Специализация тренеров

Общая эрудиция и универсализм не исключают более узкой специали­зации тренеров. Это отражает общую тенденцию профессионализации тре­нерского труда в связи с углублением знаний о предмете. Чем выше уровень гимнастики как вида спорта, тем ярче выступает необходимость более уз­кой профессиональной ориентации тренера. Кроме того, одному тренеру просто не под силу освоить все виды подготовки в равной степени, в том числе базовые и вспомогательные виды: физическую, хореографическую, акроба­тическую, батутную. Трудно рассчитывать на успешную работу с несколь­кими поколениями учеников от «нулевого» цикла до высот мастерства. Все это и определяет специализацию тренеров. Сочетание специалистов разно­го профиля в одном коллективе создает жизнеспособный гимнастический организм, подобный пчелиному улью или муравейнику, где есть «матки», «солдаты», «рабочие», «разведчики» и т.п.

В гимнастике определились направления специализации по контингентам занимающихся.

Тренеры, ответственные за набор, должны хорошо знать критерии от­бора для занятий гимнастикой. Тренеры, работающие в начальном звене, должны отлично знать возрастные особенности детей, уметь работать с но­вичками, любить малышей.

Вопрос о передаче учеников и взаимозаменяемости тренеров решается в каждой школе по договоренности. В одних случаях тренер заинтересован сам продвигаться вместе с учениками по всем ступенькам многолетней под­готовки. В других случаях — доводит учеников до определенного уровня и передает их тренеру следующего звена, знатоку гимнастики высшего уров­ня. Что лучше — сказать трудно. Все зависит от сложившихся взаимоотношений, договоренности, личных притязаний тренера, его способностей про­явить себя в данном амплуа.

Во всяком случае, можно перечислить проблемные ситуации, обуслов­ливающие специализацию тренера: отбор, начальная подготовка, специали­зированная подготовка, работа с гимнастами-мастерами, работа со сборной командой, специализация тренеров в связи с работой с женщинами или с мужчинами. При этом имеет значение контакт с небольшой группой гимна­стов на уровне индивидуальной работы либо общение с большими группа­ми занимающихся, что типично как для начального звена, так и для старше­го тренера команды.

Специализация по видам многоборья нецелесообразна, так как основная забота тренера — это подготовка гимнаста-многоборца. Это не исключает того, что отдельные виды тренер «чувствует» лучше других, может проявить себя как консультант по данным видам.

А вот специализация по сопутствующим (смежным) базовым видам под­готовки в современной гимнастике приносит хорошие результаты. В крупных спортшколах, в сборных командах необходимо иметь тренера-акроба­та, тренера-хореографа.

Тренер по акробатике обеспечивает подготовку гимнастов в вольных упражнениях, готовит к сложным соскокам со снарядов в тренажерных условиях (батут и акробатическая дорожка с ямой и др.), проводит акро­батическую разминку, уроки, страхует на ковре при выполнении сложных трюков.

Тренер по хореографии (в работе с женщинами и мужчинами) отвечает за композицию вольных упражнений, упражнений на бревне, проводит уроки хореографии, хореографическую разминку.

Помощник-ассистент тренера по музыкальной части работает в тесном контакте с хореографом. Еще недавно это сводилось к функции пианиста-аккомпаниатора. С введением в практику выступлений под фонограмму работа пианиста сузилась до сопровождения занятий по хореографии. В то же время в обязанности специалиста стали входить подбор и запись фонограмм, монтаж аудиокассет, обслуживание музыкального центра в зале во время тренировки и на соревнованиях.

Работоспособная бригада (команда) тренеров отличается разделением труда по амплуа, психологической совместимостью, возможной взаимозаменяемостью в случае необходимости. Многое зависит от лидера бригады тре­неров, как правило, опытного специалиста, способного сформулировать кон­цепцию совместной работы, четкие цели и задачи, организовать учебно-тре­нировочный процесс в целом.

Автократический стиль (менторский, «диктаторский») построен на «железной» дисциплине, единоначалии, подавлении самостоятельности. Положи­тельные результаты такого типа общения временны, недолговечны. Коллек­тив не формируется и распадается. Трудно создать устойчивую группу тре­неров, если руководитель тяготеет к либеральному стилю деятельности. Попустительство, бесконтрольность («полное» доверие коллегам), частая смена ориентиров в постановке целей и задач не способствуют успеху в организации деловых отношений.

Высокие спортивные результаты гимнастов прямо связаны с деятельностью тренеров. Модельные характеристики тренера включают большое ко­личество функциональных обязанностей, с которыми он должен успешно справляться, педагогические способности, реализуемые в профессиональной деятельности, личностных взаимоотношениях на разных уровнях общения.

ГЛАВА 2

ТИПЫ И ВИДЫ СПОРТА

Наши рекомендации