вводятся новые параграфы с учетом собранного материала, другие параграфы, наоборот, могут объединяться или изыматься. Все корректировки обязательно должны согласовывать с научным руководителем.
Образец оглавления курсовой работы представлен в прил. 2.
3. Введение – это вступительная часть работы, которая содержит в сжатой форме все фундаментальные положения, обоснованию которых посвящена курсовая работа студента (не более 2 страниц).
Рассмотрим структуру введения.
Обоснование актуальности темы исследования– одно из основных требований, предъявляемых к исследовательским работам. Обоснование актуальности должно кратко содержать причины выбора именно данной темы, объяснение того, почему к ней целесообразно обратиться именно сейчас, какова научная и практическая необходимость рассмотрения данного вопроса. Для подтверждения и усиления актуальности выбранной темы далее должно следовать рассмотрение степени научной разработанности проблемы. Здесь нужно перечислить прошлых и современных, отечественных и зарубежных ученых, занимавшихся данной проблемой в различных направлениях, указать недостаточно освещенные пункты, а также недостатки или искажения, обусловленные слабой освещенностью темы в литературе, если таковые имеют место. Важно не пройти мимо особо значимых работ, дать им обоснованную критическую оценку, отметить их главные достоинства и недостатки.
Далее формулируются компоненты понятийного аппарата: проблема, объект, предмет, цель и задачи исследования.
Проблема исследования - это научный вопрос, на который имеющиеся на сегодняшний день знания не дают готового ответа [14].Ставя проблему, исследователь отвечает на вопрос: “Что надо изучить из того, что раньше не было изучено?”. Проблемы обусловленывозникшими противоречиями типа: практика – практика; практика – теория; теория – теория.
В формулировке проблемы должно быть заложено противоречие, которое необходимо разрешить в процессе исследования. Проблема формулируется, как правило, в виде вопроса (как? какие? и т.д.). Например: Как организовать работу с семьей в условиях специального дошкольного учреждения для детей с нарушениями зрения? Какие условия необходимо соблюдать при занятии туризмом, чтобы он способствовал оздоровлению младших школьников? Как использовать компьютерные программы в обучении иностранному языку в основной школе?
Объект исследования - это процесс или явление, порождающее проблему и избранное для изучения [14]. Объектом исследования может быть: процесс воспитания, процесс формирования, процесс развития, внеклассная работа, деятельность воспитанника, взаимодействие между субъектами процесса, психические процессы и т.п. Объект исследования является более широким понятием, чем предмет исследования.
Предмет исследования – это часть объекта, выбираемая для исследования, его изучение и является целью исследования. Это может быть: содержание, условия, среда, формы, методы, приемы обучения и воспитания, деятельность. Часто предмет исследования совпадает с темой исследования или близок к ней по звучанию.
Далее выделяется цель исследования – это то, что мы хотим получить при проведении исследования, некоторый образ будущего. Формулировка цели начинается с глагола: изучить, рассмотреть, описать, установить, выяснить, определить, вывести и т.п. Цель исследования направлена на решение поставленной проблемы.
Задачи исследования - это составные части цели; конкретные последовательные действия, которые необходимо выполнить для достижения поставленной в работе цели или решения проблемы. Фактически, определение задач составит план работы, который будет отражен в оглавлении.
При формулировании задач исследования следует учитывать следующее:
· в курсовой работе должно быть не более 2 - 3 задач;
· чем больше ставится задач, тем больше ответов необходимо дать на поставленные вопросы, тем больше потребуется формулировать выводов;
· задачи формулируются конкретно, в соответствии с темой, проблемой и целью исследования;
· формулировка задач начинается с глагола:проанализировать, изучить, рассмотреть, описать, определить, обобщить, установить, предложить, выявить, выяснить, разработать, проверить в опытной работе, апробировать, создать и т.п.
Для того чтобы убедиться в правильности формулировки выдвинутых задач, необходимо вернуться к цели исследования и сопоставить их.
Рассмотрим пример формулировки понятийного аппарата по теме «Профилактика профессионального выгорания педагогов дошкольных образовательных учреждений». Студент может сформулировать проблему исследования так: Какие способы профилактики синдрома профессионального выгорания могут быть использованы педагогами дошкольных образовательных учреждений? Объект исследования – синдром профессионального выгорания педагогов дошкольных образовательных учреждений, предмет исследования – способы профилактики профессионального выгорания педагогов дошкольных образовательных учреждений. Цель исследования – изучить способы профилактики профессионального выгорания педагогов дошкольных образовательных учреждений. Для достижения поставленной цели могут быть выдвинуты следующие задачи:
1. Изучить сущность понятия «синдром профессионального выгорания».
2. Рассмотреть симптомы профессионального выгорания педагогов дошкольных образовательных учреждений.
3. Предложить способы профилактики профессионального выгорания педагогов дошкольных образовательных учреждений из опыта работы практикующихся психологов.
Важно помнить, что все компоненты понятийного аппарата взаимосвязаны и дополняют друг друга. Для уточнения понятийного аппарата необходимо тщательно сопоставить все формулировки, проверить все соответствия и найти их отражение в выводах, которые будут написаны в заключении. По степени их согласованности можно судить о качестве работы.
Во введении курсовой работы обязательно необходимо сформулировать теоретическую основу исследования. Теоретической основой являются работы, труды, взгляды, позиции, авторские идеи ученых, педагогов, психологов, в которых наиболее полно освящены аспекты рассматриваемой проблемы или интересно представлены точки зрения на предмет исследования. Под теоретической основой исследования имеются в виду не все источники, которые автор указывает в библиографическом списке - их десятки. Здесь речь идет о двух-трех научных трудах ученых, педагогов или психологов, которые автор работы больше использовал при написании исследования.
Более сложным для студента является выделение методологической основы исследования,которую могут представлять фундаментальные концепции, учения, положения, теории, подходы выдающихся отечественных или зарубежных ученых, педагогов и психологов, которые легли в основу исследования. Если студент желает представить свое исследования на более высоком научном уровне, то он может последовательно выделить во введение курсовой работы как методологическую, так и теоретическую основы исследования. В большинстве случаев студенты ограничиваются формулировкой теоретической основы исследования.
Прописывая теоретическую и методологическую основы исследования, необходимо не просто указать фамилии авторов, а кратко представить те направления, положения или концепции, которые были использованы или легли в основу курсовой работы.
Например, представляя теоретическую основу курсовой работы по рассматриваемой нами теме о профессиональном выгорании, автор может написать: «В исследовании мы опирались на авторские идеи психологов Н.Г.Осуховой о профилактике профессионального выгорания и Е.Г.Ожеговой о факторах профессионального выгорания и методиках его диагностики».
Если в качестве примера рассмотреть курсовую работу по теме «Методы диагностики психологической готовности ребенка дошкольного возраста к обучению в школе», то автор работы мог написать следующее: «Методологической основой исследования является концепция психологической готовности к обучению в школе А.Н.Леонтьева и теория развивающего обучения Л.С.Выготского. Теоретическую основу исследования составляют научные труды Н.И.Гуткиной, которая разработала диагностическую программу по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению».
Наряду с этим можно использовать следующие фразы:
· теоретической основой исследования являются взгляды (позиции, мнения, научные труды, работы, авторские идеи) ученых… о …;
· методологическую основу исследования составляет концепция (учения, положения, теории, подходы) ученых … о …;
· которая наиболее полно (впервые) обосновала (освятила)…;
· который аргументировано представил…;
· … подробно рассматривает…;
· … не исключает возможности …, объясняя это…. и т.п.
Успешность выполнения курсовой работы в наибольшей степени зависит от умения студента выбрать наиболее результативные методы исследования, поскольку именно они позволят достичь поставленной в работе цели.
Метод исследования – это способ получения достоверных научных знаний, умений, практических навыков и данных в различных сферах жизнедеятельности. Выделяют 3 группы методов, приведенных в табл. 1.
Осуществляя выбор того или иного метода исследования, студент должен отчетливо представлять, с какой целью он его использует, какую задачу он помогает разрешить, какую полезную информацию по изучаемому вопросу он обеспечивает. Из разнообразия методов исследования необходимо выбрать такие, которые позволят получить достоверные результаты. Предпочтение следует отдавать комплексному использованию различных методов исследования.
Таблица 1
|
Цель проведения научного исследования - получение нового для общества знания. Следует отметить, что для курсовой работы научная новизна результатов может иметь субъективный характер и определяться не по отношению к обществу, а по отношению к исследователю. Говоря о новизне исследования, следует говорить о том,какой вклад внес автор в решение той или иной проблемы. Новизна исследования может строиться в следующих формулировках: описаны (условия…), раскрыты (формы и методы…), обоснованы (приемы использования…, положения о…), определены (педагогические условия…, возможности использования…), выявлены (особенности…), установлены (критерии…), обоснованы (условия формирования…), сформулированы (рекомендации…, требования…), смоделирована (последовательность включения…), разработан (комплекс…) и т.д..
Целесообразно выделить практическую значимостькурсового исследования и указать категории лиц, которым будет интересно познакомиться с его результатами (студенты педагогических колледжей, воспитатели дошкольных учреждений, родители, учителя, психологи и т.п.). Практическую значимость исследования следует отличать от практической значимости темы исследования, которая указывается до проведения исследования и рассматривается при характеристике актуальности.
Образец написания введения представлен в прил. 3.
Прежде чем перейти к вопросам написания основной части, в которой излагается основной материал исследования, стоит обратить внимание на то, что для оценки курсовой работы достаточно прочитать введение, обратить внимание на выводы, отраженные в заключении, сопоставить их между собой и можно сказать, насколько доведено до конца, а также логично и полно построено исследование. Кроме этого, беглый просмотр библиографического списка позволит судить о широте кругозора автора – и мнение о курсовой работе сформировано. Это еще раз подтверждает необходимость обдуманно, серьезно и не спеша подойти к написанию столь небольшой по объему части курсовой работы как введение.
4. Далее пишется основная часть работы.
Курсовая работа требует анализа литературы. Изучение литературы по избранной теме осуществляется с целью освещения характера постановки и решения определенной проблемы различными авторами, ознакомления с аргументацией их выводов, с тем, чтобы на основе анализа, систематизации, осмысления полученного материала выяснить современное состояние вопроса.
Основная часть работы делится на главы, параграфы и пункты, выделение которых должно служить логике изложения материала. Основная часть работы должна обязательно соответствовать оглавлению работы. В работе не должно быть материала, выходящего за рамки темы или связанного с ней косвенно, но в тоже время материал должен полностью раскрывать тему исследования. При написании основной части курсовой работы, необходимо придерживаться основных правил изложения материала и использовать научный стиль изложения.
Правила изложения теоретического материала курсовой работы:
· логический переход от одной главы к другой, от параграфа к параграфу, а внутри параграфа – от пункта к пункту;
· содержание главы, параграфа или пункта должно соответствовать его названию;
· представление мнений различных авторов по одному вопросу с их обязательной аргументацией, выделение главных (интересных, малоизученных, недостаточно освещенных в настоящее время) положений и ведущих идей в соответствии с поставленными задачами; возможно сравнительное исследование зарубежного и отечественного опыта по решению аналогичных проблем;
· при изложении спорных (противоречивых) вопросов необходимо приводить мнения различных ученых и практиков, обосновав свое мнение или согласившись с одной из уже имеющихся точек зрения, выдвигая соответствующие аргументы;
· классификация, сравнение, систематизация, критический анализ представленных мнений;
· отражение своей позиции, точки зрения, мыслей, оценок, предложений и обязательное их обоснование;
· формулирование выводов по каждой, главе, параграфу и пункту, которые должны соответствовать основному тексту и названию главы, параграфа или пункта;
· после каждого цитирования обязательно делается ссылка на автора и источник;
· при ссылке на высказывания авторов рекомендуется использовать такие глаголы как: анализирует, возражает, высказывает мнение, добавляет, доказывает, допускает, задает вопрос, излагает, констатирует, надеется, находит, начинает, не разделяет точку зрения, не соглашается, обнаруживает, обсуждает, объясняет, одобряет, отвечает, отмечает, отстаивает, определяет, пересказывает, пишет, повторяет, поддерживает, подтверждает, позволяет, полагает, понимает, предлагает, предполагает, представляет, признает, принимает точку зрения, приходит к выводу, разбирает вопрос, разделяет, размышляет, разрешает, разъясняет, рекомендует, решает проблему, следует, соглашается, сомневается, сообщает, спрашивает, ссылается, считает, указывает, упоминает, утверждает, уточняет;
· в тексте работы обязательно должны быть ссылки на приложение, если оно представлено в работе.